Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 10 апреля 2016
Поделиться

Заработок и благотворительность

<…> Вы просите благословения для успеха Вашего бизнеса. Вы, видимо, имеете в виду материальный успех, но известно изречение основателя движения Хабад ребе Шнеура‑Залмана из Ляд, Алтер Ребе: «Всевышний дает еврею материальное, с тем чтобы еврей сделал из него духовное!» Поэтому было бы хорошо, если бы Вы приняли следующее решение: от того дохода, который Вы получите до наступления даты 19 кислева, нового года хасидизма, отделить как минимум десятую часть на благотворительность. И я уверен, что Вы увидите успех в Вашем предприятии непосредственно с того момента, как примете это решение. Как известно, «кто прибавляет (траты на благотворительность) — тому прибавляют (с небес)», и то, что добавит Всевышний, будет больше изначально отданной суммы.

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 116–117)

 

Упаковка мацы шмура участниками молодежной организации Хабада в США для военнослужащих и студентов, проживающих в кампусах. Lubavitch Foundation

Упаковка мацы шмура участниками молодежной организации Хабада в США для военнослужащих и студентов, проживающих в кампусах. Lubavitch Foundation

<…> Вы пишете, что у Вас приобрели товар, но платежи задерживаются. Я упомяну создавшееся у Вас положение при очередном посещении места упокоения моего тестя и учителя, чтобы Вы честным и уверенным образом получили заработанное Вами. <…> Если часть заработка используют для благотворительности, то и оставшаяся у дающего часть приобретает статус святости, как сказано: «На всех путях твоих познаешь Его» (Мишлей, 3:6), как это подробно объяснено в «Шульхан арух» (Орах хаим, 231). И будет очень хорошо, если Вы примете себе за правило обычай отделять на благотворительность десятину от Вашего заработка, и об этом сказано у пророка: «Принесите десятину в хранилище… и испытайте Меня в этом: открою ли Я вам окна небесные и ниспошлю ли вам благословение без предела» (Малахи, 3:10).

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 343)

 

<…> В отношении десятины на благотворительность — я уже писал, что это зависит от возможностей каждого человека… Но в любом случае не подобает давать на благотворительность меньше, чем давали до сих пор. К примеру, если к Вам приходят из некоего учреждения и просят о пожертвовании, нельзя отвечать им, что Вы уже даете на благотворительность по моему указанию, и на этом основании отказать сборщикам в их просьбе. Ведь мое указание призвано увеличить благотворительность, а не уменьшить ее. 

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 229)

 

<…> Говорили наши мудрецы: «Написано “асер теасер” — “отделяй, отделяй десятину” (Дварим, 14:22), — читай здесь: “асер бишвиль ше‑титашер” — “отделяй десятину, дабы разбогатеть”»; то есть в том случае, если дело недостаточно успешно и прибыльно, необходимо давать на благотворительность больше, чем мы привыкли давать до сих пор, даже если и ранее давали достаточно много. И это нужно делать радостно, с чистым сердцем, и тогда Всевышний выполнит Свое обещание даровать такому человеку успех в делах.

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 97)

 

<…> Вы пишете, что одна из Ваших фирм обанкротилась… Но в нашем поколении, чудом спасшемся от страшного истребления, не подобает отчаиваться, ведь мы видели явные чудеса спасения и поняли, что для Всевышнего нет ничего невозможного… Вам стоит умножить усилия в Торе и заповедях, а также начать отделять на благотворительность немного больше десятины. Хорошо, если Вы прямо сейчас дадите какую‑нибудь сумму в счет будущих доходов, которые Всевышний пошлет Вам в будущем, и таким образом подтвердите Ваше упование на Того, Кто кормит и питает всех.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 28–29)

 

<…> В отношении забот о заработке — известен совет наших мудрецов давать деньги на благотворительность не сразу, одной, пусть даже значительной, суммой, а распределить ее на много раз. А также стоит каждый день в будни, перед утренней молитвой, давать несколько монет на благотворительность. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 340)

 

Копилка для цдаки. Художник Элла Вейцман. Израиль. 1993. Коллекция Хешаль Шломо, Иерусалим

Копилка для цдаки. Художник Элла Вейцман. Израиль. 1993. Коллекция Хешаль Шломо, Иерусалим

<…> Позволю себе сделать замечание относительно стиля Вашего письма. Вы пишете, что получили деньги и купили новую машину, сделали первый взнос за дом и надеетесь взять ипотеку, — и ничего больше. Надеюсь, что в следующем письме Вы напишете, что от полученной суммы отделили десятину на благотворительность и, более того, — выполняя сказанное нашими мудрецами, отделили больше десятины и собираетесь отделить еще больше, а уже из оставшейся суммы купили машину и тому подобное. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 79)

 

<…> Пишет Раши (комментарий к недельной главе [«Ки таво»], Дварим, 26:4, и так же объясняет «Сифрей»): «Коен кладет свою руку под руку владельца и совершает обряд [принесения «бикурим»]». Что можно выучить из того, что для проведения обряда нужны руки обоих — и коена, и собственно хозяина принесенных в Храм плодов?

Каждый еврей состоит из: а) «коена» — о них сказано (ВТ, Кидушин, 23б): «Коаним — посланцы Всевышнего», что символизирует «побуждение сверху», то есть то, что человеку приходит Свыше, — его Б‑жественную душу, которая даже и в тот самый момент, когда человек грешит, остается верной Ему («Танья», конец гл. 24); б) «хозяина плодов» — как сказано: «Землю же Он отдал сынам человеческим» [(Теилим, 115:16)], то есть «побуждение снизу», и оно достигается тяжелым трудом животной души, которая находится в нашем материальном мире и имеет свободу выбора, куда ей идти.

Основной смысл работы по очищению тех или иных аспектов нашего мира состоит в том, чтобы «положить это пред Г‑сподом, Б‑гом твоим» [(Дварим, 26:10)], после чего — «употребить в пищу» (посредством коена), а не сжигать. И об этом говорит Бааль‑Шем‑Тов, объясняя стих: «Когда увидишь осла…» («А‑Йом йом» [28 швата], с. 70). Нужны обе вещи — и «употребить в пищу», и «пред Г‑сподом, Б‑гом твоим», и одно не может быть отделено от другого (см.: Торат Шалом, 50, 62, 122 и др.) — необходимо задействовать и коена, и «хозяина плодов», которые есть в каждом еврее <…>.

(Игрот кодеш. Т. II. С. 170)

 

<…> Вам не нужно беспокоиться и принимать слишком близко к сердцу — как Вы пишете в своем письме — по поводу того, что Вы сейчас тратите на занятие бизнесом лишь короткое время ежедневно, в отличие от того, что было раньше, когда Вы занимались этим с раннего утра до позднего вечера. То, что Всевышний, да будет Он благословен, дает в заработке и богатстве, Он может послать человеку, даже если тот уделяет бизнесу лишь немного времени (а в остальное время его обязанности могут исполнять, помогая ему, скажем, жена и дети). Кроме того, 1) человек не должен желать себе больше, чем дает ему Всевышний, да будет Он благословен, и 2) вредно уделять делам времени больше, чем позволяет состояние здоровья. А главное — Вы не должны, не дай Б‑г, поступаться чем‑либо из того, что привыкли делать в отношении молитвы, чтения псалмов, благотворительности и т. п. Все перечисленное относится к вещам, в которых Всевышний, да будет Он благословен, дал человеку свободу выбора, и они зависят лишь от его желания. Поэтому следует увеличивать количество добрых поступков, сделать их своей привычкой, и по мере их увеличения они будут превращаться в те каналы, по которым благословение от Всевышнего будет нисходить, все более расширяя свое влияние, принося благословение и удачу. Все это Всевышний щедро посылает тем, кто связан с Ним, благословенным… <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 22)

 

Копилки для цдаки. Тунисская синагога. Акко. 2004. Фото Элазара Авраама

Копилки для цдаки. Тунисская синагога. Акко. 2004. Фото Элазара Авраама

<…> Известны слова, которые приводятся в хасидских источниках во многих местах: заработок и сегодня приходит к еврею подобно ману в пустыне, то есть чудесным путем, как о том сказали наши мудрецы: «Тяжело обеспечение человека заработком, [как рассечение Красного моря]» [(ВТ, Псахим, 118а)]. И в наше время это тоже так, возможно даже в большей степени, чем это было тогда в пустыне, однако из‑за «сокрытия Лика» во время пребывания в галуте заработок приходит таким путем, что оставляет человеку возможность ошибиться [и решить, что он зарабатывает исключительно собственными стараниями]. Это справедливо не только в диаспоре, но даже и в Стране Израиля, которая сейчас пребывает в состоянии опустошения, да будет она отстроена вскоре, в наши дни. Понятно, что там вопрос о материальном заработке стоит еще острее. Поэтому следует всячески поддерживать то, что облегчает жизнь, и не делать, не дай Б‑г, того, что может ее усложнить.

Одним из наиболее важных условий для получения благословения является единство. Как написано в 32‑й главе «Таньи» и разъясняется еще в ряде мест в учении хасидизма, а также в книгах Мусара по этике, и понятно даже с точки зрения здравого смысла. Другое важное условие: человек должен находиться в русле тех указаний, которые дал ему глава поколения, мой учитель и тесть, Ребе. Так как если человек решает идти своим собственным путем, то иногда он может достичь успеха, а иногда, не дай Б‑г, — нет. Третье: для того чтобы влияние, идущее по упомянутому выше «каналу», могло раскрыться полностью, нужно строго придерживаться всех указаний того, кто его проложил, того, кто является источником влияния на всех тех, кто готов его принять.

Важнее же всего то, что отсутствие единства и разобщенность сердец <…> не только противоречит желанию нашего главы, моего учителя и тестя, Ребе, через которого приходит в мир Б‑жественное влияние, но каждый, кто принимает в этом участие, не дай Б‑г, вредит себе и окружающим, как известно из сказанного Ребе Цемахом Цедеком: «Начальные буквы алфавита алеф‑бет‑гимель‑далет — аббревиатура: единство, или любовь (алеф), — благословение (бет); высокомерие (гимель) — бедность (далет)». <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 105)

 

Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.