Новости

В этом году в Польше не состоится традиционная церемония зажигания ханукальных свечей в Президентском дворце. Об этом сообщила газета “Rzeczpospolita”, отметив, что решение означает разрыв с практикой, введённой ещё при президенте Лехе Качиньском и сохранявшейся при его преемниках.

По данным издания, в еврейских общинах страны не располагают информацией о подготовке ханукальной церемонии у президента. Речь идёт о традиции, существовавшей более десяти лет и символически подчёркивавшей присутствие еврейской общины в общественной и государственной жизни Польши.

Ещё во время избирательной кампании нынешний президент Кароль Навроцкий публично заявлял, что не намерен организовывать ханукальные мероприятия в Президентском дворце. В интервью радиостанции RMF FM он пояснял, что серьёзно относится к своей христианской идентичности и предпочитает отмечать праздники, которые считает близкими лично для себя.

При этом ханукальные торжества в этом году запланированы в польском Сейме. Новый маршал Сейма Владислав Чарзасты подтвердил, что парламент продолжит традицию проведения церемонии зажигания ханукальных свечей. Мероприятие намечено на 15 декабря.

Раввин Шалом Дов Бер Стамблер, председатель движения «Хабад-Любавич» в Польше и один из организаторов ханукальной церемонии в Сейме, заявил в разговоре с “Rzeczpospolita”, что сотрудничество с канцелярией Сейма остаётся конструктивным и ожидается широкое представительство на мероприятии.

Ханука — один из центральных праздников еврейского календаря, посвящённый освящению Иерусалимского Храма и победе Маккавеев над эллинистами. В этом году праздник начинается вечером 14 декабря.

Поделиться
Отправить

Армия обороны Израиля сообщила о ликвидации в Газе одного из ключевых командиров ХАМАСа Раада Саада, которого в израильских силовых структурах называют одним из главных архитекторов нападения 7 октября 2023 года. Удар был нанесён в субботу днём по автомобилю в прибрежной части города Газа. Об этом сообщили Армия обороны Израиля и канцелярия премьер-министра, информацию подтвердило издание “The Times of Israel”.

По данным ЦАХАЛа, Саад возглавлял штаб по производству вооружений ХАМАСа и занимал второе место в иерархии военного крыла группировки после нынешнего военного руководителя Изз ад-Дина Хаддада. Он считался одним из немногих уцелевших представителей высшего военного командования ХАМАСа в секторе Газа.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр обороны Исраэль Кац заявили, что ликвидация Саада стала прямым ответом на подрыв самодельного взрывного устройства в южной части сектора Газа несколькими часами ранее, в результате которого были легко ранены два израильских резервиста. В совместном заявлении они подчеркнули, что Саад в последние дни занимался восстановлением военного потенциала ХАМАСа и планированием новых атак, что являлось грубым нарушением условий режима прекращения огня.

В ЦАХАЛе сообщили, что Саад на протяжении последних лет играл центральную роль в формировании военной стратегии ХАМАСа, участвовал в разработке плана вторжения в Израиль под кодовым названием «Стены Иерихона», а также стоял у истоков создания элитного подразделения «Нухба», бойцы которого возглавили нападение 7 октября. Кроме того, он отвечал за производство и восстановление вооружений как до войны, так и в ходе ее.

Палестинские источники сообщили о четырёх погибших и более чем двадцати раненых в результате удара. ХАМАСа, не называя имени Саада, обвинил Израиль в попытке сорвать соглашение о прекращении огня и возложил ответственность за последствия на израильскую сторону.

Ранее в тот же день ЦАХАЛ сообщил о ликвидации ещё нескольких вооружённых боевиков, пересёкших линию разграничения в северной и южной частях сектора Газа и представлявших непосредственную угрозу израильским подразделениям. В армии подчеркнули, что действия ХАМАСа, включая попытки восстановить военную инфраструктуру и использовать взрывные устройства против израильских сил, рассматриваются как систематические нарушения достигнутых договорённостей.

Поделиться
Отправить

18-летний разработчик из Калифорнии Сина Матиан создал приложение Tefillin Timer — простой iOS-инструмент, призванный помочь пользователям регулярно исполнять еврейскую традицию наложения тфилин. Как рассказал Матиан, идея приложения возникла после того, как в конце 2023 года он сам стал более последовательно соблюдать еврейские заповеди. По его словам, регулярное изучение Торы, выполнение ежедневных обрядов и ношение тфилин «изменили жизнь к лучшему», и это подтолкнуло его к созданию продукта, который может помочь другим.

Приложение учитывает календарь: одни дни требуют наложения тфилин, в другие — особенно в праздники — это запрещено. Пользователь получает настраиваемые напоминания, а система автоматически распознаёт наступление субботы и праздников. В Tefillin Timer также включены инструкции для ашкеназских и сефардских традиций, аудиоуроки и поэтапные подсказки с транслитерацией.

Матиан полностью разработал приложение самостоятельно. Самой сложной частью он называет не программирование, а изучение нюансов традиций. Выросший в сефардской семье реформистского направления, он обратился за консультациями к местным преподавателям Хабада, чтобы инструкции соответствовали обычаям разных общин.

Tefillin Timer распространяется бесплатно: в приложении нет рекламы, платных функций, сбора данных или требований о регистрации. «Я не зарабатываю на этом, — говорит Матиан. — Мне важно, если это поможет кому-то стать ближе к Всевышнему». По его словам, сейчас приложение используют около тысячи человек, и первые отзывы пользователей — друзей, семьи и членов общины — были «очень ободряющими».

Разработчик отмечает, что использует приложение ежедневно, и что напоминания помогли превратить намерение соблюдать заповедь в устойчивую привычку. В перспективе он рассматривает возможность добавить в приложение компас на Иерусалим, поиск ближайших синагог и видеоинструкции, но подчёркивает, что Tefillin Timer останется сосредоточенным только на еврейской тематике. Его цель — «помочь как можно большему числу людей укрепить связь с Всевышним».

По словам Матиана, решение углубить соблюдение традиций стало для него «в определённом смысле актом независимости». Обращаясь к новым пользователям, он подчёркивает, что путь к духовной практике складывается из небольших шагов: «Не обязательно сразу начинать с ежедневной молитвы и тфилин — но это, безусловно, помогает. А если вы хотите сделать первый шаг, Tefillin Timer вам в этом поможет».

Поделиться
Отправить

Митчелл (Мойше) Силк, первый хасидский еврей, прошедший утверждение Сената США и занимавший пост помощника министра финансов по международным рынкам в администрации президента Дональда Трампа, стал объектом внимания в связи с публикацией его новой книги и описанием его многолетнего пути между Азией, Боро-Парком и федеральным правительством. Силк, свободно говорящий на китайском языке, был назначен на должность в 2020 году; следующим хасидским чиновником уровня Senate-confirmed стал предложенный Трампом спецпосланник по борьбе с антисемитизмом Йехуда Каплун, утверждённый комитетом Сената на этой неделе.

Силк работал над торговыми переговорами с Китаем, а также над программами экстренной поддержки авиакомпаний в период пандемии. На протяжении трёх лет он еженедельно летал в Вашингтон из Бруклина, возвращаясь домой к четвергу вечером. Работы в Азии предшествовали его госслужбе: он более 20 лет занимал руководящие юридические позиции в Гонконге и Тайване, где участвовал в крупных сделках и активно участвовал в жизни местных еврейских общин, включая работу в Хевра кадиша. По словам религиозных лидеров в Вашингтоне, его служба стала примером того, что строгая религиозная практика и государственная деятельность на высоком уровне совместимы.

Силк подчёркивает, что не планировал карьеру, связанную с Китаем: он начал изучать язык, работая подростком в китайском ресторане, чтобы помогать семье. Позднее он проходил обучение в Тайбэе и Китае, а в начале 1990-х годов переехал в Гонконг, открывая офис международной юридической фирмы. Он отмечает, что именно годы в Азии стали периодом интенсивного религиозного роста и укрепления его связи с традицией.

После ухода из Министерства финансов Силк занялся переводом и комментированием хасидских источников. В 2023 году он опубликовал трёхтомный комментарий к «Кдушат Леви» рабби Леви-Ицхака из Бердичева. Его новая книга A Seat at the Table описывает опыт работы в экономическом блоке администрации и развитие его религиозной жизни в эти годы; в предисловии он объясняет, что считает своё продвижение результатом божественного провидения и стремится показать структуру экономической политики администрации Трампа «изнутри».

Силк продолжает выступать в поддержку экономического курса Трампа, включая тарифный подход в переговорах с Китаем. В книге он пишет, что рассматривает её не как мемуары, а как «дорожную карту» для понимания принципов экономической политики в период его службы.

Поделиться
Отправить

В самом сердце Иерусалима археологи обнаружили один из самых впечатляющих участков городской стены времён Хасмонеев — и одновременно столкнулись с загадкой: примерно 2 100 лет назад эта массивная фортификация была не разрушена в бою, а методично разобрана до основания. Теперь исследователи пытаются понять: кто сделал это — и зачем.

Обнаруженный участок длиной более 40 метров и шириной около пяти метров находился на территории комплекса Кишле у Музея башни Давида. Стена, построенная в конце II века до н. э., — одна из самых сохранившихся и протяжённых, найденных в Иерусалиме.

Археологи отмечают, что демонтаж был преднамеренным. «Мы видим систематическое разборивание, до самого фундамента. Это не следы боя и не разрушение временем», — объясняет руководитель раскопок, археолог Управления древностей Израиля д-р Амит Реэм.

Возможное объяснение даёт Иосиф Флавий. Он описывает, что около 134 года до н. э., спустя три десятилетия после событий Хануки, правитель Хасмонеев Иоанн Гиркан I согласился снести городские укрепления, чтобы прекратить осаду Антиохом VII Сидетом. Это соответствует тому, что археологи увидели под Кишле.

Но существует и второй сценарий. Примерно через столетие после Гиркана на этом самом месте царь Ирод построил свой роскошный дворец. Учёные допускают, что именно Ирод распорядился разобрать хасмонейскую стену — не потому, что она была бесполезна, а потому что он хотел стереть следы прежней династии. «Ирод мог таким образом послать сигнал: никаких больше хасмонейских царей — теперь правлю я», — говорит Реэм.

Датировка укрепления основана на характерной кладке, а также на находках керамики и монет. Стена лежала под фундаментами дворца Ирода и над слоями периода Первого Храма — что позволяет уверенно отнести её именно к хасмонейскому времени.

Отдельная ценность открытия в том, что археологи смогли зафиксировать полную ширину укрепления, что редко бывает возможно при раскопках городских стен. Помимо этого, найден фрагмент ещё более древней стены, вероятно относящейся к периоду Первого Храма — её датировка сейчас уточняется радиоуглеродным анализом.

Раскопки велись в рамках подготовки нового крыла музея — Schulich Wing for Archaeology, Art and Innovation. В нём посетители смогут пройти по прозрачному настилу над древними каменными блоками, видя под ногами фортификацию, построенную спустя всего несколько десятилетий после ханукального чуда.

Директор Музея башни Давида Эйлат Либер отметила, что новое пространство позволит увидеть историю Иерусалима «в прямом, осязаемом контакте с его многослойным прошлым», соединяя археологию и современное художественное переосмысление.

Поделиться
Отправить

Национальная библиотека Израиля представила уникальную рукопись «Мишне Тора» Рамбама, созданную в XIV веке и теперь включённую в постоянную экспозицию «Сокровищница слов». Об этом учреждение сообщило в понедельник.

По данным Библиотеки, рукопись была переписана в Провансе между 1300 и 1350 годами. Позднее она оказалась в Испании, где итальянский художник Маттео ди Сер Камбио украсил её миниатюрами, золотыми орнаментами и декоративными мотивами с изображениями фигур, животных и растений.

Том содержит многочисленные пометки, исправления и пропуски, свидетельствующие о столетиях изучения текста. На последней странице сохранились следы христианской цензуры XVI века — в том числе стёртые фрагменты и печать цензора 1574 года.

Параллельно Библиотека добавила в постоянную экспозицию ещё несколько редких и исторически значимых еврейских рукописей, часть из которых ранее никогда не демонстрировалась.

Среди них — лиссабонский махзор XV века, созданный в последнем поколении испанско-португальского еврейства перед изгнанием; новый литургический текст, обнаруженный в Вормсском махзоре XIII века; первая в мире печатная пасхальная агада 1482 года; а также «Бенгази-Агада», подготовленная солдатами Еврейской бригады в 1943 году.

Экспозиция также представляет поэтические произведения Средневековой Персии, включая «Лейла и Меджнун» XII века — восточный аналог «Ромео и Джульетты», — а также рукописный поэтический пересказ истории Йосефа и Зулайхи XV века.

Все эти материалы теперь доступны посетителям в галерее имени Уильяма Дэвидсона — постоянной выставке Национальной библиотеки Израиля. Билеты на постоянные и временные экспозиции можно приобрести на официальном сайте учреждения.

Поделиться
Отправить

Как сообщила газета “Jerusalem Post”, новое израильско-американское исследование опровергает убеждение, что возраст неизбежно снижает способность к обучению. Согласно публикации в рецензируемом журнале Educational Gerontology, профессор Анат Зохар из Института образования имени Сеймура Фокса при Еврейском университете в Иерусалиме и доктор Йохай Шавит из Стэнфордского центра долголетия установили, что пожилые люди демонстрируют высокие результаты при обучении в активных форматах, основанных на участии, обсуждении и связи нового материала с собственным жизненным опытом.

Исследователи отмечают, что традиционный лекционный формат, доминирующий в программах для пожилых слушателей, практически неэффективен, поскольку опирается на механическое запоминание — способность, которая со временем ослабевает. При этом богатый жизненный опыт, являющийся сильной стороной пожилых участников, остаётся невостребованным. По данным “Jerusalem Post”, участники исследования сообщили об улучшении запоминания, более глубоком понимании материала и поддержании эмоционального благополучия.

Авторы подчёркивают, что качественное обучение в старшем возрасте способно укреплять когнитивные функции и общее здоровье, однако большинство образовательных программ по-прежнему не учитывают эти выводы. Университетам, общинным центрам и онлайн-платформам предлагается переходить к активным методам обучения — групповым обсуждениям, практическим задачам, анализу реальных ситуаций — что, как утверждают исследователи, лучше соответствует потребностям растущей аудитории пожилых учащихся.

Поделиться
Отправить

10 декабря “Jewish News” сообщило, что один из редчайших средневековых еврейских молитвенников — махзор Ротшильдов, созданный в Вене в 1415 году, — будет продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в феврале. Оценка составляет 5–7 миллионов долларов.

Махзор предназначен для богослужений Рош ха-Шана и Йом-Кипура. До наших дней сохранилось менее двадцати иллюминированных еврейских махзоров XIV–XV веков, и только три, включая этот, находятся в частных руках. Рукопись изготовлена венским писцом Моше бен Менахемом, а её оформление отражает художественные традиции центральноевропейских еврейских общин начала XV века. Поздние записи на полях показывают, как рукопись переходила из общины в общину, адаптируясь под разные ашкеназские обычаи.

В 1842 году Соломон Майер фон Ротшильд приобрёл махзор в Нюрнберге и подарил его своему сыну Ансельму Соломону. Рукопись оставалась в австрийской ветви семьи до 1938 года. После аншлюса нацисты захватили венский дворец Ротшильдов и конфисковали коллекции. Часть предметов была учтена в описях, но некоторые рукописи, включая этот махзор, попали в Австрийскую национальную библиотеку без оформления документов. Из-за отсутствия отметок о конфискации манускрипт долго оставался незамеченным в ходе ранних реституционных процедур.

