Новости

Горские евреи сохраняют многовековые традиции Песаха

31 марта 2021, 18:00 песах
Поделиться

В преддверии своего первого Песаха в Азербайджане раввин Шнеор Сегал запасся кошерной едой к празднику, когда евреям запрещено есть продукты, приготовленные с применением закваски, отмечает JTA.

Сегал, родившийся в Израиле посланник движения Хабад-Любавич, прибывший в Азербайджан в 2010 году, чтобы управлять самой большой синагогой в столице страны Баку, обеспечил своим прихожанам все необходимые кошерные продукты, такие как сахар, соленые огурцы и сыр. Это была ошибка новичка. Как вскоре обнаружил Сегал, горские евреи, древняя община, составляющая основную часть еврейского населения Азербайджана, насчитывающего около 8000 человек, воздерживается от этих продуктов на Песах.

Богатые и уникальные традиции горских евреев особенно ярко проявляются во время Песаха, праздника, который по историческим причинам стал самым важным для евреев всего бывшего Советского Союза. «В частности, я помню одну женщину, которая в ужасе посмотрела на меня после того, как увидела, что я держу сахар на Песахе», – вспоминает Сегал. «Я заверил ее, что это соответствует самым строгим стандартам кашрута. Она посмотрела на меня, сказала: «И ты называешь себя раввином ?!» и ушла. Я храню память об этой женщине, настолько уверенной в своих знаниях иудаизма, что какой-то парень с бородой из Израиля не мог сбить ее с толку».

По словам Янива Нафталаева, лидера общины горских евреев в Израиле, запреты на Песах на соленья, сахар и сыр относятся к тому времени, когда горские евреи не имели доступа к фабрикам, которые производили эти продукты под контролем раввинов. Сейчас Нафталаев и организация горских евреев СТМЭГИ заняты каталогизацией и преподаванием этих и других традиций через Музей истории и культуры горских евреев, открывшийся в прошлом году в Красной Слободе в Азербайджан. На джуури, древнем и умирающем языке горских евреев, основанный на фарси, Песах, празднуемый после еврейского месяца нисан, именуется «Нисону». Во время Песаха горские евреи избегают кладбищ. Годовщины смерти близкого человека, приходящиеся на нисан, отмечаются до или после этого месяца.

В седерах горских евреев также есть особые блюда, в том числе кэсни-борухойи (дикорастущее растение, похожее на рукколу). Его появление на столе основано на легенде о том, что египетские дети бросали шипы в глиняные кадки, где рабы – евреи босыми ногами месили глину. Еще одно блюдо седера – эшкена, тушеное мясо, сочетающее в себе другие традиционные блюда ритуальной трапезы, включая яйца, мясо и сельдерей. Его едят с мацой. Тем не менее одно традиционное блюдо, зроа, баранья голень или куриное крылышко, предназначенное для жертвоприношения в древнем Храме, – отсутствует в Седерах горских евреев. Его готовит и употребляет на следующий день старший в семье – дань уважения тому, как израильтяне избавились от чумы первенцев в Египте, согласно пасхальной Агаде.

Другие уникальные обычаи Песаха – их много – включают разжигание костров в первый день нисана и празднование окончания недельного праздника мероприятием под названием Говгил – «конец праздника» на джуури – когда семьи устраивают пикники. То, что у горских евреев сложилась такая богатая традиция вокруг Песаха, «просто связано с возрастом общины горских евреев», – заявил Давид Мордехаев, руководитель московского отделения СТМЭГИ, который помог открыть музей в Красной Слободе. В музее представлен полный каталог пасхальных обычаев горских евреев, составленный Нафталаевым в 2018 году. Рецепты эшкены и других традиционных блюд можно найти в «Иегудей Кавказ», ежемесячном издании на иврите, которое СТМЭГИ начало издавать в том же году на Песах.

Многие обычаи сохранились, поскольку «во времена Советского Союза религиозные преследования на Кавказе были менее суровыми, чем в европейской части», – заявил Мордехаев. Во время Второй мировой войны горские евреи потеряли много сыновей, которые были солдатами Красной армии, чем заслужили дальнейшее снисхождение. Кроме того, горским евреям удалось сохранить свои традиции Песаха, потому что они избежали Холокоста, который в других местах разрушил многовековые еврейские общины и традиции. Нацистам не удалось проникнуть на Южный Кавказ.

«Если вы останетесь здесь на 1000 лет – а горские евреи существуют по крайней мере так долго – вы разовьете некоторые особые традиции», – заметил Мордехаев, отец двоих детей, чья бабушка по отцовской линии, Яфа, жила в Красной Слободе. Мальчиком Мордехаев часто проводил каникулы в доме своей покойной бабушки, где «пасхальная уборка начиналась с мытья ковров». «Горские евреи тогда ели на коврах, обеденного стола не было», – вспоминал он. «Так что там определенно были хлебные крошки». Сейчас еврейская община Красной Слободы находится в упадке, как и другие общины горских евреев, и насчитывает всего несколько сотен жителей. Их члены уехали в Израиль, США, Россию и Европу. Уникальные традиции горских евреев исчезают по мере того, как все больше и больше из них выходят замуж за евреев из разных общин.

По словам Мордехаева, некоторые местные традиции Песаха, такие, как пикники во время Говгила, могут не выжить за пределами региона. По его словам, его собственная семья в Москве не стремится посещать синагогу вместе со многими другими горскими евреями. «Это не так. Мы просто ходим в ближайшую синагогу с ашкеназами, сефардами, как и большинство евреев в мире», – заявил он. Тем не менее по прогнозам Мордехаева, некоторые традиции, особенно особые блюда, сохранятся. «Мы, горские евреи, особенно хорошо помним, что должно стоять на столе в вечерний седер», – заключил он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции