По весне, как известно в наше время всем, японцы устремляются за город в сады, чтобы полюбоваться цветением сакуры. Такой у японцев национальный обычай. Пришел он к ним, кажется, из Китая, где весной народ отправлялся в сады поглядеть на цветение сливы. Все это оформляется в праздник созерцания цветущих деревьев. Прекрасный праздник, вызывающий уважение.
Так вот. Был у меня знакомый, который увлекся восточными единоборствами и даже достиг в них неких вершин — свидетельством тому его черный пояс и какой‑то там высокий дан, чуть ли не самый большой для тех, кто не занимается административной деятельностью в школе и сам не преподает. Где восточные единоборства на серьезном уровне, там и восточные учения, обычно вполне мистического толка. Но как‑то во время беседы с японским учителем он услышал нечто вроде: и зачем тебе наши дела — для тебя это сложно и непривычно, — у вас, у евреев, все это свое есть и ляжет тебе на душу как родное, ведь это и есть для тебя родное. Будучи человеком обстоятельным, этот мой знакомец стал интересоваться, что же такое есть у евреев. И через некоторое время огорошил меня вопросом: «Правда ли, что в “Зоаре” есть описание энергетических каналов и лечения по массажу точек?» Я обещал узнать и выяснил, что таки есть. Правда, не в виде трактата, а в виде того, что знающие люди и так знают. В процессе поисков я нашел некий метод диагностики душевных состояний по пульсам. Не сказать, что меня это удивило, потому что какой‑то метод диагностики по пульсам был и у арабов, и через них он стал известен в Европе, а что знают арабы и европейцы, то евреи знают и подавно. Но когда я показал результат своих изысканий тому знакомцу, тот ухмыльнулся и сообщил, что метод этот не арабский, а китайский. Вообще, я слышал, что в Китае были еврейские общины, не те, новые, — одна торговая, появившаяся в середине ХIХ века в Шанхае, а другая русская эмигрантская, возникшая в начале ХХ века в Харбине. Была куда как более древняя община, начало которой теряется в глубине веков, во всяком случае, к ХII веку в столичном городе Даляне, впоследствии переименованном в Кайфын, синагога уже стояла. Евреи там жили, совершенно «окитаевшиеся» в том, что касается повседневных обычаев: мужчины косичку заплетали, говорили по‑китайски, самые уважаемые люди титул мандарина носили. Но в единого Б‑га верили, идолам не поклонялись, в синагогу ходили, по субботам Тору читали, детям обрезание делали. Хотя в Китае произошло странное явление: эта кайфынская община связь с другими общинами Израиля потеряла, и китайские знания оттуда в еврейские общины Востока не текли. Пересечения еврейских внутренних дел с нисколько на нас не похожими цивилизациями Дальнего Востока столь многочисленны, что появилась теория о том, что японцы — это потомки еврейского колена Реувена. Теория курьезная и ничем с научной точки зрения не обоснованная; чисто народная логика: если похожи, значит, родственники. На самом деле все намного проще: и еврейская цивилизация, и цивилизации Дальнего Востока сохранили некие представления об устройстве мира. Европа, да и Ближний Восток от этих знаний ушли, и они в них начисто забылись. Когда Европа ринулась за мистическими знаниями на Восток, мы, евреи, отнеслись к этим поискам достаточно спокойно — зачем нам куда‑то ехать за кладом премудростей, когда он цветет в нашем собственном саду?
![Евреи кайфынской общины. Конец XIX века. Музей диаспоры (Бейт а‑Тфуцот)](http://lechaim.ru/wp-content/uploads/2016/04/lech288_Stranitsa_06_Izobrazhenie_0001.jpg)
Евреи кайфынской общины. Конец XIX века. Музей диаспоры (Бейт а‑Тфуцот)
Все же благословение на цветущие деревья стоит несколько особняком. Обычно благословение при виде необычных, завораживающих взор явлений произносят тогда, когда эти явления долго не наблюдали. Например, благословение Создателю великого моря произносят, если не видели море месяц или больше, а вот благословение о цветущих деревьях читают ровно один раз в год. И здесь есть чудесный пример. В цитате, упомянутой в начале статьи, сказано, что благословение при виде красивых деревьев следует произносить в течение всего нисана. Естественно, возникает вопрос: что делать тем, кто живет в Австралии или в Южной Америке, вообще в Южном полушарии, где, как все знают, весна наступает тогда, когда у нас, в Святой земле, осень? На это все авторитеты уверенно отвечают, что нисан упомянут для примера и здесь подразумевается «месяц весны», поэтому благословение произносят тогда, когда у жителей данной местности наступает весна и цветут плодовые деревья, а значит, жители Бразилии читают его в тишрее. Отсюда плавно вытекает следующий вопрос: а что делать тому, кто встретил весну в Северном полушарии, а потом ближе к октябрю поехал в Южное полушарие? Ответ таков: благословение при виде цветущих деревьев читают раз в году, и если его уже прочли один раз, то второй раз не читают. И год здесь отсчитывают самым естественным образом — по Новому году деревьев, который, как мы все знаем, начинается в шват, то есть пятнадцатого числа зимнего месяца шват. Так что если вы в нисане читали это благословение, то в Южной Америке вам его уже не прочесть, придется ждать следующей весны — неважно, где она вас застанет, в нисане в Святой земле или в тишрее в Америке. Почему так? Да потому, что благословение при виде деревьев в цвету произносят не просто в благодарность Всевышнему, ниспославшему нам возможность любоваться красивым природным явлением. Насчет красоты природных явлений есть специальное благословение, которое читают, когда сталкиваются с красотой, давно невиданной, — это может быть красивое животное, красивый человек, красивое дерево — любое прекрасное нерукотворное существо. И это одно из самых изящных благословений, установленных мудрецами: «Благословен Ты, Г‑сподь, Царь Вселенной, за то, что в Его мире все так». Незатейливая формулировка как бы сама разъясняет нам, когда это благословение следует произнести — когда слов нет и человек попроще говорит что‑нибудь вроде: «Офигеть!» — впрочем, слышал я пассажи такого сорта и из профессорских уст. Потому что бывает такая красота, что слова исчезают даже у людей, чье ремесло связано с умением находить точные формулировки, — вот тогда и произносят это благословение.
Надо заметить, что «Шульхан арух» выделяет благословение о деревьях в цвету в отдельную главу, а не помещает их рядом с остальными благословениями о необычных зрелищах. Уже одно это показывает нам, что в данном благословении есть нечто особенное. Более того, это одно из тех благословений, которые следует стараться произнести каждому еврею. Никто не обязан отправляться в Бразилию, чтобы там посмотреть на дикую обезьяну и сказать при виде нее благословение. А вот в месяце нисан следует пойти в сады, чтобы полюбоваться деревьями в цвету и произнести установленное благословение. Не случайно один из величайших гениев ХХ века р. Шломо‑Залман Ойербах гордился тем, что начиная со своей бар мицвы ни разу не забыл выполнить эту заповедь.
Благословение на цветущие деревья — это ода наступившей весне. Вот стояли голые, мертвые деревья, а теперь пришла весна, а с ней и надежда. Ведь совсем не случайно благословение произносят только на плодовые деревья. Если бы дело было исключительно во времени года, то мы читали бы благословение на любое цветущее дерево, и плодовое, и не плодовое. Но нет, благословение это говорит именно о надежде на будущее, на урожай, на грядущее благо. Мудрецы включили в благословение слова: «Который не обделил Свой мир ничем» и «…красивые деревья, дабы услаждать ими сынов человеческих». Цветение деревьев — это и есть надежда на то, что мир не останется обделенным и что в нем будет чем услаждать сынов человеческих. К тому же можно с уверенностью сказать, что мудрецы понимают при этом, что растущие на деревьях плоды, радующие взор сынов человеческих, — это в общем‑то баловство и в какой‑то мере детская забава, связанная с любовью к сладкому. Хотя, с другой стороны, сладкое наверняка важнее всего для людей, недаром же Всевышний, в мудрости Своей, поместил способность определять, сладкая еда или нет, на кончик языка, так что человек в первую очередь определяет, сладко или нет, и пусть диетологи думают об этом, что хотят. Собственно, для ребят помоложе и полегкомысленнее эта заповедь — повод по весне пойти погулять и полюбоваться природой, как поется: «Встань, пройдись по Стране с котомкой и посохом…» Они просто находят подходящие деревья и читают благословение.
Каббалисты же считают, что это благословение следует читать вне городской черты, желательно именно в саду, где много цветущих деревьев и желательно в миньяне, то есть в обществе не менее десяти взрослых мужчин. Более того, они окружают это благословение вполне обычным каббалистическим сопровождением, начиная со слов: «Во имя единства Всевышнего…» и кончая отрывком из «Зоара»: «Открыл [пророк] Элияу тайну и сказал…» Все это многословие не предписано «Шульхан арух», да и законоведы о нем ничего не говорят. А все почему? А потому, что законоведы не любят почем зря говорить о сокровенном. Каббалисты же считают, что для произнесения этого благословения следует выйти из города, «потому что там пребывают заблудившиеся души». Намек достаточно прозрачный: благословение о деревьях в цвету — это благословение о мертвых и живых, и оно не только выражает нашу благодарность Всевышнему, но, если его произнести правильно и с надлежащим настроем, оно откроет заблудшим дорогу к вечной жизни.
А если благословить деревья в цвету — это еще и забота о заблудившихся душах, то, собственно, зачем нам искать на Востоке то, что у нас самих есть? Тем более что мы ведь и сами восточный народ.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/lech388ima_Storinka_110_Zobrazhennya_0001-1-400x300.jpg)
О переводе еврейских источников на русский язык
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/women-400x300.jpg)
Наши женщины к Б‑гу ближе
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/lech388ima_Storinka_007_Zobrazhennya_0001-400x300.jpg)