Жертвы и участники

Ирина Мак 24 марта 2015
Поделиться

Выставка «Евреи России и первая мировая война» в Еврейском музее и центре толерантности стала последним, наверное, культурным событием, которым в нашей стране отмечается печальный юбилей — столетие первой мировой войны.

Таких событий было немного, та вой­на вообще не очень принимается во внимание в России. Последующие события отодвинули ее вместе с ужасами и бедами, которые она принесла населению России, но особенно евреям, обвиненным в нелояльности, шпионаже, пособничестве врагу, униженным и насильно переселенным… Притом что, как и все, евреи были на фронте. «В 1914–1917 годах в русской армии служили около 600 тыс. евреев, не менее 100 тыс. из них погибли на фронте», — отмечает исследователь Еврейского университета в Иерусалиме доктор Семен Гольдин, сокуратор выставки, собранной из документов, фотографий, вещей, найденных в российских музеях и архивах (второй куратор Григорий Казовский). Для «Лехаима» профессор Гольдин рассказывает о самых интересных экспонатах.

 

— Первая мировая война — событие, которое оказалось закрыто для русской исторической памяти, как и для еврейской исторической памяти, всем, что произошло в 1917 году и позже. Нам казалось это несправедливым. И мы попытались заново вписать эту страницу в историю. Решающую роль здесь сыграл Музей истории евреев России (МИЕВР), предоставивший больше половины всего, что выставлено в экспозиции. А если говорить о подлинниках фотографий и документов, то, наверное, доля экспонатов МИЕВР составляет около восьмидесяти процентов.

Польский еврей молится о победе. Почтовая открытка (фрагмент). Венгрия. 1917

Польский еврей молится о победе. Почтовая открытка (фрагмент). Венгрия. 1917

Из того, что на выставке оказалось действительно редкого и уникального, я прежде всего назову кофейник, сделанный из гильзы от снаряда, и замечательный парохет, пожертвованный синагоге в память о некоем еврее, погибшем в 1915 году. Очень интересна коллекция немецких открыток Feldpost — полевой почты, — показывающая евреев, еврейский быт, еврейские профессии — и отношение к евреям в немецкой и австрийской армиях. Эта тема нам мало известна, и открытки ее прекрасно раскрывают. Кроме того, если говорить о евреях, служивших в немецкой армии, надо упомянуть литографии Германа Штрука, тоже из коллекции МИЕВР. Штрук был, с одной стороны, немецким офицером — служил в Ковно в немецком штабе, а с другой — еврейским художником и сионистом. Мы показываем его автопортрет в немецкой военной форме и его зарисовки: дома, синагоги, еврейские типы….

Что же касается подлинных трехмерных экспонатов, то нам очень помог Российский этнографический музей в Петербурге, предоставив костюмы: на выставке стоят два манекена, такие «ожившие» евреи тех лет. Эти вещи важны еще потому, что экспозиция получилась в основном двумерной — документы, фотографии, изображения. Объемных экспонатов мало. Была идея поставить против этой еврейской «пары» русского солдата, лучше со штыком, или казака. Но ни в Питере, ни в Москве нам никто не смог помочь с полным комплектом формы. В ГИМе сказали: «У нас нет полного набора». Это удивительно: десятки миллионов человек были призваны, воевали в этой форме, а в главных музеях столицы ее нет. Нереально оказалось и выставить оружие — из‑за требований к его хранению. Но есть фотоаппарат, который дает ощущение подлинности среды. Всю эту хронику кто‑то снимал… Причем этот фотоаппарат с историей — он принадлежал инженеру, который строил Перекопские укрепления для Врангеля.

Экспонат, которым я лично горжусь больше всего, — подлинный лист газеты «Голос Белостока», с манифестом об объявлении войны. И внизу набранное более крупным шрифтом траурное объявление о кончине еврейского коммерсанта Альтмана. Этот лист открывает выставку и сразу вводит нас в тему, о которой мы хотим говорить.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»