Новости

Духовный лидер политического религиозного сионизма, раввин Хаим Друкман, умер в возрасте 90 лет

26 декабря 2022, 10:00 некролог
Поделиться

Раввин Хаим Друкман, ведущая, хотя и неоднозначная фигура в консервативной части движения религиозных сионистов, скончался 25 декабря, после заражения коронавирусом в начале этого месяца, в возрасте 90 лет, пишет журналист «The Times of Israel» Иуда Ари Гросс.

Друкману, протеже влиятельного националистического раввина Цви Иегуды Кука, приписывают создание «Гуш Эмуним» — буквально «Блок верующих» — зарождающееся движения поселенцев, которое было основано в его гостиной в Мерказ Шапира в 1974 году. Лауреат Премии Израиля, Друкман на протяжении десятилетий был влиятельным лицом в израильской политике, будучи депутатом Кнессета, заместителем министра, а в последнее время — духовным лидером религиозных сионистских партий. Он также занимал влиятельные религиозные посты, будучи деканом ешивы «Ор Эцион», главой сети всех ешив, связанных с религиозным сионистским движением «Бней Акива», и президентом союза ешив «Хесдер», семинарий для мужчин, совмещающих военную службу с изучением Торы. На протяжении многих лет Друкман спорил с ультраортодоксальными раввинами из-за своих более либеральных взглядов на гиюр, а также с государственными властями из-за его временами подрывной позиции, особенно из-за его призывов к религиозным солдатам отказываться от приказов о выселении поселений на Западном берегу. Он также столкнулся с критикой за защиту известных сексуальных преступников.

Друкман заразился вирусом Covjd-19 в начале этого месяца, причем уже во второй раз. Первоначально он проходил лечение у группы врачей в своем доме в Мерказ Шапира, но на прошлой неделе был переведен в иерусалимскую больницу «Хадасса Эйн-Керем» после того, как его состояние ухудшилось. Врачи реанимировали Друкмана днем 21 декабря, но все выходные он оставался в тяжелом состоянии. «Раввин был госпитализирован в больницу «Хадасса Эйн-Керем» в очень тяжелом состоянии, и в течение последних 10 дней с ним усердно работали сотрудники отделения интенсивной терапии, но в конечном итоге они были вынуждены констатировать его смерть сегодня вечером», — сообщили в больнице.

Друкмана проводили хвалебными эпитафиями ведущие политики и общественные деятели Израиля. «Тора Израиля, народ Израиля и земля Израиля были в центре его внимания час за часом, день за днем, и он посвятил свою жизнь Государству Израиль и еврейскому народу», — заявил вечером 25 декабря президент Ицхак Герцог. Лидер Религиозной сионистской партии Бецалель Смотрич отозвался на смерть Друкмана в библейском стиле. «Стали мы сиротами, отца лишились», — писал он, цитируя Книгу Плача Иермияу. «Народ Израиля и весь мир потерял одного из духовных гигантов наших поколений, благочестивого человека, учителя, человека, вся жизнь которого была посвящена Торе земли Израиля, народу Израиля и земле Израиля», — заметил Смотрич. Бывший премьер-министр Нафтали Беннет, который когда-то был одним из лучших учеников Друкмана, вспоминал своего бывшего духовного лидера как человека умеренного, «который использовал все свои силы для посредничества и объединения всех частей израильского народа».

Вступающий в должность премьер-министр Биньямин Нетаньяху особо напомнил об усилиях Друкмана в области гиюра, заявив, что раввин «нашел способ объединить сердца, который помог массам новых репатриантов пополнить ряды нашего народа».

Из Куты в Палестину

Родившийся в 1932 году в городе Куты на территории тогдашней Польши, а теперь на Украине, Друкман пережил Холокост, сначала спрятавшись с родителями, а затем бежав из Европы в 1944 году, выдавая себя за сына пары, у которой не было собственных детей, чтобы иммигрировать в тогдашнюю Палестину. Вскоре после войны его родители присоединились к нему на Святой Земле. В Палестине Друкман учился в ешиве, связанной с «Бней Акива», в мошаве Кфар-Хароэ, а в 1949 году поступил на службу в зарождающийся ЦАХАЛ по программе «Нахаль», в течение этого времени он также помогал создавать религиозные общины в кибуце Тират-Цви на севере Израиля и в кибуце Саад недалеко от границы с Газой. После военной службы Друкман учился в ешиве «Мерказ арав» — флагманском учреждении религиозного сионистского движения — в Иерусалиме у раввина Цви Иегуды Кука, сына раввина Авраама Исаака Кука, первого Главного ашкеназского раввина Израиля и прародителя религиозной сионистской теологии.