Его происхождение стало очевидным только в конце 1990-х годов благодаря гербу Ротшильдов и дарственной надписи на иврите. В июне 2023 года Австрийский консультативный совет по реституции рекомендовал вернуть махзор наследникам.

Семья Ротшильдов заявила: «Хотя прошлое невозможно исправить, реституция этого махзора имеет для нас глубокий смысл: она является признанием истории и небольшой мерой закрытия боли, передававшейся через поколения».

Международный специалист Sotheby’s по еврейской культуре Шэрон Либерман Минц отметила: «Махзор Ротшильдов — это не только выдающееся произведение средневековой еврейской книжности и искусства, но и символ исторической стойкости. Его шестисотлетний путь отражает более широкую историю еврейской устойчивости».

Перед февральскими торгами махзор будет представлен на выставке Important Judaica в Нью-Йорке (11–16 декабря), затем — в Лос-Анджелесе (12–16 января), после чего вновь вернётся в Нью-Йорк для экспозиции в новом здании Sotheby’s Breuer Building до аукциона 5 февраля.

Поделиться
Отправить

В окрестностях Иерусалима археологи выявили находки, которые могут стать первым материальным подтверждением одного из сражений Иуды Маккавея, описанного в книге Маккавеев и в трудах Иосифа Флавия. Как сообщили исследователи, на участке Хорбат Бейт-Зехария, к югу от Иерусалима, обнаружены свинцовые пращи эллинистического типа и бронзовая монета из города Сиде в Малой Азии — артефакты, характерные для селевкидских войск, включая наёмников, прибывавших из этого региона.

Участок, расположенный в нескольких километрах к юго-западу от Вифлеема, традиционно отождествляется с древней деревней Бет-Зехария, где в 163 году до н.э. произошло пятое Маккавейское сражение. Согласно источникам, армия Селевкидов двигалась по дороге Иерусалим–Хеврон при поддержке боевых слонов. В наиболее известном эпизоде брат Иуды, Элазар, поразил крупнейшего слона и погиб под его тушей. Сражение завершилось поражением повстанцев и последующей осадой Храма.

По данным археолога Бар-Иланского университета д-ра Двира Равива, обследование участка выявило девяносто две монеты и сотни фрагментов керамики персидского, эллинистического и хасмонейского периодов. Особое внимание вызвали три свинцовые пращи, найденные на западном склоне холма — в секторе, соответствующем направлению движения селевкидской армии. На одной из пуль сохранилось изображение крылатой молнии — распространённый символ эллинистического вооружения.

Не менее важной находкой стала бронзовая монета из Сиде — центра набора наёмников для войск Селевкидов. На одной стороне монеты изображена богиня Афина в коринфском шлеме, на другой — гранат, символ города. Монеты такого типа ранее находили в Израиле, однако впервые она обнаружена на участке, который источники прямо связывают с конкретным сражением эпохи Хасмонеев.

Равив подчеркнул, что найденные предметы соответствуют как датировке, так и военному профилю описанного боя, и могут стать первым независимым археологическим подтверждением историчности события. Речь, однако, не идёт о точном определении расположения войск или реконструкции тактики: согласно исследователю, ценность находок заключается в совпадении археологического контекста с древними текстами.

Обнародование результатов совпало с приближением праздника Хануки, отмечающего победу Хасмонеев и обновление Храма. Выставка находок планируется в ближайшие месяцы.

Поделиться
Отправить

Два калифорнийских колледжа заключили досудебные соглашения по жалобам, связанным с проявлениями антисемитизма на фоне пропалестинских протестов на кампусах. Об этом сообщило агентство “Associated Press” со ссылкой на документы и заявления университетов.

Речь идёт об Университете Калифорнии в Беркли и колледже Помона. В случае с Беркли университет согласился выплатить 60 тысяч долларов израильскому социологу и исследователю танца Яэль Натив, которая заявляла, что не была повторно приглашена преподавать, несмотря на популярность её курса. Ранее внутреннее расследование университета признало, что она стала жертвой дискриминации.

