Члены нигерийской еврейской общины игбо, которая утверждает, что является потомками библейского еврейского клана, поставили перед собой историческую цель: зарегистрировать команду для участия в Маккабиаде 2025 года в Израиле, пишет журналист «Ynet» Яир Каттан.
В случае успеха они станут первой командой из стран Африки к югу от Сахары, которая примет участие в играх, состоящей из игроков из синагогальных команд, разбросанных по небольшим еврейским общинам Нигерии. Задача колоссальна — как в финансовом, так и в религиозном плане.
Эта одна из самых загадочных еврейских общин. Многие даже не признают ее как еврейскую общину. Хотя их точное число неизвестно, десятки тысяч игбо — или, возможно, больше — живущих в регионе Биафра в Нигерии, идентифицируют себя как евреи.
Они заявляют о прямом происхождении от колена Гада и на протяжении тысячелетий придерживаются практик, связанных с еврейским календарем, включая соблюдение праздников, обрезание, ношение кипы, чтение Торы и пост.
Из-за нехватки кошерной пищи в Нигерии и отсутствия главного раввина, который бы курировал общины, многие действуют независимо, выращивая свою еду, чтобы гарантировать соблюдение диетических законов. Их жизнь нелегка — они сталкиваются с преследованиями и остракизмом как со стороны мусульман, так и со стороны христиан, включая христиан-игбо, которые их отвергают.
Один из лидеров движения игбо, Ннамди Кану, находится в тюрьме в Нигерии, и его жизнь находится под угрозой из-за осуждения его организации правительством Нигерии. Между тем, главный раввинат Израиля не признает их евреями. Хотя Маккабиада приветствует евреев всех направлений и общин иудаизма, участие в ней зависит от Закона о возвращении.
В этом и заключается проблема, поскольку раввинат не одобрил их еврейский статус. Игбо не собираются репатриироваться в Израиль. Они просто хотят, чтобы их иудаизм признали. Без признания они не смогут участвовать в том, что они называют «Израильской Олимпиадой».
Идея участвовать в соревнованиях зародилась в последние годы в ходе совместных встреч в шабат для укрепления внутреннего единства. Синагоги по очереди принимали молодых евреев – игбо, которые приезжали издалека, чтобы вместе изучать Тору, участвовать в еврейских дискуссиях и организовывать футбольные турниры по воскресеньям.
Постепенно эти матчи стали привлекать зрителей. К ним присоединились игроки постарше, и команды синагог начали соревноваться чаще, не дожидаясь особых случаев. Некоторые участники удивили зрителей впечатляющими навыками.
«Создание клуба было творческой инициативой по объединению и развитию талантливых молодых игроков», — заявил пресс-секретарь футбольного клуба «Игбо Маккаби» Авраам Бен Авраам. «Наша цель — участвовать в Маккабиаде 2025 года и будущих мероприятиях. Большинству игроков от 18 до 26 лет; 80% — игбо, а остальные принадлежат к другим племенам с еврейскими традициями. Сейчас наша главная задача — начать процесс регистрации на Маккабиаду.
Мы сталкиваемся с логистическими и финансовыми трудностями при отправке команды на международный турнир. Мы все еще выясняем, что требуется, но для участников, впервые принимающих участие, отправки электронного письма во всемирную организацию «Маккаби» будет недостаточно. Мы работаем с представителем в Израиле».
Движущей силой проекта является кантор еврейской синагоги Гихон в Абудже Шломо Бен Яаков. Он мечтает стать главным раввином Нигерии после завершения необходимого обучения. В то же время он увлеченный тренер, который собрал команду, нацеленную на участие в Маккабиаде.
В беседе с BBC Бен Яаков заявил: «Те из нас, кто знает свои корни, уверены в своей идентичности. Если христиане и мусульмане могут принимать своих и поддерживать своих, то я думаю, что евреи также должны проявить некоторую поддержку».
Он выразил разочарование требованием пройти гиюр для признания Главным раввинатом, настаивая на том, что как новообращенные мы будем рассматриваться как граждане второго сорта.
Бен Яаков, имеющий многолетний опыт игры в футбол, сформировал игровую философию «Маккаби»: оттачивание технических навыков, поощрение командной работы и содействие личностному росту. Долгосрочная цель — устойчивая модель развития молодых спортсменов – евреев в Нигерии для достижения профессионального уровня, но Маккабиада остается основной мечтой.