Блестящий и преданный ученик, Друкман стал одним из лучших учеников Кука. После непродолжительного пребывания в Соединенных Штатах в середине 1950-х годов в качестве эмиссара «Бней-Акивы» Друкман был отправлен Куком руководить ешивой «Ор-Эцион» в Мерказ Шапира, тогда крошечном новом мошаве, образовавшемся на территории заброшенной палестинской деревни к северо-востоку от Ашкелона. Как декан ешивы «Ор-Эцион» Друкман обучал некоторых из самых влиятельных лидеров Израиля, в том числе министра обороны Бени Ганца, бывшего главу «Моссада» Йоси Коэна, члена Кнессета от «Ликуда» Исраэля Каца и многих других.

Вечером 25 декабря Ганц восхвалял своего бывшего учителя, вспоминая время, проведенное в ешиве «Ор-Эцион». «Мое сердце оплакивает смерть раввина Друкмана. В юности я имел честь быть одним из его учеников в ешиве «Ор Эцион», — заявил Ганц. «Раввин был верующим, преданным Государству Израиль и сионистской идее. И я всегда знал, что он может слушать». Твердо веря в святость библейской земли Израиля, Друкман был частью группы, которая провела пасхальный седер в городе Хеврон в 1968 году, что в конечном итоге привело к созданию в городе еврейского поселения. После разрушительной Войны Судного дня 1973 года Друкман и группа других студентов Кука сформировали движение «Гуш Эмуним», приверженное жесткой политике в территориальных вопросах, особенно в отношении библейской земли Израиля. «Эта земля — Земля Израиля, и на Земле Израиля евреям должно быть позволено селиться где угодно», — заметил Друкман в недавнем интервью, в котором он также поддержал создание «государства галахи», действующего в соответствии с еврейским религиозным законом.

В преддверии судьбоносных выборов 1977 года, в результате которых было сформировано первое правительство Израиля под руководством «Ликуда», Кук предложил Друкману баллотироваться вторым номером в списке Национальной религиозной партии, более известной под аббревиатурой «Мафдал». Когда в 1981 году «Ликуд» Менахема Бегина снова победил, Друкман был назначен заместителем министра религиозных служб. Он проработал в этой должности всего семь месяцев, прежде чем уйти в отставку в знак протеста против выселения правительством поселения Ямит на Синайском полуострове в рамках мирного соглашения с Египтом. В это время Друкман и его семья также временно переехали в Ямит, чтобы бороться с изгнанием. «Я против. Я голосовал против. Согласно Библии, район Ямит — это Эрец-Исраэль», — заявил Друкман журналисту в 1982 году, используя еврейский термин для обозначения Земли Израиля. «Вы должны строить Эрец Исраэль, а не разрушать ее. Я против эвакуации любого поселения, что бы мы ни получили взамен».

В 1983 году Друкман откололся от более центристской партии «Мафдал» и помог сформировать правую религиозную сионистскую партию «Мораша», которая на следующих выборах показала плохие результаты. В 1986 году Друкман покинул «Морашу» и вернулся в «Мафдал». Два года спустя он ушел из официальной политики, но оставался громкой и видной фигурой в национальном лагере, особенно во время подписания соглашений Осло.

Друкман появился на сцене во время печально известного митинга против тогдашнего премьер-министра Ицхака Рабина за месяц до убийства Рабина. Друкман вернулся в Кнессет в 1999 году в разгар Второй интифады, прежде чем уйти из официальной политической жизни в 2003 году. В течение многих лет он был духовным лидером партии «Еврейский дом» при Нафтали Беннете, прежде чем переключиться на публичную поддержку ультраправой Религиозной сионистской партии Бецалеля Смотрича в преддверии выборов в марте 2021 года.

