Новости

Несмотря на напряженность из-за закона о риторике Холокоста, израильский туризм в Польше процветает

30 ноября 2018, 12:30 Польша-Израиль
Поделиться

Шоппинг -последнее, о чем думала Сара Хирш этим летом, когда она села на рейс из Тель-Авива в Варшаву. Эта поездка началась как паломничество по местам Холокоста. 67-летняя Хирш вылетела в Варшаву в августе с мужем Нафтали и другом, чтобы увидеть место, где ее старший брат был убит в возрасте 3 лет, вместе с тремя ее бабушками и дедушками, и всеми ее дядями и кузенами.

«Я сказала себе, что ничего не буду делать, только учиться и скорбеть», – сказала Хирш, которая родилась вскоре после Второй мировой войны в том, что сегодня является Румынией, рассказывая JTA после поездки в лагерь смерти Аушвиц. Визит в Польшу был первым для нее и ее мужа. Хирш, адвокат, вышедшая на пенсию, также была настроена против того, что в начале этого года Польша приняла закон, запрещающий риторику, обвиняющую польский народ в нацистских зверствах во время Холокоста. Она опасалась, что закон будет обелять некоторые преступления поляков в условиях геноцида – как и многие другие критики этого закона, что вызвало дипломатический кризис между Израилем и Польшей.

Но, как и все большее число израильских туристов, которые обнаружили очарование Польши, Хирш сказала, что ее опыт на местах смягчил ее отношение. «Поездка позволила мне наслаждаться и хорошими вещами», – сказала она. «Я видела здесь молодое поколение, которое не принимало участия в Холокосте, оно пытается построить нормальную, демократическую страну с множеством прекрасных вещей, несмотря на свою необычайно трагическую историю». Несмотря на напряженность вокруг того, как говорить о Холокосте и подходить к нему, туризм из Израиля в Польшу и наоборот резко возрастает, свидетельствуют официальные данные.

По словам посла Израиля в Польше Анны Азари, число приезжиающих из Израиля в Польшу в прошлом году взлетело до рекордных 250 000 человек, что на 79 процентов больше, чем в предыдущем году. Израиль также завоевал популярность среди польских туристов, при этом в 2017 году было отмечено почти 100 000 посещений – на 64 процента больше, чем в предыдущем году. И за первые 10 месяцев 2018 года эта цифра увеличилась до 123 000 туристов из Польши, сообщили JTA в министерстве туризма Израиля. LOT, национальная авиакомпания Польши, добавила 12 еженедельных рейсов в прошлом году к семи уже имевшимся из Варшавы в Тель-Авив. Расширение сети создало прямые рейсы из Израиля в Гданьск, Познань, Люблин и Вроцлав, а в следующем году планируется запустить прямой рейс из Кракова, сказал JTA пресс-секретарь LOT Адриан Кубицкий. Он сказал, что компания не регистрирует никаких изменений в численности пассажиров после дипломатического кризиса по закону о Холокосте.

«Израиль сейчас воспринимается как одно из самых безопасных и дружественных направлений на Ближнем Востоке», – сказал Кубицкий. «Существует также многовековая культурная близость, которая заставляет жителей Польши чувствовать себя там как дома». По меньшей мере 15 процентов туристического потока из Израиля в Польшу в 2017 году было связано с организованными образовательными поездками по Холокосту. Министерство образования Израиля ежегодно организует такие поездки примерно для 25 000 учащихся средних школ, число которых неуклонно растет.

Кризис в отношениях с Израилем – в разгар которого премьер-министр Беньямин Нетаньяху выразил протест, когда его польская коллега заявила, что некоторые евреи сотрудничали со своими нацистскими убийцами – похоже, оказали минимальное влияние на это движение. Шем Олам, музей Холокоста под Хадерой, Израиль, сказал, что больше не будет включать Польшу в свои небольшие образовательные поездки в Европу. Вместо этого он отправил 20 гидов в этом году на Украину – страну, где сотрудничество с нацистами было намного больше, чем в Польше.

Израиль и Польша, которая является одним из самых стойких защитников еврейского государства в Европейском союзе, зарыли топор войны в начале этого года после того, как Польша внесла поправки в законодательство.

Нафтали Хирш, муж Сары, говорит, что чувствует себя более желанным гостем в Польше, чем в родной Венгрии. «Некоторые поляки предали евреев во время Холокоста», – сказал 70-летний Нафтали Хирш, который потерял двух братьев и сестру в Холокосте. «Но, в отличие от Венгрии, Румынии и многих других стран, эта страна не была коллаборационистской. Это была оккупированная страна, где нацисты совершали систематические убийства». В Польше нацисты убили 3 миллиона польских евреев – половину евреев, убитых в Холокосте, а также еще 3 миллиона поляков. «Я чувствую родство, – сказал Нафатали Хирш, отставной авиационный специалист. «Когда я говорю, что я еврей, в глазах людей есть сочувствие. Когда я делаю это в Венгрии, часто ощущается ледяное молчание».

Но Сара Хирш сказала, что ее беспокоит, что их гид в музее Аушвица «не сказал ни слова о коллаборационизме некоторых поляков». «Возможно, их было не так много, но нам нужно провести эту дискуссию», – сказала она. «Эта страна и общество готовы к этому, несмотря на этот закон, с которым многие поляки чувствуют себя некомфортно». Однако основные центры роста израильского туризма в Польше не находится в местах, связанных с Холокостом. Скорее, израильтян привлекают низкие издержки, относительная безопасность и богатое еврейское наследие, по словам Даниэлы Синглер, израильтянки, посетившей Польшу в прошлом году 11 раз. «Это идеальное сочетание», – сказала она во время интервью на израильском Channel 2 в прошлом году. «Жизнь обходится дешево. Вы можете получить роскошную еду за 13 долларов. Вы останавливаетесь в лучшем пятизвездочном отеле и платите меньше, чем потратили бы на гостевой дом в Галилее».

Израильские авиакомпании El Al назвала Варшаву «торговым раем» в журнале, который раздается на борту. В статье не упоминается ни одна из еврейских достопримечательностей города, например, удостоенный наград новый еврейский музей Полин, который открылся в 2013 году, или то, что осталось от Варшавского гетто. Некоторые туристы из Израиля вообще пропускают эти места. «Я не во всех этих холокостных вещах, братан, – сказал один турист Ади Коэн из Петах-Тиквы, осматриваясь со своей девушкой в торговом центре. А синагога «Ножик», единственный сохранившийся довоенный еврейский дом молитвы в Варшаве? «Если бы я хотел пойти в синагогу, я бы остался в Петах-Тикве», – сказал он. «Я здесь, чтобы поесть, выпить и повеселиться».

Рост туризма из Израиля затрагивает некоторые польские еврейские учреждения. «Галиль», один из лучших кошерных ресторанов Варшавы, должен был переехать в большее помещение и утроить персонал в течение последних восьми лет, сказал JTA менеджер компании Дэвид Сосонки. Сейчас там работают три повара, которые пытаются удовлетворить постоянно растущий поток посетителей. Ресторан, который предлагает меню, объединяющее блюда Ближнего Востока и Восточной Европы с кошерной сертификацией от «Эда Ха-Харидит», должен был переехать, потому что «соседи в нашем предыдущем месте начали жаловаться на шум», – сказал он. Несколько новых кошерных ресторанов открылись в течение последних пяти лет не только в Варшаве, но и в городах на западе, таких как Познань и на востоке, как Люблин. В Варшаве это был израильский кошерный ресторан «Бекеф»и «Хумус бар», а также закусочная «Mezze falafel». В Кракове, в южной части страны, появилась «Хамса», израильский ресторан с отсылками к турецкой кухне. Самый новый израильский ресторан Люблина, «Олив», является частью, пожалуй, самой замечательной туристической деятельности, предпринятой в Польше в последние годы и направленной на еврейских клиентов.

Действующий с 2013 года ресторан был открыт в Hotel Ilan – четырехзвездочном отеле с 50 номерами. Его здание использовало дом ешивы «Хохмей Люблин», хасидского высшего учебного заведения беспрецедентных масштабов, которое открылось в 1930 году, укрепив статус города как центра еврейского обучения и жизни в Восточной Европе. Отличавшаяся наличием общежития для сотен студентов – новинки среди ешив в то время – она ​​была опустошена нацистами в 1939 году. После того, как здание было возвращено еврейской общине Польши, оно превратилось в престижную гостиницу. Сегодня она обслуживает разнообразную клиентуру, начиная от еврейских паломников, посещающих могилы видных раввинов, до конференций, которые заказывают Ilan из-за его спа-салона и экзотического ресторана. Впечатляющий фасад, типичная часть архитектуры 20-го века с элементами барокко и арт-деко, отреставрирован и имеет большую вывеску на иврите с именем бывшей ешивы и библейским стихом.

Только внутри, иллюзия живого, дышащего талмудического заведения уступает место дизайну бутик-отеля, в комплекте с баром и сауной. В другой части здания есть музей, который можно посетить бесплатно. И есть небольшая действующая синагога. «Этот отель не вызвал у меня особых чувств», – сказал один посетитель, Иоси Блак, ортодоксальный еврейский турист из израильского города Бней-Брак. Направляясь в украинский город Умань для паломничества в Рош а-Шана, Блак и его семья посетили Люблин, потому что покойный раввин Шмуэль Вознер, лидер того направления иудаизма, к которому принадлежит Блак, посещал ешиву «Хохмей Люблин». «На самом деле, – сказал Блэк, – я стараюсь заглушить весь этот туристический шум, закрываю глаза и представляю звуки 5000 студентов-ешиботников, читающих и изучающих Тору. Когда они вернутся в этот отель, я сниму номер».

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции