Вояж с осложнениями

Беседу ведет Семен Чарный 17 февраля 2016
Поделиться

Частный визит депутата кнессета от партии «ШАС» Якова Марги в Крым, состоявшийся 10 февраля, вызвал нешуточное бурление на Украине, поскольку в рамках визита Марги встретился с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым и заявил, что увидел «спокойных людей, которые ходят по магазинам, ездят в общественном транспорте, хотя мне рисовали совсем другую картину» (напомним, недавно президент Украины П. Порошенко, выступая в кнессете, говорил о «культивировании антисемитизма в Крыму»). Украинский посол в Израиле уже успел пригрозить возможным введением визового режима (видимо, не понимая, что Украина пострадает от этого много больше Израиля) и «осложнениями» для евреев, приезжающих в Умань.

Сергей Аксенов, раввин Биньямин Вольф и депутат кнессета Яаков Марги в Крыму. 11 февраля 2016. Фото: Управление информации и пресс‑службы главы Крыма

Сергей Аксенов, раввин Биньямин Вольф и депутат кнессета Яаков Марги в Крыму. 11 февраля 2016. Фото: Управление информации и пресс‑службы главы Крыма

Украинская Генеральная прокуратура возбудила в отношении Якова Марги уголовное дело, с перспективой (если депутат ненароком заглянет на Украину) восьми лет лишения свободы.

Яков Марги оказался в довольно пестрой компании — среди депутатов французского, немецкого, польского парламентов и экс‑премьера Италии Сильвио Берлускони. Депутат Верховной Рады Георгий Логвинский, носящий пышный титул «уполномоченного парламента Украины по контролю за незаконным пересечением границы с оккупированным Крымом», усмотрел в визите депутата кнессета заговор против себя лично. А некий «высокопоставленный источник в Киеве» в интервью порталу «ForumDaily» даже пригрозил «проблемами» для еврейских общин Херсона и Одессы, которые возглавляют братья севастопольского раввина Биньямина [footnote text=’Бриман Ш. Скандал с экс‑министром в Крыму может отменить безвизовый режим Украина–Израиль‘]Вольфа[/footnote]. С другой стороны, пошли разговоры, что депутата чуть ли не обманули и он не представлял, куда направляется.

За всем этим в тени осталось мнение тех, к кому, собственно, ездил Яков Марги, — представителей еврейских организаций и общин Крыма. «Лехаим» решил восполнить этот пробел, пообщавшись с еврейскими лидерами полуострова.

Своими впечатлениями делились председатель симферопольской религиозной еврейской общины ортодоксального иудаизма Аркадий Цырульников, председатель ОО «Региональной национально‑культурной автономии евреев Республики Крым» Анатолий Гендин, президент Всекрымского еврейского конгресса Ян Эпштейн.

Севастопольский раввин Биньямин Вольф также коротко прокомментировал для нас визит Якова Марги: «Еврейская община Севастополя и Крыма рада, что ее посетил такой уважаемый человек — познакомился с нашими детскими садами, школами, миквами. Для нас это большая честь, и мы надеемся, что еще не раз встретим новых гостей».

 

Семен Чарный → Почему вокруг визита Якова Марги возник скандал, сопровождаемый угрозами в адрес израильтян?

Аркадий Цырульников ← Здесь напрашивается прямая параллель с освещением ситуации в Израиле. И там и здесь освещение предвзятое. И если находится кто‑то, кто эту предвзятость разрушает, на него реагируют крайне раздраженно.

Анатолий Гендин ← Это был частный визит в Республику Крым — субъект Российской Федерации (Берл Лазар об этой встрече даже не знал), но у Киева по каждому такому случаю предынфарктное состояние, сопровождающееся истерикой.

Ян Эпштейн ← Такую же реакцию вызывали и визиты Берлускони, Хатоямы и т. д. Украина до сих пор считает, что Крым — это автономная республика в ее составе, и полагает, что все визиты нужно согласовывать с ней. Впрочем, я думаю, что со временем все привыкнут к тому, что возврата к прошлому не будет.

СЧ → Как вы думаете, понимал ли Яков Марги, куда он приехал?

АЦ ← Думаю, понимал. Насколько мне известно, наш гость был проинформирован о возможных последствиях визита и получил все необходимые разрешения для поездки. Свой смелый поступок Яков Марги объясняет существованием понятия еврейской взаимопомощи и самопожертвования, необходимостью поддержки еврейских общин в самых разных местах. «Когда люди видят, что происходит что‑то еврейское, они вспоминают, что они евреи», — подчеркнул он. Кстати, Яков Марги был приятно удивлен уровнем развития еврейской общины, когда начал день в Севастополе с молитвы в роскошной синагоге, посетил еврейскую школу, принял участие в кошерной трапезе с членами общины.

АГ ← Депутат кнессета Яков Марги не новичок в политике и поэтому прекрасно понимал, куда он приехал с частным визитом. У него была свобода передвижения, как в Симферополе, так и в Севастополе. Он отдавал себе отчет, с кем встречался. Это было не спонтанно — я узнал о визите за неделю. Его сопровождал коллега — представитель Хабада в кнессете Шнеур Залман Вольф. С нашей стороны его встречали и сопровождали: раввин Севастополя Биньямин Вольф, председатель местной религиозной ортодоксальной организации Симферополя Аркадий Цырульников. Я присутствовал на встречах в Совете министров Республики Крым с руководством республики и прессой. Наша основная цель была показать, как мы живем в Крыму, показать, что Крым — это безопасное место для туристов. Мои украинские коллеги на весь мир кричат, что «Крым реально опасен для туристов». Я не знаю, на какие факты они опираются, но сегодня Крым — один из самых безопасных регионов России. Визит и встречу я оцениваю как очень позитивные: лучше один раз увидеть самому, чем от кого‑то услышать! Другое дело, чтобы быть дипломатом, нужно уметь думать одно, говорить другое, а делать третье.

ЯЭ ← Яков Марги безусловно представлял, куда он едет. В Крым с ним прибыл раввин Шнеур Залман Вольф, родной брат раввина Севастополя Биньямина Вольфа. Они и согласовывали визит. Разговоры о визите представителя кнессета велись давно. Я сам узнал о визите примерно за неделю. Основная цель — ознакомление с жизнью евреев Крыма и Севастополя и, прежде всего, с ее религиозной составляющей. Судя по словам самого Марги, заявившего, что он «увидел общины» и «спокойных людей, которые ходят в магазины и ездят в общественном транспорте», он достиг своей цели.

СЧ → Возникал ли вопрос об антисемитизме в Крыму, который так расписывал президент Украины Порошенко во время выступления в кнессете?

АЦ ← Вопрос об антисемитизме не возникал, поскольку не возник предметный разговор. Я хожу по городу в кипе, и никто на это не обращает внимания. У нас никогда не было межэтнических конфликтов и, надеюсь, не будет.

АГ ← Вопросами на тему антисемитизма никто не задавался. Со своей стороны, могу сказать, что на бытовом уровне он был всегда. Иногда появляются соответствующие граффити. В конце февраля 2014 года и на моей синагоге была надпись подобного рода. Милиция открыла уголовное производство, но после прислала отказной материал. В прошлом году прокурор РК Наталья Поклонская отменила отказ и направила на повторное доследование. Задержали подозреваемого. Он пошел на сотрудничество со следствием и дал признательные показания по поджогам мечетей. И по нашей синагоге был выезд на место, где подозреваемый перед камерой показывал, как в четыре утра перелез через двухметровый забор‑ограду и рисовал антисемитские граффити. Но если на поджоги мечетей у него был «заказ», то граффити на синагоге он рисовал по собственной инициативе, т. к. просто «не любит евреев». Иногда в центре Симферополя я снимаю фуражку и надеваю кипу, так со мной начинают здороваться даже те, кого я не знаю, с улыбкой говорят «шалом», даже некоторые водители «внедорожников» притормаживают, опускают стекла и тоже говорят «шалом».

ЯЭ ← Вопрос об антисемитизме поднимается всегда и всегда с одним и тем же результатом: можно воочию увидеть отсутствие антисемитизма на полуострове.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

2000-е. «Шират а‑стикер». А‑даг Нахаш (2004)

Знаком ли вам израильский рэп? А имя писателя Давида Гроссмана, автора одного из самых популярных речитативов? Может ли одна песня удовлетворить все запросы на плюрализм? И знаете ли вы, что такое «секонд‑хенд‑стихи»? Продолжаем знакомить читателей с фрагментами подкаста «Кумкум. Плейлист» о десяти песнях, которые сформировали Израиль

«Потерянное зеркало: евреи и конверсо в средние века»: история антисемитизма в Испании в произведениях искусства 

Это первая крупная выставка, посвященная тому, как средневековое испанское искусство способствовало разжиганию антисемитизма еще за два столетия до изгнания евреев с Пиренейского полуострова. «Потерянное зеркало» показывает, как Римская католическая церковь, а затем и инквизиция формировали христианскую идентичность в Испании времен средневековья и раннего Возрождения, в значительной мере основанную на демонизации евреев.