Борух Горин

Какую заповедь важнее всего исполнить? Что общего у заповеди с мацой? И когда хороша спешка? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваякгель.

 

Принцип расторопности в исполнении заповедей и его проявления в традиции

Духовный смысл расторопности: почему важно не откладывать добро?

Есть моменты в жизни, когда нужно действовать без промедления. Мы видим несправедливость — и должны вмешаться. Мы замечаем возможность помочь другому — и должны воспользоваться ею. Мы ощущаем вдохновение сделать доброе дело — и не должны позволить сомнениям или лени нас остановить.

В еврейской традиции этому учат на примере заповеди: «Усердные опережают в исполнении заповедей» (Талмуд, Псахим 4а).

Этот принцип говорит о том, что исполнение заповеди — это не просто обязанность, а момент духовного роста. Когда человек тянет с добрым делом, он рискует его упустить. Но если он действует без промедления, это становится не просто актом послушания, а проявлением его души, его внутреннего горения.

 

Пример из истории: главы колен и их запоздалое пожертвование

Когда народ Израиля собирал пожертвования для Скинии, главы колен решили не спешить. Они хотели посмотреть, сколько принесёт народ, а потом восполнить недостающее. Но когда увидели, что народ дал больше, чем требовалось, они осознали, что упустили свою возможность. В знак этого их титул записан в Торе с пропущенной буквой йуд «והנשאם» вместо «והנשאים» (Шмот 35:27).

Этот эпизод показывает, что, даже имея самые благие намерения, можно допустить ошибку, если не действовать вовремя. Мы не всегда знаем, какая возможность будет у нас завтра, но то, что есть сегодня, — это шанс, который нельзя упускать.

 

Разные взгляды на их поведение

Рабби Моше Софер (Хатам Софер) объясняет, что главы колен поступили так не из-за безразличия, а потому что хотели получить особую награду — завершить заповедь. В Талмуде (Кидушин 40а) сказано:

«Заповедь называется только по имени того, кто её завершил».

Их мотив был понятен: они хотели завершить великое дело. Но это не оправдало их промедления.

Рабби Цви Гирш Ашкенази (Хахам Цви) не согласен с этим подходом. Он приводит галахический случай: если заключённому разрешили выйти из тюрьмы на один день, должен ли он ждать важной заповеди (например, чтения отрывка о Амалеке в Шаббат Захор) или воспользоваться первой же возможностью исполнить любую заповедь?

Он отвечает, что он должен исполнить первую же доступную заповедь, потому что действует принцип:

«Усердные опережают в исполнении заповедей» (Псахим 4а).

Вывод ясен: откладывание заповеди в надежде на что-то лучшее может привести к тому, что человек не сделает ничего.

 

Спешка не всегда хороша

В Псахим 4а обсуждается вопрос о проверке хамеца перед Песахом:

«Если хамец запрещён с шестого часа, то почему бы не проверять его тогда? Если скажешь: “Усердные опережают в исполнении заповедей” — то проверяли бы с утра!»

Почему же проверку проводят ночью? Рабби Нахман бар Ицхак объясняет:

«Поскольку ночью люди находятся в своих домах, и свет свечи хорош для проверки, мы предпочитаем проверять хамец в ночь на 14-е число».

Этот отрывок показывает, что, хотя заповедь надо исполнять без промедления, иногда важнее учитывать практическую пользу. Быстрота хороша, но не во вред эффективности.

 

Разные грани расторопности в заповедях

Принцип «Усердные опережают в исполнении заповедей» не единственный, который учит о быстроте в добрых делах. В еврейской традиции есть несколько схожих, но всё же отличающихся принципов, которые раскрывают разные аспекты отношения к заповедям.

1. Не упускают заповеди — необходимость действовать вовремя

Этот принцип говорит о том, что если у человека есть возможность выполнить заповедь, он должен это сделать немедленно. Его источник находится в Мехильте (Бо 9), комментарии к Торе, где обсуждается стих:

«И храните мацу» (Шмот 12:17).

Рабби Йошия объясняет:

«Не читай “мацу”, а “заповеди” — как не дают тесту закваситься, так нельзя упускать заповеди. Если представилась возможность исполнить заповедь, делай это немедленно.»

Этот комментарий намекает на то, что если слишком долго тянуть с выполнением заповеди, можно потерять момент.

2. Не проходят мимо заповедей — нельзя игнорировать заповедь, с которой столкнулся

Этот принцип означает, что когда человек сталкивается с возможностью выполнить заповедь, он не имеет права её игнорировать в пользу другой.

В Талмуде (Йома 33а) обсуждается порядок служения коэна в Храме. Вопрос ставится так:

Почему при входе в Храм очищение жертвенника предшествует очистке меноры?

Ответ:

«Не проходят мимо заповедей».

То есть коэн, войдя в Храм, сначала встречает жертвенник, а уже потом менору.

3. Пусть человек стремится первым исполнить заповедь — быть не просто участником, а инициатором

В Талмуде (Назир 23б) рассказывается история о дочерях Лота. После разрушения Содома и Гоморры они решили, что на земле не осталось мужчин, и вступили в связь со своим отцом, чтобы продолжить род.

Старшая дочь сделала это первой, младшая последовала её примеру на следующий день.

Талмуд замечает, что потомки старшей дочери (моавитяне) раньше получили разрешение присоединиться к народу Израиля, а потомки младшей дочери (аммонитяне) получили это право намного позже.

Раши объясняет, что старшая дочь проявила инициативу первой, и поэтому её потомки удостоились более раннего милосердия от Всевышнего.

4. Пусть человек бежит к исполнению заповеди — спешка во имя добра

В Талмуде (Брахот 6б) сказано:

«Всегда пусть человек бежит к исполнению заповеди, даже в субботу».

Эта фраза говорит о том, что хотя в Шаббат запрещено быстро ходить, если человек бежит, чтобы выполнить заповедь, это не только дозволено, но и приветствуется.

 

Вывод: почему это так важно?

Рабби Пинхас бен Яир (Авода Зара 20б) приводит лестницу духовного роста:

«Рвение приводит к чистоте, чистота — к воздержанию, воздержание — к ритуальной чистоте, ритуальная чистота — к Святому Духу».

Расторопность в исполнении заповедей — не просто техническое правило, а ключевой элемент духовного роста.

И в нашей жизни…

Мы живём в мире, где откладывание стало привычкой. Нам кажется, что у нас есть бесконечно много времени, чтобы сделать доброе дело завтра. Но Тора учит нас иначе:

Когда у нас есть возможность сделать добро, мы должны действовать.

Когда перед нами стоит заповедь, мы должны её исполнить.

Когда у нас появляется шанс изменить мир к лучшему — нельзя ждать.

Ибо тот, кто откладывает, рискует никогда не сделать. А тот, кто действует вовремя, становится частью великой истории.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Когда у евреев появилась система управления? Какие задачи у раввина? И кто является признанным представителем еврейского народа? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ки Тиса.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Как еврейская традиция относится к запахам? Почему жертвенник для воскурения имел особое значение в Храме? И чем пахнет праведность? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Тецаве.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Где находится самое священное место на Земле? Что освящала скиния Завета? И является ли площадь перед Стеной Плача синагогой? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Трума.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Что такое большинство в еврейском законодательстве? Когда нельзя следовать мнению большинства? И в каких случаях мнение одного ценнее десяти? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Мишпатим.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Какое наказание еврейский закон предусматривает за непредумышленное убийство? В каких случаях нет ответственности за дружественный огонь? И когда врач невиновен в смерти пациента? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Итро.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Зачем евреи переходили море во время бегства из Египта? Чем отличаются казни египетские от чуда Тростникового моря? И как человек может выжить в воде? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Бешалах.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Какая заповедь Торы самая главная? Как в еврейской традиции определяется новомесячие? И куда торопятся евреи? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Бо.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Почему еврейская традиция предписывает почитать нееврейских царей? Что отражает царская власть? И как нужно предстать перед царем? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра.

СМОТРЕТЬ В VK-ВИДЕО

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Когда можно рисковать жизнью? Что такое заповеданная война? И почему еврейский закон больше не запрещает жертвовать почку? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Шмот.

СМОТРЕТЬ В VK-ВИДЕО

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Почему Яаков любил Рахель больше, чем Лею? Как еврейская традиция относится к красоте? И зачем быть несовершенным? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Вайехи.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Двар Тора. Ваигаш: Две ветви

31 декабря 2024, 23:19

В чем различия между братьями Иегудой и Йосефом? Почему правитель должен уметь признавать ошибки? И что празднуют в Хануку? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваигаш.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Выбор редакции