Споры о гиюре

Начиная с середины 1990-х годов, после волны репатриации из Советского Союза, Друкман стал активно заниматься вопросом обращения в иудаизм, выступая в качестве главного раввинского судьи, в суде по обращению и возглавляя правительственную комиссию, которая выступала за более мягкий гиюр для несовершеннолетних. В 2004 году он был назначен главой Государственного управления по гиюру, органа в составе Офиса премьер-министра, который наблюдает за гиюрами в Израиле. Его более умеренная позиция в отношении гиюра поставила Друкмана в жесткую оппозицию гораздо более строгой позиции ультраортодоксальных раввинов. Это давнее разногласие достигло апогея в 2007 году, когда судья – раввин, слушавший дело о разводе с участием женщины, которая прошла гиюр в суде Друкмана постановил, что ее гиюр был недействительным, а Друкман и другие судьи в его суде были «грешниками и еретиками». Когда женщина подала апелляцию в Высший раввинский суд, судьи не только оставили в силе решение суда низшей инстанции, но и расширили его, отменив все гиюры, совершенные Друкманом за предыдущие девять лет, и объявив его дисквалифицированным судьей. Это драматическое решение затронуло тысячи людей, которые прошли гиюр через суд Друкмана и официально оставалось в силе в течение четырех лет, пока Верховный суд не отменил решение раввинского суда. Хотя в конечном счете это было напрасно, Дракман был неохотным, но в конечном счете сторонником реформ гиюра, предлагавшихся уходящим правительством, которые, в конце концов, не были проведены до того, как коалиция распалась в этом году.

Будучи убежденным сторонником и лидером поселенческого движения, Друкман часто высказывался против выселения аванпостов на Западном берегу военными, заявляя, что религиозные солдаты должны пытаться не выполнять такие операции и категорически отказываться, если их вынуждают. Друкман озвучил свои взгляды в преддверии размежевания в 2005 году, когда правительство эвакуировало все поселения в секторе Газа и некоторые на севере Западного берега, подписав вместе с рядом других раввинов – религиозных сионистов письмо, в котором утверждалось, что еврейский закон запрещает «евреям принимать участие или каким-либо образом помогать в ликвидации поселения или аванпоста на земле Израиля».

Друкман делал аналогичные заявления в 2010 году, хотя он несколько смягчил свои формулировки, оставив неясным, считает ли он, что солдаты должны явно отказываться от приказа о выселении поселений. В отличие от некоторых из своих более рьяных современников, Друкман обычно пытался найти баланс между своими более религиозными чувствами и реалиями жизни в демократической стране. Он выступил против религиозного постановления, запрещающего евреям сдавать квартиры и дома израильским арабам, но заметил, что в некоторых случаях отказ в аренде арабам оправдан. Друкман часто защищал евреев – экстремистов, в том числе осужденных за насильственные преступления против палестинцев. В 1988 году, когда он был депутатом Кнессета, Друкман направил письмо поддержки члену террористической группировки «Еврейское подполье» после его освобождения из тюрьмы, где он отбыл четырехлетний срок за его роль в террористической атаке на Исламский колледж в Хевроне в 1983 году, в результате которой трое палестинских студентов были убиты и десятки ранены. В 2012 году Друкман устроил прощальную вечеринку для Цви Строка, сына ныне члена парламента от Религиозной сионистской партии Орит Строк, который пятью годами ранее был осужден за пытки палестинского подростка.

Совсем недавно, в 2019 году, он возглавил кампанию по сбору денег для оплаты судебных издержек молодого поселенца, которому было предъявлено обвинение в убийстве палестинки. Друкман также поддерживал раввинов, обвиняемых в сексуальных домогательствах. В 1999 году государственный прокурор наказал Друкмана за то, что он не сообщил о многочисленных случаях сексуального насилия со стороны декана ешивы «Нетив Меир» Зеэва Кополевича, который позже был осужден за совершение непристойных действий со своими учениками. Хотя Друкман в 2012 году признал, что ему следовало сообщить об этом в полицию, в 2013 году он снова встал на защиту другого раввина, осужденного за сексуальное насилие, харизматичного Моти Элона, приглашая его в свою ешиву «Ор Эцион» в течение многих лет, пока, наконец, в 2019 году, после многих лет критики, он не решил прекратить приглашать его, заявив в публичном письме, что Элон больше не должен появляться на публике.

В последние месяцы Друкман отвергал обвинения в изнасиловании раввина Цви Тау, называя их «сплетнями». У Друкмана осталась 65-летняя жена Сара, врач, одна из первых религиозных женщин, окончивших медицинскую программу Еврейского университета. У пары девять детей, в том числе одна приемная дочь и дочь с синдромом Дауна. У них десятки внуков и правнуков.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции