Боль все еще остра, когда евреи Венгрии отмечают освобождение Будапештского гетто
17 января венгерские евреи отметили 75-ю годовщину освобождения Будапештского гетто и окончания Холокоста, в результате которого погибло более 500000 евреев и была уничтожена некогда яркая еврейская культура по всей Венгрии.
«Я потеряла 49 членов семьи», – сказала выжившая Ева Фахиди собравшимся у Мемориальной стены Холокоста, которая была частью стены, когда-то окружающей гетто в центре Будапешта. «Мне было 19 лет, и вдруг меня так возненавидели, что со мной можно сделать все что угодно». «Ненависть – самое ужасное чувство», – предупредила она. «Ненависть порождает еще больше ненависти, цикл, который никогда не заканчивается». Сегодняшний Будапешт может похвастаться большой и энергичной еврейской общиной, но антисемитизм остается постоянной проблемой.
Согласно опросу CNN 2018 года, почти 20% людей не любят евреев, что является самым высоким показателем среди семи опрошенных европейских стран. В 1944 году в Будапеште осталось около 100000 евреев. Когда фашистская партия «Скрещенные стрелы» осенью того года захватили власть, около 70000 человек были собраны на небольшой территории, состоящей из 162 жилых домов, окруженных деревянным забором. Голод, мороз и продолжающееся насилие убили тысячи людей за несколько недель. Стрелки «Скрещенных стрел» часто загоняли группы евреев к берегам Дуная и расстреливали их в ледяной реке. Охранники бежали только тогда, когда советская Красная Армия осадила Будапешт. Деревянные доски ограды были сожжены сразу в суровую зиму. Венгрия боролась с этим прошлым.
Лидеры, в том числе премьер-министр Виктор Орбан, сначала перекладывали часть вины на немецкую оккупацию, но в конечном итоге признали роль Венгрии в геноциде. Расплата продолжается. Золтан Покорни, видный член правящей партии ФИДЕС, прослезился, когда он вспоминал на прошлой неделе, что его собственный дедушка принимал участие в убийствах. «Ссылка на немецкую оккупацию – не оправдание, а в лучшем случае попытка обелить прошлое», – сказал он на недавнем мероприятии, посвященном убийству евреев в другом месте Будапешта. «Жертвы были венграми, как и большинство убийц». «Мы должны видеть в жертвах нечто большее, чем евреев, завершивших свое существование. Точно так же мы должны видеть в убийцах нечто большее: мы должны видеть, как они стали убийцами. Я здесь, чтобы сказать вам, что эта боль делает нас едиными».