Школьники находят лампы талмудического периода, свидетельствующие о наличии еврейской общины в Самарии
Ученики начальной школы из региона Самарии на Западном берегу совершили захватывающее открытие во время археологических раскопок рядом с промышленной зоной Баркан, найдя масляные лампы из глины талмудического периода, что свидетельствует о том, что еврейская община жила там более 1500 лет назад.
Раскопки были проведены в рамках образовательного проекта, цель которого — укрепить связь сегодняшней молодежи с наследием и историей Израиля. «Во время раскопок мы обнаружили две глиняные масляные лампы с украшениями и выступами», – объяснил археолог Ахия Коэн-Тавор, который проводит эти раскопки в сотрудничестве с Университетом Ариэля. «Такого рода светильники нас многому учат о местном населении, поскольку с наступлением ночи все члены семьи собирались вокруг них», – добавил он.
В дополнение к украшениям, на лампах также были найдены отпечатки пальцев гончара, поскольку, когда создавались украшения, глина была свежей. «Это тонкая керамика, выполненная художниками, и в дополнение к ее практическому использованию, она также имела декоративное применение, поскольку лампа была помещена в центр дома. Это доказывает, что в талмудический период это место было заселено».
Йосси Даган, глава Регионального совета Самарии, посетил место раскопок. «Решение поддержать школу в ее стремлении обучать школьников истории оказалось мудрым решением, которое связывает школьников с землей и ее корнями. Это свидетельствует о давних связях между еврейским народом и Самарией, тысячелетней связи с нашей землей. Если кто-то хочет найти нашу связь с этим местом, он может просто начать копаться в земле», – сказал он.
Йоав Мустаки, Даниэль Бен-Ами и Идо Хаим, трое школьников, которые нашли лампы, говорили о том, как они были рады находке. «Это не было запланировано, что я буду копать и найду что-нибудь, существовавшее 1500 лет назад», – сказал Мустаки. «Я представлял себе семью, живущую не так, как мы, без света и электричества; я представлял себе детей и то, как они, должно быть, чувствовали себя во тьме. Это было очень захватывающе».