Содержание номера

Лехаим № 2 (274)

1 февраля 2015
Поделиться

Купить журнал

Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

Дом учения: Слово раввина

Любви и братства, мира в доме и дружбы навек

Берл Лазар

Дом учения: Щепотка знаний

Все цвета черно-белой радуги

Александр Фейгин

Дом учения: Актуальная Алаха

Собака в еврейском доме

Александр Элькин

Университет: Мир искусства

У истоков синагоги: происхождение и классификация

Светлана Тарханова

Университет: Свидетельские показания

Обыкновенная история

Ева Ершова

Университет: Философский камень

Голем: легенда или миф

Ури Гершович

Университет: Открытый доступ

Изверги и наймиты, спекулянты и проходимцы

Публикация подготовлена Галиной Зелениной

Университет: Интервью

Бенгт Янгфельдт: «Мне самому не хотелось писать агиографию, но что делать»

Беседу ведет Михаил Эдельштейн

Университет: Хроника

Нос за базар

Константин Мильчин

Университет: Интервью

Александр Мильштейн: «“Параллельная акция” — монолог с последней прямотой»

Беседу ведет Андрей Краснящих

Хочешь мира — готовься к очередной войне в Газе

Ксения Светлова

Из Донбасса репатриируются без «Сохнута»

Беседу с Йехиэлем Экштейном и Давидом Шехтером ведет  Эдуард Докс

свидетельские показания

Ребе, Максвелл и 192 ребенка

Беседу вел Семен Чарный

Слава Рабинович: «Злые клоуны — это небезопасно»

Беседу ведет Борис Немировский

Фолк, бузуки и пророк Ирмеяу

Шауль Резник

Ванзее

Александр Иличевский

Люба Якир: шахматы + экскаватор

Владимир Шляхтерман

Почему свидетели Шоа не свидетельствуют о Шоа и другие манипуляции отрицателей и ревизионистов

Беседу ведет Афанасий Мамедов

50 кубических сантиметров воздуха дадаизма

Жанна Васильева

Алексей Мокроусов

Будем радоваться

Евгения Гершкович

Последний «формалист»

Ирина Кордонская

Луиза Райнер. Жертва «Оскара»

Ирина Кордонская

Елена Чуковская. Хранительница традиций

Евгения Иванова

Жертвы и участники

Ирина Мак

Перешагнув порог

Сергей Сычев

Размахивая палочкой

Камила Мамадназарбекова

Музыка требует жертв

Ирина Мак

Шаурма, шоарма, шаварма

Феликс Ручаевский

Там, где ночуют звезды

Полезные обряды

И было однажды…

Поделиться

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них

Раввины считали Маккавеев слишком воинственными?

Было бы легко сказать, что раввины, будучи не воинами, а учеными, пытались свести к минимуму военный аспект победы Хасмонеев, подчеркивая вместо этого храмовое служение, ритуальное зажигание меноры в каждом еврейском доме и тонкости закона. Превратив Йеуду Молота буквально в молот, высекающий искру, от которой загорелась лавка, они, кажется, предупредили об опасностях военной силы.

Головоломное чудо Хануки

Традиция не сочла нужным сохранить детальный рассказ и жестко сократила историю Хануки. А историография не составила общепринятую версию для потомков. Так что в сознании современных евреев остались лишь смутные контуры, схематичная зарисовка, которая передается следующим поколениям в молитвах и преломляется в многовековых комментариях к Вавилонскому Талмуду. На фоне всех этих разночтений подлинное ханукальное чудо не в том, что одного кувшинчика масла хватило на восемь дней и восемь ночей. Чудо в том, что евреи хоть немножко помнят о Хануке