Последний «формалист»

Ирина Кордонская 24 февраля 2015
Поделиться

Выставка «Мо­и­сей Фейгин. Неистовый Ор­фей», посвященная 110‑ле­тию со дня рождения художника — самого юного участника объединения «Буб­новый валет», прошла в галерее «ArtStory».

Мастер прожил невероятно долгую жизнь — 104 года, работая до последнего дня. Как он сам говорил, пережил и своих учителей, и учеников. На его выставке 2007 года в ЦДХ, названной «103 года художественного подвига Моисея Фейгина», висели работы самых последних лет. Все те же его узнаваемые скрипачи и арлекины, марионетки и клоуны, Дон Кихот с Санчо Пансой и Чаплины на разный манер, отсылающие нас к эпохе авангарда, когда Моисей Фейгин начинал свой путь.

Моисей Фейгин. Чарли с собакой. Без даты

Моисей Фейгин. Чарли с собакой. Без даты

Он родился 23 ноября 1904 года в Варшаве, быстро перебрался с родителями в Москву и со временем попал во ВХУТЕМАС, где были Аристарх Лентулов, Илья Машков, Александр Осмеркин и Любовь Попова. Их Фейгин называл своими главными учителями. Его же называли последним участником «Бубнового валета» — а в действительности он был членом Общества московских художников, правопреемника «Бубнового валета». Храня верность идеалам 1920‑х, он до последних дней считал авангард позицией не просто художественной, но нравственной. На выставке это бросается в глаза.

Когда в 1930‑х годах «формалисты» подверглись гонениям, Моисей Фейгин ушел в подполье. О том, что он делает, знали родные и друзья. Мастерскую получил только годам к 60 и c этого момента до глубокой старости каждый день ездил на трамвае с улицы Вавилова в мастерскую в Сокольниках. Только последние пару лет работал дома.

А выставляться Фейгин стал лишь в 1990‑х — тогда прошли выставки в Третьяковской галерее, ГМИИ… Его наследие разошлось по коллекциям и музеям, в частности, на выставке, посвященной 15‑летию Московского музея современного искусства, которая идет в эти дни, тоже висит полотно Моисея Фейгина.

Но в галерее «ArtStory» собрано множество его картин. Если представить себе идеальную выставку Фейгина — лучше не придумать. Причем висят здесь не только законченные вещи, но и эскизы к ним, разные варианты. «Мы хотели показать не просто его работы, но творческий процесс, — комментирует экспозицию владелец галереи Михаил Опенгейм. — Смотришь и видишь, как лист за листом по чуть‑чуть меняется изображение — тут глаз левее смотрит, а там правее, тело стоит так или эдак… Пока Фейгин найдет точное положение этого блудного сына, который возвращается домой, столько эскизов сделает!»

На выставке совсем нет старых работ. Потому что их вообще нет — после войны в доме ничего не осталось. И странно, что сам Моисей Фейгин уцелел: участвовал в двух войнах (в Гражданскую служил в кавалерии), в 1930‑м его посадили, но друзья спасли, да и время было, в общем, вегетарианское. У отца художника имелся мелкий бизнес, он считался нэпманом, и когда нэпманов стали гонять, родители Фейгина были поражены в правах и вынужденно бежали из страны. Они уехали во Францию и звали сына с собой, но тот остался. И больше никогда их не видел. Сын был уверен, что родители погибли при нацистах. Он малевал вождей для заработка и работал в стол, создавая «Орфея» (на него ушло семь лет) и «Блудного сына». Был перфекционистом в профессии и аскетом в жизни — преодолевая трудности, считал, что расплачивается таким образом за свой дар. О себе говорил: «Я очень хотел бы написать веселую картину, но у меня ничего не выходит».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Земля, где течет семя и мед

Ханши обожает провоцировать. Ей нравится быть самой дерзкой и бесстрашной в группе религиозных сверстниц, и, похоже, виноватой она себя нисколько не чувствует. Этим она и отличается от подруг, которые все время живут с ощущением вины. Когда смотришь сериал, удивляешься, как беззастенчиво Ханши нарушает все общественные приличия — не только в Израиле, но, похоже, и в целом мире. Порой даже неловко за этим наблюдать, а порой неуважение к общественным приличиям становится ее суперсилой

Форма без функции

Почему архитектор‑еврей предпочел необрутализм? Ведь по сути это принижает архитектурный проект и эстетику необрутализма сводит к схематичной мономании вроде той, что преобладает в фильме. Ласло Тоту поручили спроектировать общественный центр. Вместо этого он создал тесное, некрасивое и неуютное здание — повинуясь идее, не ориентированной на живых людей, во всяком случае жителей пенсильванского городка, для которого оно строилось

Валерий Панов: танец против страха

Повлияла на него, как и на многих евреев в СССР, Шестидневная война. Неожиданная, вызывающая победа Израиля заставила взглянуть на себя по‑новому: «Евреи больше не прятались. Я вдруг осознал, что имею отношение к этим побоям, к этой боли», — вспоминал он. В 1972 году он вместе с Галиной, своей второй женой, подал прошение на выезд в Израиль. Ответом стали запрет на выступления, тюрьма по обвинению в хулиганстве и даже попытка отравления