Канцлер кампуса Рич Лайонс публично принёс Натив извинения и сообщил, что она сможет вновь прочитать свой курс в выбранном ею семестре. В заявлении он отметил, что университет уважает решение о мировом соглашении и признаёт необходимость извинений от имени администрации. Натив подала иск в суд штата после того, как сочла реакцию университета на результаты расследования недостаточной и потребовала не только восстановления, но и мер по предотвращению подобных случаев в будущем.

В колледже Помона, в свою очередь, администрация согласилась создать специальную структуру по вопросам еврейской жизни и антисемитизма — в форме рабочей группы, совета или комиссии — а также нанять координатора по гражданским правам в рамках раздела VI федерального законодательства США. Эти шаги стали частью соглашения по жалобе, поданной в прошлом году в Министерство образования США. В ней утверждалось, что реакция колледжа на пропалестинские акции протеста нарушала нормы о недопущении дискриминации.

Некоторые еврейские студенты заявляли, что протесты создали для них враждебную среду, а руководство учебного заведения не обеспечило должного соблюдения правил, касающихся свободы выражения мнений и защиты от дискриминации.

Поделиться
Отправить

Избранный мэр Нью-Йорка Зохран Мамдани провёл встречу с представителями еврейской общины города, продолжая серию консультаций с раввинами и общественными лидерами на фоне сохраняющихся разногласий внутри еврейского электората. Об этом сообщил журналист Джейкоб Корнблух в издании “Forward”.

Встреча состоялась в четверг и длилась около 45 минут. В ней приняли участие десять раввинов и еврейских общественных деятелей, представляющих разные направления и общины. Исполнительный вице-президент Совета раввинов Нью-Йорка рав Йосеф Потасник рассказал, что разговор был «откровенным и конструктивным». По его словам, участники прямо изложили свои опасения и позиции по ряду вопросов, затрагивающих еврейскую общину города, а избранный мэр и его команда внимательно выслушали замечания и зафиксировали их.

Потасник, входящий в переходную команду Мамдани наряду с другими еврейскими лидерами, отметил, что стороны договорились поддерживать постоянный диалог и продолжить встречи. Представитель штаба Мамдани заранее сообщал, что на встрече планировалось изложить видение будущей политики города в сфере общественной безопасности и доступности жизни, а также обсудить возможные направления сотрудничества.

После победы на праймериз в июне Мамдани активно ведёт диалог с различными еврейскими организациями. Итоги недавних выборов показали заметный раскол среди еврейских избирателей: большинство голосовавших, идентифицирующих себя как евреи, поддержали бывшего губернатора штата Эндрю Куомо, особенно в хасидских и ортодоксальных районах, тогда как Мамдани получил около 31 процента голосов и одержал уверенную победу в более прогрессивных еврейских кварталах Бруклина и Манхэттена.

Накануне встречи с раввинами Мамдани посетил массовое мероприятие в Бруклине, где его тепло приняли десятки тысяч хасидов Сатмар, собравшихся на ежегодное торжество в память о спасении ребе Йоэля Тейтельбаума во время Холокоста. Лидер сатмарской группы Ахроним публично поддержал избранного мэра, в то время как другая сатмарская фракция заняла нейтральную позицию. Сатмарская община известна своей религиозной антисионистской идеологией.

Рав Давид Найдерман, представляющий одну из сатмарских групп, заявил со сцены, что руководство общины осталось «глубоко впечатлено» содержательными беседами с Мамдани и увидело в нём готовность учитывать вопросы безопасности, религиозных прав, деятельности ешив и образа жизни общины.

В то же время ряд еврейских организаций придерживается выжидательной позиции. Глава прогрессивной организации New York Jewish Agenda Филиса Уиздом отметила, что считает важным сам факт таких встреч ещё до официального вступления Мамдани в должность, поскольку это позволяет сформировать рабочие отношения с самыми разными лидерами, включая критически настроенных.

Мамдани должен вступить в должность мэра Нью-Йорка в начале следующего года.

Поделиться
Отправить

Антихамасовские вооружённые формирования в секторе Газа заявили о намерении продолжать вооружённое сопротивление ХАМАСу, несмотря на гибель одного из своих ключевых командиров. Об этом сообщило издание “The Algemeiner” со ссылкой на заявления лидеров группировок и сообщения агентства “Reuters”.

Гасан ад-Дахини, сменивший Ясера Абу Шабаба на посту руководителя «Народных сил» в Газе, заявил, что после гибели своего предшественника движение не только не ослабнет, но усилит борьбу против ХАМАСа и попытается создать альтернативу его власти. Абу Шабаб — бедуинский племенной лидер, действовавший в контролируемом Израилем районе Рафаха на юге сектора, — был убит на прошлой неделе при посредничестве во внутреннем конфликте между вооружёнными группами.

«Это тяжёлая потеря, но мы продолжим идти тем же путём — с той же силой и даже с большей», — заявил ад-Дахини в интервью израильскому телеканалу “Channel 14”. Он утверждает, что его сторонники продолжают вербовку новых бойцов и намерены превратить «Народные силы» в наиболее влиятельную вооружённую структуру в Газе.

ХАМАС, в свою очередь, назвал Абу Шабаба «коллаборационистом» и заявил, что судьба всех, кто «предаёт свой народ и соглашается быть инструментом в руках оккупации», неизбежна. Представители группировки объявили десятидневный ультиматум боевикам конкурирующих формирований с требованием сдаться в обмен на обещание амнистии, после чего начали масштабные зачистки.

После вступления в силу поддержанного США прекращения огня в октябре ХАМАС предпринял попытку восстановить контроль над сектором, сопровождая её публичными казнями и жестокими расправами над палестинцами, обвинёнными в сотрудничестве с Израилем. Видеозаписи из Газы, широко распространяемые в социальных сетях, демонстрируют избиения и расстрелы без суда.

Хусам аль-Астал, командир другой антихамасовской группировки — «Ударные силы по борьбе с терроризмом» в Хан-Юнисе, заявил, что его отряд объединяется с «Народными силами» и продолжит вооружённое противостояние. По его словам, несколько антихамасовских формирований при поддержке Израиля в последние месяцы координировали действия, занимая районы, откуда отступили боевики ХАМАС, и готовы сотрудничать с международными структурами, участвующими в восстановлении сектора. При этом они категорически отвергают любое присутствие Катара, Турции или Ирана, которых считают спонсорами ХАМАСа.

На фоне этих событий Израиль вновь подтвердил жёсткую позицию: ХАМАС должен быть полностью разоружён в рамках мирного плана администрации президента США Дональда Трампа. Израильские власти отвергли предложения ХАМАСа о «заморозке» вооружений или их временном хранении. Один из представителей израильского правительства заявил агентству AFP, что «у ХАМАСа нет будущего — группировка будет разоружена, а сектор Газа демилитаризован».

Лидер ХАМАСа Халед Машаль ранее заявил, что организация готова рассмотреть длительное перемирие сроком до десяти лет при условии полного вывода израильских войск и прекращения боевых действий, но категорически отказывается от сдачи оружия. Израиль расценивает эти предложения как попытку сохранить военную инфраструктуру и отвергает их.

Согласно первому этапу американского плана, ХАМАС был обязан передать всех оставшихся заложников — живых и погибших, похищенных 7 октября 2023 года. В обмен Израиль освободил тысячи палестинских заключённых и отвёл войска к так называемой «жёлтой линии», разделяющей сектор. Сейчас израильская армия контролирует около 53 процентов территории Газы, тогда как ХАМАС усиливает репрессии на оставшейся части, где сосредоточено большинство населения.

В рамках второго этапа плана предполагается создание временной гражданской администрации, развертывание Международных сил стабилизации и начало процесса разоружения ХАМАСа. Турция продолжает добиваться участия в этих силах и в послевоенном управлении сектором, однако Израиль последовательно выступает против любого присутствия турецких военных в Газе, считая это угрозой укрепления террористической инфраструктуры.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции