Новости

Не открывать: странная 1800-летняя надгробная плита новообращенного Иакова, найденная в Галилее

3 июня, 17:00 Археология
Поделиться

Восемнадцать столетий назад новообращенный в иудаизм по имени Иаков написал на своем надгробии надпись красными чернилами, предостерегая мир от вскрытия его могилы на престижном еврейском кладбище Бейт-Шеарим в Галилее, пишет журналистка «The Times of Israel» Аманда Борщель Дан.

Надпись, обнаруженная год назад в национальном парке, была опубликована в совместном пресс-релизе Хайфского университета и Израильского управления древностей в преддверии однодневной конференции 1 июня. По словам главы IAA Эли Эскосидо, надпись была доставлена в IAA, которая работает над ее сохранением в надежде однажды выставить ее на всеобщее обозрение. Хотя на данный момент в некрополе Бейт-Шеарим было обнаружено более 300 надписей на четырех языках, эта «обращенная» надпись и еще одна, написанная на стене рядом с ней, являются первыми, идентифицированными за последние 65 лет. Кроме того, это первое недвусмысленное указание на то, что там похоронен новообращенный.

Надпись, датируемая позднеримским или ранневизантийским периодом гласит: «Иаков (Иокобос), новообращенный, клянется, что всякий, кто вскроет эту могилу, будет проклят». После этого утверждения нарисована толстая красная линия, а другой писец написал: «60 лет». В то время как очень распространено шаблонное проклятие против вскрытия могилы, эта надпись была составлена на «странном», «избыточном» греческом языке, рассказал профессор Тель-Авивского университета Джонатан Прайс, который расшифровал надпись. «По-видимому, именно так он и говорил», — заявил Прайс «The Times of Israel».

В древнем мире, заметил Прайс, люди нередко сочиняли эпитафии перед смертью. «Я уверен, что он подготовил свой камень перед смертью. Писал он своей рукой или нет, мы не знаем», хотя форма букв «довольно хороша по сравнению с другими самодельными надписями», — отметил Прайс. Бейт-Шеарим считается местом последнего упокоения Иуды ха-Наси, ведущего раввина 2 века н. э., которому приписывают редактирование Мишны и главы Синедриона. По словам Прайса, после его похорон евреи со всего региона прилагали огромные усилия, чтобы их также похоронили здесь. «Бейт-Шеарим известен как место захоронения евреев со всего востока», — рассказал Прайс, в том числе из Йемена, Пальмиры и всей древней Святой Земли.

«Кто знает, откуда он (Иаков) взялся, — заявил он, смеясь. И мы никогда не узнаем, пока не найдем его дневник, чего мы не сделаем». В то же время Прайс предполагает, что его родным языком был греческий. «Его забавный греческий язык не означает, что он чувствовал себя некомфортно, говоря по-гречески».

Надпись состоит из четырех элементов, сказал Прайс. Во-первых, в ней говорится об имени умершего, Иакове, или Иокобосе по-гречески, возможно, это не его настоящее имя, а скорее то, которое он взял позже. А во-вторых, что он умер в возрасте 60 лет. Мы узнаем, что Иаков — «полностью обращенный» благодаря использованию греческого слова «прозелит». В то время, сказал Прайс, существовала еще одна категория полупрозелитов, называемых «боящимися Б-га», которые не принимали всех заповедей или, вероятно, не были обрезаны. Последняя часть информации, полученная из надписи, — это предупреждение не вскрывать могилу. Однако это не указатель местонахождения могилы, заметил Прайс, поскольку, камень, несомненно, был перемещен древними мародерами.

Камень был найден год назад приставленным к стене в могильной пещере главой отдела охраны парков и мест отдыха Йехонатаном Орлайном в пещере, которая до этого была неизвестна. Однако рядом с ним на стене была нанесена вторая надпись, которая идентифицировала одного из похороненных в соседней погребальной нише, заявил Прайс. Директор раскопок в Бейт-Шеариме профессор Хайфского университета Ади Эрлих отметил в своем заявлении, что впечатляет тот факт, что в эпоху, когда христианство становилось доминирующей религией, мы видим свидетельства продолжающихся обращений в иудаизм. «Настоящая находка — одна из немногих находок позднеримской эпохи, в которых встречается слово «обращенный»», — заметил Эрлих.

Согласно Эрлиху, надпись рассказывает о жизни позднеримской/ранневизантийской эпохи в Галилее, которая была центром еврейской жизни после разрушения Иудеи во время восстания Бар-Кохбы в 135 г. н.э. «Несмотря на упадок Иудеи. И после ряда неудавшихся еврейских восстаний и усиления христианства и его распространения в империи, мы видим, что все еще были люди, которые выбирают присоединение к иудейской религии и даже с гордостью заявляли об этом», — заключил Эрлих.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции