Новости

Борьба с прошлым: бремя еврейского наследия

24 октября 2021, 16:00 Документальный фильм
Поделиться

Те, кто говорит «тахлес», сразу переходят к делу, пишет «Deutsche Welle». Это термин на идиш, который происходит от ивритского слова «тахлит» (что означает «задача» или «цель»).

В документальном фильме известных берлинских режиссеров Яны Маттес и Андреа Шрамм «Тахлес: суть дела» люди также говорят прямо. «Я ничего не знаю об иудаизме, но все же я был «еврейской свиньей»». «Почему я самый нееврейский еврей в мире?» – спрашивает Яар в фильме. Он молодой еврей из Берлина и главный герой фильма. «Начнем с того, что я не обрезан. Мы никогда не отмечали праздников, никогда не ели кошерного. Моя девушка — немка. Я ничего не знаю об иудаизме, даже не знаю молитвы, которую читают в шабат», — замечает, добавляя: «И все же я иногда был «еврейской свиньей» в школе». Эти откровенные слова заставляют зрителя задуматься о Яаре, его предках, Холокосте и, в конце концов, о вине, ответственности и примирении.

Какое отношение к Холокосту имеют молодые люди из третьего поколения, живущие сегодня? Это опасный вопрос, который в фильме исследуется столь же необычным, сколь и эмоциональным образом.

Как справиться со страданием через провокацию

Яар родился в Иерусалиме и приехал в Германию, когда ему было 5 лет. В Германии его разведенные родители постоянно напоминали ему о своем прошлом и прошлом его бабушки и дедушки. Он обвиняет своего отца, в том, что он считает себя пострадавшим от Холокоста, хотя сам не испытал его. Теперь 21-летний парень хочет стать дизайнером компьютерных игр. Из чувства бунта он и его друзья Сара и Марсель планируют создать компьютерную игру под названием «Когда Б-г спал».

В ней роли меняются местами: игрок может играть роль как девушки-еврейки, так и нациста, защищающего евреев. Девушка в игре — это альтер бабушки Яара, Рины, и она должна защищаться от своей судьбы. Ее антагонист — офицер СС, прототипом которого послужил родственник Марселя. Уникальный элемент: Яар стремится дать ему роль «человечного нациста» – «хорошего нациста» – который спасает евреев, открывая двери поезда по пути в концлагерь. Яар, будучи молодым евреем, полагается на эту историю, чтобы помочь себе избавиться от опыта Холокоста, пережитого его предками.

«Провокация — мой способ справиться с этим», — говорит он. Он чувствует, что не имеет ничего общего с историей, произошедшей более 80 лет назад. В процессе разработки игры он побывал в Израиле и Польше, в частности, в Кракове, городе, откуда приехала его бабушка, которая живет в Израиле. Там он увлекся собственной семейной историей.

Борьба с еврейским наследием

Для режиссерского дуэта Шрамм и Маттес именно этот конфликт стал пищей для размышлений для фильма на тему современной еврейской жизни в Германии. Яар, который проходил стажировку в их кинокомпании, был идеальным кандидатом для фильма. «Сначала он должен был исследовать эту тему. Однако с самого начала мы заметили, что он находится под огромным давлением. И что он боролся со своим еврейским наследием. Когда он затем рассказал нам свою историю, быстро стало ясно, что его собственная история намного интереснее», — объясняет Маттес. «Яар также понял, что он не может освободиться от своей истории, пока он сам не проработает ее; как только он уловил и понял ее». История приобрела более широкие масштабы и стала причиной того, что изначально запланированный короткий сюжет для телевидения превратился в 104-минутный документальный фильм.

Существует также 50-минутная образовательная версия фильма, доступная для учебных заведений в стране и за рубежом, с субтитрами на английском языке. После долгого четырехлетнего периода производства, который был осложнен ограничениями финансирования и пандемией Covid-19, премьера фильма состоялась в мае 2020 года на фестивале DOK.fest в Мюнхене, а в июне он был номинирован как один из 12 фильмов на премию Немецкого документального кино. Сейчас он идет в кинотеатрах Германии.

Интерактивные формы воспоминаний

Тем временем Яар заканчивает учебу на дизайнера компьютерных игр. Теперь он отошел от своей первоначальной идеи игры «Когда Б-г спал». «Надо посмотреть, можно ли создать подобную историю без идеализации нацистов», — говорит Маттес, имея в виду потенциальный римейк компьютерной игры. В конце концов, интерактивная игра как новая форма воспоминания — интересный способ познакомить молодежь с этой важной темой.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции