Новости

Немецкая мусульманка определяет новое направление в межконфессиональных отношениях через кошерно-халяльный шоколад

24 мая 2020, 17:00 Межрелигиозный диалог
Поделиться

Несколько месяцев назад, еще до пандемии коронавируса, я был гостем в Мюнхенском религиозном общинном центре «Форум за Ислам», где мне подарили книгу и плитку шоколада. На обертке кондитерского изделия на немецком, иврите и арабском языках были написаны слова«кошерный» и «халяль». У меня вспыхнуло любопытство, я разыскал и сумел поговорить с Надей Дукали, женщиной, которая организовала производство и продажу конфет – и которая настояла несмотря на то, что говорили хулители, чтобы маркировки с еврейской и мусульманской сертификацией располагались бок о бок.

49-летняя предпринимательница переехала в Германию вместе со своей семьей из своего родного Марокко в 1975 году. Вспоминая летние каникулы, проводимые каждый год в Марокко, Дукали сказала, что было совершенно нормально видеть еврейских детей в кипах, играющих рядом с мусульманскими детьми в вязаных головных уборах. «Оба головных убора часто были сделаны одним и тем же портным», – говорит она. В Германии Дукали была потрясена, обнаружив, что слово «еврей», которое, по ее словам, в Марокко было игривой заменой слова «проницательный», использовалось в ее новой школе как ругательство. В 12 лет она поняла, что большинство из ее компании были евреями, и в конечном итоге приняла участие в праздновании бат-мицвы в синагоге. «Когда я сказала им, что знаю о еврейских обычаях из Марокко, они были удивлены, потому что они не знали, что там еще есть евреи. Мы многое узнали друг о друге. Позже некоторые из этих друзей открыли еврейские рестораны во Франкфурте», – рассказывает Дукали. Там она впервые попробовала кошерную еду.

Дукали – чуткая, дружелюбная и современная деловая женщина-мусульманка, которая пытается использовать свою религию для наведения мостов с другими – например, в детской книге, которую она написала о пророке Мухаммеде, которая позже была записана на аудио. Книга содержит положительные отзывы о евреях. В 2017 году она разработала календарь для Рамадана, «Ифтарлендер», поместив его в шоколадный набор, и используя арабское слово «Ифтар» – вечерняя трапеза, с помощью которой мусульмане нарушают свой ежедневный пост Рамадан. За каждым из 30 маленьких окошек в календаре скрывается термин из Корана и дата, выполненная из шоколадной глазури. В дополнительной электронной книге Дукали дала объяснения различных мусульманских терминов вместе с параллелями из других религий, включая еврейские пословицы.

По ее словам, шоколад «Ифтарлейд» является логическим продолжением этого календаря для Рамадана. Она также хотела, чтобы этот продукт объединял евреев и мусульман, аналогично ее опыту в Марокко. «Когда я решила, что это будет халяльная плитка шоколада, я подумала, а почему бы не сделать ее также и кошерной?», сказала она. Через своих друзей-евреев Дукали связалась с местным ортодоксальным раввином, который с радостью консультировал ее по вопросам кашрута. Ее следующей остановкой был немецкий производитель шоколада «Weinrich», который согласился производить шоколад по ее рецепту. «Когда я сказала, что он должен быть кошерным и халяльным, меня спросили, уверена ли я», – говорит Дукали. «Когда я сказал, что конечно уверена, мне ответили, что никто не купит это. Я просто проигнорировала их слова».

Компания согласилась довести фабрику до кошерных и халяльных стандартов – что обычно включает тщательную очистку производственного цикла и тщательный контроль ингредиентов – при одном условии: Дукали заказывает не менее 500000 шоколадных плиток. «Я сказала, что рискну, потому что у меня есть клиенты, которые считают отличной идею, когда мусульманка хочет продавать свою продукцию как кошерную и халяльную как на иврите, так и на арабском», – сказала Дукали.

Через шесть месяцев производитель смог удовлетворить все религиозные требования девяти шоколадных брендов Дукали. Сертификат о кошерности был предоставлен европейским офисом нью-йоркского агентства «Triangle-K», надзирающего за кошерностью производства, с которым Дукали не связывалась напрямую. «Удивительно, – говорит она, – мусульманское свидетельство получить сложнее. С кошерным сертификатом вы должны следовать нескольким правилам, тогда приходит раввин и сертифицирует продукт. Для того, чтобы получить сертификат халяльности, нужно удовлетворить все течения ислама». Например, по ее словам, шииты запрещают кармин, красный пигмент, потому что он производится из насекомых, в то время как сунниты позволяют это. «Я хотела получить продукт, который понравился бы каждому мусульманину. Это было трудно, потому что только алкоголь и свинина запрещены для всех мусульман», – сказала она. При этом кармин также не считается и кошерным, из-за того, что он производится из насекомых.

Дукали сказала, что была поражена реакцией на ее шоколадные плитки «Ифтарлейд», «особенно от людей, которые способствуют межкультурному диалогу, и от мусульман, у которых есть друзья или партнеры-евреи». «Они разочарованы тем, что такие межконфессиональные и межкультурные отношения омрачены конфликтом в Израиле и Палестине», – сказала она.

Немецкая пресса приветствовала Дукали как смелую деловую женщину. Только немецко-еврейский блогер Хайм поставил под сомнение еврейский статус «младшего партнера» в создании межконфессионального продукта. «Из-за своего названия «Ифтарлейд» не является халяльно-кошерным шоколадом. Скорее, это шоколад для мусульман, который евреи также могут есть». Хайм сомневался, что «щепетильные покупатели-евреи» купят шоколад, название которого происходит от религиозного мусульманского ритуала, ифтара, особенно когда они могут купить другой кошерный шоколад. Дукали написала ответ, ставя критику под сомнение. Она объяснила различные значения термина «ифтар» и свою идею «единения через шоколад».

Хайм передумал, но не пересмотрел текст, говорит Дукали. «Некоторые люди боятся объединить евреев и мусульман, даже если это всего лишь шоколадка», – подчеркивает она. Дукали также получила упреки от своих собратьев-мусульман. «На продовольственной ярмарке мусульмане из Саудовской Аравии и несколько палестинцев сказали мне, что не могут принять наличие надписи на иврите на обертке», – сказала она. В других случаях проблемой был тот факт, что компанией управляет женщина.

Один покупатель-египтянин однажды обратился к мужчине-помощнику Дукали по маркетингу и сказал, что хочет сделать крупный заказ. По словам Дукали, когда служащий позвонил ей, египтянин разозлился. «И когда я пришла и поприветствовала его, он встал и ушел, даже не пожав мне руку», – сказала она. Когда к ее стенду подошли ортодоксальные евреи, Дукали приказала заняться ими ее менеджеру по продажам. В некоторых ультраортодоксальных кругах взаимодействие между мужчинами и женщинами, кроме супругов и родственников, не поощряется, а прикосновения запрещены. «Я обучила своих сотрудников тому, как обращаться с уважением к другой группе», – говорит Дукали. «Но я сама давала все объяснения по поводу продукции и принимала решение о цене, и это не было проблемой. Когда они не были уверены, что это халяльный и кошерный продукт, они попросили показать сертификаты, и когда я показал их им, они были довольны». В рукопожатии не было необходимости.

По словам Дукали, самым популярным «ифтарлейдом» является молочный шоколад с финиками и солью. «Всем нравится сочетание немецкого шоколада, фиников, которые являются центральным продуктом для Рамадана, и кошерной соли», – сказала она. Дукали одинокая мать троих сыновей, один из которых до сих пор живет дома. Из-за пандемии коронавируса ей пришлось сильно сбавить обороты – как раз перед Рамаданом. «Моя жизнь быстро меняется и я никогда не нахожу времени чтобы подготовится к Рамадану духовно и физически», – говорит она. «Я никогда не нахожу время для тог, чтобы замедлиться. В этом году я вдруг так и сделала, и это меня очень обрадовало. Могу ли я сказать, что в то время, как так много людей обеспокоены и даже в панике? Для меня эпидемия — это благословение!» «Социальное дистанцирование — это форма Рамадана», – поясняет она. «Мы «очищаемся» от наших социальных контактов, мы работаем из дома, и мы не празднуем на публике. Единственная серьезная разница в том, что нас не пускают в мечети».

Что касается празднования Рамадана без посещения друзей и родственников: «Это трудно», отмечает она. «Но я принимаю это». Влияние эпидемии коронавируса на продажи шоколада Дукали является горько-сладким. Мечети закрыты, «но, слава Б-гу, супермаркеты открыты, и там продается мой календарь Рамадана. Кроме того, кризис высвобождает много гормонов стресса, и лучший способ справиться с ними — это шоколад. Потребление шоколада огромно».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции