Фотографии, запечатлевшие ужасную жизнь в Лодзинском гетто, переданы в дар Бостонскому музею
Хенрик Росс рисковал своей жизнью, чтобы тайком сфотографировать происходящее в Лодзинском гетто, пишет JTA.
Теперь почти 50 фотографий, сделанных им, были подарены Музею изящных искусств Бостона коллекционером Говардом Гринбергом. Это первые фотографии Росса в коллекции музея и одни из немногих, принадлежащих американскому музею. На одном из редких снимков запечатлена задумчивая еврейка с сумками на плечах в толпе других евреев. Другой – показывает сотни евреев вдоль железнодорожных путей в месте организованной нацистами депортации.
Статистический департамент Еврейского совета гетто заставлял Росса делать фотографии для удостоверений личности, а также фотографии заводов, которые использовались в качестве пропаганды. Росс, однако, сделал сотни других фотографий, часто с помощью своей жены Стефании, которые зафиксировали ужасные условия жизни в гетто.
Лодзинское гетто, просуществовавшее более четырех лет, было вторым по величине созданным нацистами. Тысячи людей умерли от голода и болезней. Десятки тысяч его узников были депортированы в лагеря смерти. После освобождения Росс раскопал канистры со своими фотографиями, которые он закопал до ликвидации гетто в 1944 году. Он дал выборку из 48 фотографий, сделанных до 1945 года, Лове Шмшковичу, позже Леону Саттону, другому узнику гетто, пережившему Холокост. Росс умер в 1991 году.
Саттон привез фотографии с собой в Нью-Йорк, когда иммигрировал, и более 60 лет хранил их в конверте. После его смерти в 2007 году конверт обнаружил его сын Пол. Он осознал значение коллекции своего отца после того, как в 2017 году увидел в музее выставку фотографий Росса. Гринберг купил фотографии у Саттона-младшего. «Как американский еврей в первом поколении, сын двух польских евреев, переживших Холокост, я твердо убежден, что мы никогда не должны забывать об этом», – заявил Пол Саттон согласно пресс-релизу музея. Фотография женщины, которую сопровождает охранник-еврей, выглядит так, как если бы она была сделана на той же пленке, что и другой снимок Росса, на котором охранник-еврей сопровождает группу для депортации, сообщила JTA куратор музея Кристен Греш. Но это изображение было воспроизведено для выставки с одного из поврежденных уцелевших негативов Росса. «Видеть фотографию этого потерянного момента времени – поистине волнующий опыт», – заявила Греш. «Это напоминает о важности сохранения истории и визуальных моментов».