Новости

За некоторыми из самых красивых зданий Тель-Авива прячется тайна времен нацизма

8 декабря 2019, 09:00 архитектура, История
Поделиться

Несколько лет назад в вестибюле дома 29 по Идельсон-стрит, плитка песочного цвета чуть не упала на Шарн Голан-Ярон, когда она и ее команда были заняты превращением этого построенного в модернистском стиле жилого дома в Тель-Авиве в культурный центр.

«Она упала мне на ладонь», – вспоминает Голан-Ярон в книге «Transferumbau: Liebling», сопровождавшей одноименную выставку, посвященную недавнему повторному открытию этого здания, которое называется «Либлинг Хауз», после реставрации. «Мне казалось, что она общается со мной, шепча: «Возьми меня», чтобы наконец раскрыть старую, темную тайну, запертую между плиткой, стеной и строителем». Плитке терраццо, изготовленной в Германии известным производителем керамики «Villeroy & Boch», было что рассказать, и она положила начало проекту, раскрывающему историю ее здания и подобных ему домов, которые были построены в Тель-Авиве в 1930-х годах.

То, что в конечном счете узнала команда художников, которые сотрудничали с «Transferumbau», было неудобной историей: в течение одного из его формирующих десятилетий Тель-Авив строился на «нацистском фундаменте». Нацисты впервые начали формировать среду в Тель-Авиве в 1933 году, вскоре после того, как Адольф Гитлер начал свою деятельность в качестве канцлера. В то время они оцепили художественную школу «Баухаус» в Берлине и поставили перед администрацией ультиматум: она могла либо изменить свой авангардный подход, либо закрыться. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, тогда исполнявший обязанности директора «Баухауса», выбрал последнее. Его решение вынудило членов этого сообщества к эмиграции по всему миру, где они распространили любовь своей Альма-матер к обтекаемому минимализму.

Более 20 студентов «Баухауса» эмигрировали из Германии в Британскую подмандатную Палестину, включая четырех архитекторов: Арье Шарона, Мунио Гитай-Вайнрауба, Шломо Бернштейна и Шмуэля Местечкина. Эти выпускники «Баухауса» спланировали лишь небольшое количество зданий в Тель-Авиве, но помогли сформировать язык проектирования города, который в то время переживал демографический и строительный бум. «Модернистская архитектура стала символом нового современного еврейского общества, которое однозначно приняло концепцию Баухауса», – отмечает Клаудия Перрен, директор Фонда «Баухаус» в Дессау, в книге «Transferumbau». Из примерно 4000 зданий, которые принесли Тель-Авиву статус объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО за чрезвычайно высокую концентрацию модернистской архитектуры, около четверти было построено в 1930-х годах.

Влияние Гитлера на этот развивающийся еврейский город усугублялось тем фактом, что, как демонстрирует «Либлинг Хаус», многие из этих знаковых зданий в стиле Баухаус были построены из материалов, изготовленных в нацистской Германии. Рассказ о том, как немецкие материалы, такие как плитка, дверные ручки, оконные петли, металлические балки, стеклянные панели, дренажные трубы, краны, строительные блоки, лампы, розетки и системы отопления, оказались в принадлежащих евреям зданиях в Палестине, является еще одной главой истории Тель-Авива, которая началась в 1933 году, в тот же год, когда Школа «Баухаус» была вынуждена закрыться.

В то время немецкие евреи хотели покинуть страну, но не могли вывезти свои активы из-за валютного регулирования. Нацистская партия, которая стремилась как изгнать евреев, так и укрепить немецкую экономику, подписала с сионистскими организациями соглашение о трансфере, чтобы облегчить отъезд евреев из Германии с наличными деньгами (вроде бы) в руках. Соглашение действовало шесть лет и помогло немецким евреям вывести определенную часть своего состояния. Они могли продавать свою собственность и вносить средства на специально выделенные банковские счета, которые давали им право получать британские визы в Палестину (что отличалось от обычной британской квоты для еврейских иммигрантов). Между тем, депонированные средства использовались для покупки строительных материалов немецкого производства, ввозимых и продаваемых в Палестине. Доходы от продажи этих товаров (за вычетом определенных сборов и комиссий) затем возвращались вкладчикам – евреям.

«Люди были шокированы этим соглашением», – объясняет Миха Гросс, соучредитель Баухаус-центра в Тель-Авиве, который рассказывает о немецких материалах, доставленных по соглашению о трансфере во время пешеходных экскурсий его центра. Соглашение было спорным по многим причинам, одной из которых был тот факт, что американские евреи одновременно боролись за бойкот Германии. В то время как евреи в Соединенных Штатах отказались покупать что-либо у нацистской Германии, Еврейское агентство подписало контракт на оптовую закупку немецких товаров в попытке спасти еврейские жизни. В результате соглашения в Палестину прибыли более 50000 немецких евреев, что увеличило население растущей еврейской общины в Палестине, и было ввезено товаров примерно на 150 миллионов рейхсмарок.

«Это сложная история, и поэтому ее нечасто рассказывают. Это история, это архивные материалы», – говорит Хила Коэн-Шнейдерман, куратор «Transferumbau», которая три года изучала соглашение о трансфере вместе с художниками на выставке – Илит Азулай, Ниром Шаулоффом, Йонатаном Туиту и Лу Мориа. «Целью проекта было не погрозить пальцем и не сказать: как вы могли подписать соглашение с нацистами?», – добавляет Коэн-Шнейдерман. С годами соглашение стало более сложным, и права немецких еврейских экспатриантов сократились.

Д-р Эйтан Бурштейн, историк Банка Леуми (ранее Англо-Палестинский банк, который занимался переводом средств), сказал, что иммигранты иногда получали только около 25 % от первоначальной суммы, которую они депонировали в Германии. К 1935 году даже Еврейское агентство сомневалось, выгодно ли это соглашение. Элиэзер Каплан, тогдашний казначей Еврейского агентства, сказал: «Мы должны снова спросить себя, хотим ли мы и в какой степени мы хотим идти в этом направлении». Соглашение действовало до начала Второй Мировой войны в сентябре 1939 года. Несмотря на намерения нацистов в отношении евреев Европы, они непреднамеренно помогли построить еврейский мегаполис в Тель-Авиве. «Я не думаю, что нацисты потрудились спросить себя, строят ли они будущую страну или нет», – говорит Коэн-Шнейдерман. «Но ирония судьбы заключается в том, что идеологии, которые нацисты пытались уничтожить в Германии, нашли здесь очень мощное и интересное проявление, вплоть до превращения Тель-Авива в объект всемирного наследия благодаря его международному стилю в архитектуре».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции