Обнаружена киносъемка спасения евреев в последние дни Второй мировой войны
Знаменитое событие Холокоста, которое не считалось запечатленным на пленку, теперь было обнаружено в Национальном архиве США, сообщает «Independent».
Историк Гай Уолтерс проведет нас через три минуты необычных, мощных кадров. Маленький мальчик, не старше пяти лет, смотрит прямо в камеру. На нем кепка, рубашка с воротником и куртка — все это когда-то выглядело бы шикарно, но теперь выглядит невзрачно. Лицо у него худое, глаза очень темные и несколько запавшие. Взгляд мальчика прямой, в его выражении смешаны недоверие, жесткость и любопытство. Но, прежде всего, он говорит о том, что он пережил и увидел то, чего не должен видеть ни ребенок, ни взрослый. Позади него поезд, в котором он находился в заключении в течение прошлой недели вместе с примерно 2500 его собратьев – евреев. Он вышел из концлагеря Берген-Бельзен 7 апреля 1945 года и прибыл в концлагерь Терезиенштадт.
В отличие от большинства узников концлагерей, никто из них не носит отличительную полосатую форму, и все в обычной одежде. Многие сидят на берегу в прекрасный весенний день, хотя наличие нескольких костров говорит о том, что воздух совсем не теплый. Камера перемещается, захватывая многочисленные лица и моменты. Очень худой мужчина с обнаженной грудью снял рубашку и убивает вшей между ногтями больших пальцев. Мать и дочь лежат на солнце, явно измученные. Мужчина средних лет перевязывает ноги бинтами. Некоторые спят, их хрупкие фигуры кажутся безжизненными. По большей части атмосфера спокойная, но покой нарушает присутствие американского солдата, который раздает сладости. Вокруг толпятся дети и несколько взрослых, каждый из которых отчаянно пытается отведать ту еду, в которой им давно, возможно, много лет было отказано.
Мы видим здесь то, что стало известно как «Чудо в Фарслебене», культовое событие Холокоста, которое не считалось запечатленным на пленку. Но теперь, благодаря усилиям исследователя из Германии, американского писателя и американского кинорежиссера, в Национальном архиве Соединенных Штатов было найдено чуть более трех минут необычайно мощного видеоматериала, и теперь его может увидеть весь мир после почти восьмидесятилетнего молчания.
История «чуда» проста. Поезд был одним из трех, отправившихся из Бельзена в начале апреля, каждый из которых был набит тысячами евреев, которые содержались в «привилегированной» части лагеря и, по мнению СС, имели достаточно высокий статус, чтобы сделать их привлекательными кандидатами для обмена пленными с союзниками. Именно по этой причине никто из не был одет в форму узников концлагеря. Хотя их пунктом назначения был Терезиенштадт, широко распространено мнение, что эсэсовцам, охранявшим евреев, было приказано уничтожить поезд и утопить евреев в Эльбе, если они не смогут завершить путешествие. В течение шести дней поезд шел очень медленно. «Поезд много стоял», — вспоминала в своих воспоминаниях одна из выживших Элиза Витис-Шомрон. «Линия фронта была повсюду, и вокруг нас был хаос. Немецкие семьи бежали со своим имуществом во все стороны на телегах и пешком. Специалисты по разгадыванию загадок и расшифровке слухов говорили, что немцы хотели использовать нас в качестве заложников».
Условия в поезде были такими же ужасными, как и можно было ожидать: очень мало еды и воды, плохие или отсутствующие санитарные условия, а также свирепствующие болезни и инфекции из-за того, что в вагонах было так много людей. Через шесть дней, после которых поезд не преодолел и половины пути до Терезиенштадта, локомотив остановился у деревни Фарслебен, примерно в 24 километрах к северу от Магдебурга и в 129 километрах к западу от Берлина. Железная дорога была заблокирована, и повсюду были слышны звуки артиллерийской канонады между американцами и немцами. Это был явно критический момент, и евреи опасались за свою жизнь, зная, что их охранники из СС более чем способны устроить резню. «Они не хотели упускать птиц в своих руках, хотя союзники уже окружили их со всех сторон», — вспоминала Элиза Витис-Шомрон. Но тут случилось «чудо».
Незадолго до полудня 13 апреля появились американский джип и танк из состава 743-го танкового батальона 30-й пехотной дивизии 9-й армии. Несмотря на то, что эсэсовцы были печально известны своим фанатизмом, им хватило одного взгляда на американцев – и они сбежали. «Все выглядели как скелеты, такие голодные, с больными лицами», — вспоминал один американец. «И было что-то еще. Увидев нас, они начали смеяться от радости, если это можно назвать смехом. Это было больше похоже на всплеск чистого, почти истерического облегчения». Командиром танка был сержант Джордж Гросс, который позже вспоминал, что случилось в интервью с Мэтью Розеллом, автором «Поезда под Магдебургом», и который вместе с режиссером Майком Эдвардсом сыграл важную роль в нахождении отснятого материала. «Должно быть, там была охрана, но они, очевидно, убежали до нашего прибытия или сразу же, потому что я не помню ни одной перестрелки», — рассказал Гросс. «Наш захват поезда, таким образом, был не большим героическим поступком, а небольшой полицейской операцией. Весь героизм в тот день был со стороны заключенных в поезде».
«Должно быть, мы представляли собой жалкое зрелище», — вспоминала одна из спасенных Хильда Юппер. «Кто вы?» — спросили они. — «Привет, друзья!» — хором ответили мы. «Мы вас любим! Мы евреи!» Они сняли каски и вытерли лбы. Один из них указал на магендовид, который он носил на цепочке на шее и сказал: «Я тоже»».
Как видно из кадров киносъемки, некоторые евреи выразили благодарность своим освободителям, написав на боку одного из вагонов слова: «Троекратное ура Америке, да здравствуют США и Англия». Подавляющая часть спасенных была из Венгрии, в то время как другие были из Польши, Нидерландов и Греции. До сих пор считалось, что за пределами этого небольшого городка в Германии сохранились только документы и фотографии того дня. Неудивительно, что обнаружение киносъемки вызывало волну интереса не только среди тех, кто изучает Холокост, но и среди тех, кто выжил в поезде. Среди них 82-летняя Мириам Мюллер, которой в то время было четыре года, и которая смотрела запись только на прошлой неделе. «Это вызвало самые разные воспоминания», — рассказала она израильской газете «Yedioth Ahronoth». «После этого мне было трудно дышать. Я сказала, что эта проклятая война просто бесконечна. Мы постоянно возвращаемся к ней. Сегодня у меня 26 внуков и 40 правнуков, и еще один на подходе. Г-сподь, благословен Он, сотворил со мною чудо».