Содержание номера

Лехаим № 4 (288)

1 апреля 2016
Поделиться

Купить журнал

Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер

Дом учения: Слово раввина

Не боюсь я никого, кроме Б‑га одного

Берл Лазар

Дом учения: Календарь

В нисане предписано любование

Меир Левинов

Песах, Дом учения: Щепотка знаний

Две проекции Исхода

Арье Барац

Дом учения: Актуальная Алаха

Вопрос жизни и смерти

Александр Фейгин

Университет: Древности

Предание об исходе

Яков Эйделькинд

Университет: Профессора

Велвл Чернин: «Сохранение идиша — не худший вид снобизма»

Беседу ведет Михаил Гольд

Университет: Кабинет историка

Мозес Изекиль — первый еврейский кадет Америки

Ольга Дунаевская

Университет: Неразрезанные страницы

Сын террориста

Зак Ибрагим

HHhH

Лоран Бине

Университет: Интервью

Татьяна Баскакова: «Ничего красиво‑романтического в истории Целана и Бахман нет»

Беседу ведет Мария Нестеренко

Вильгельм Рот: «Для немцев лояльность является одним из самых важных качеств»

Беседу ведет Шауль Резник

Говорим Асад — подразумеваем Иран и «Хизбаллу»

Ксения Светлова

Вояж с осложнениями

Беседу ведет Семен Чарный

Правые идут, или Новые лица израильских СМИ

Шауль Резник

Звездные войны: стрельба по авторитетам

Владимир Бейдер

Натан Эйдельман. Историк на грани веков

Беседу ведут Михаил Эдельштейн и Афанасий Мамедов

Фонограф

Эри Клас: «Моя синагога находится внутри меня»

Владимир Мак

Галина Заходер: «Борис не позволял себя топтать»

Беседу ведет Шауль Резник

Охотник на кабанов

Михаил Горелик

Изнанка Нью‑Йорка

Марк Коберт

Алексей Мокроусов

Виталий Комар: «Вместо портрета Сталина мама повесила “Мону Лизу”»

Беседу ведет Ирина Мак

«Без дна» открылась

Тамара Вехова

Мертвец идет

Денис Рузаев

Война Фарбера

Ирина Мак

Острый момент

Феликс Ручаевский

Раввинша

Лагерь «Закат»

Собрание сочинений

Сны о Гитлере: вспоминая о ненависти к себе

Дафна Меркин. Перевод с английского Нины Усовой

Живая и мертвая вода Дуная

Андрей Мирошкин

Мир медленный и мир неподвижный

Валерий Шубинский

Поделиться

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них

Раввины считали Маккавеев слишком воинственными?

Было бы легко сказать, что раввины, будучи не воинами, а учеными, пытались свести к минимуму военный аспект победы Хасмонеев, подчеркивая вместо этого храмовое служение, ритуальное зажигание меноры в каждом еврейском доме и тонкости закона. Превратив Йеуду Молота буквально в молот, высекающий искру, от которой загорелась лавка, они, кажется, предупредили об опасностях военной силы.

Головоломное чудо Хануки

Традиция не сочла нужным сохранить детальный рассказ и жестко сократила историю Хануки. А историография не составила общепринятую версию для потомков. Так что в сознании современных евреев остались лишь смутные контуры, схематичная зарисовка, которая передается следующим поколениям в молитвах и преломляется в многовековых комментариях к Вавилонскому Талмуду. На фоне всех этих разночтений подлинное ханукальное чудо не в том, что одного кувшинчика масла хватило на восемь дней и восемь ночей. Чудо в том, что евреи хоть немножко помнят о Хануке