«Часть наших подготовительных шагов к Маккабиаде включает комплексную программу тренировок в спортивном комплексе в Абудже», — пояснил Бен-Авраам. «Команда тренируется еженедельно и играет товарищеские матчи, чтобы морально подготовиться к Маккабиаде. Руководство намерено открыть лагерь за четыре месяца до Маккабиады 2025 года, приступив к максимальной подготовке, чтобы улучшить результаты игроков, даже будучи аутсайдерами турнира».
На Хануку запланирован футбольный матч против команды израильтян из общины «Хабада» в столице Нигерии, что станет первым разом, когда они встретятся в качестве соперников с евреями неигбо.
25-летний Кадмиэль Имануэль, член еврейской синагоги «Гихон» в Абудже, заявил: «Наша цель — стать первой еврейской командой из Западной Африки, которая примет участие в Маккабиаде. С тех пор как мы услышали о соревновании, мы неустанно работаем, чтобы быть в форме и быть готовыми к соревнованиям.
Мы тренировались вместе и сыграли несколько матчей против сильных соперников, но каждый раз мы показывали впечатляющие результаты, работали как команда и доказывали себе, что готовы соревноваться на высшем уровне. Мы понимаем предстоящие трудности, поскольку стремимся достичь беспрецедентных результатов, но мы неуклонно прогрессируем, упорствуем и прикладываем значительные усилия как на поле, так и за его пределами, чтобы обеспечить свой успех.
Если мы в конечном итоге попадем на соревнования, мы будем представлять не только себя, но и всех нигерийских и других евреев из стран Африки к югу от Сахары, поэтому мы полны решимости сделать все возможное на израильской Олимпиаде, даже будучи аутсайдерами».
Еще один претендент на участие в команде, 23-летний Йерубабель Гидеон из синагоги «Бейт-Хессад» в Абе, заявил, что для него быть частью еврейского спортивного клуба имеет большое значение. «Я хотел бы выразить свою сердечную благодарность и радость за то, что являюсь частью футбольного клуба «Маккаби-Нигерия», еврейской нигерийской команды, которая стремится участвовать в Маккабиаде в Израиле. В течение нескольких лет мы занимаемся еврейским футболом на низовом уровне, но это было немного неорганизованно и без внешнего управления по сравнению с тем, что у нас есть сейчас — молодые профессиональные футболисты», — заметил он.
«То, что мы пытаемся сделать, многие считают невозможным. Но как команда мы верим, что сможем. Люди здесь сотрудничали с евреями по всему миру в различных областях деятельности. Поэтому мы считаем, что можем также сотрудничать с остальным мировым еврейством в области спорта через Маккабиады», — добавил Гидеон.
Поддержку усилиям оказывают Инициатива по развитию прогрессивного иудаизма (IPJD) и Фонд Авраама Бен-Авраама, две некоммерческие организации в рамках местной еврейской общины, пропагандирующие футбол среди нигерийских евреев.
На международном уровне клуб получает поддержку от некоммерческой организации «Кулану», помогающей отдаленным еврейским общинам в Африке, Азии и Латинской Америке, и ищет дополнительную поддержку от организаций в США и Великобритании. Эта поддержка имеет решающее значение, поскольку участие в Маккабиаде обходится в тысячи долларов на игрока, сумма, недоступная для большинства членов общины.
Шауль Мейселис, председатель Ассоциации игбо-друзей Израиля, давно боролся за их признание как евреев. Недавно он обратился к недавно назначенному главному сефардскому раввину Давиду Йосефу, призвав пересмотреть их статус.
«Я надеюсь, что дверь откроется», — заявил Мейселис. «Я напомнил ему, что его отец, Овадья Йосеф, стоял у истоков признания индийских и эфиопских евреев, и он может последовать его примеру. Игбо несправедливо были названы неевреями из-за прошлых обращений в христианство, но они терпят трудности ради иудаизма, даже сталкиваясь с оскорблениями со стороны нигерийской армии и экстремистов «Боко Харам».
Они проявляют исключительную преданность и набожность, строя синагоги и соблюдая еврейские обычаи. Евреи диаспоры существовали всегда, и так же, как у эфиопских евреев, в конечном итоге добившихся признания, у игбо есть явные признаки еврейского наследия».