Альберт Райхманн, создатель империи недвижимости «Olympia&York», умер в возрасте 93 лет
Известный девелопер и филантроп из Торонто Альберт Райхманн, умер в возрасте 93 лет, пишет журналист «National Post» Тайлер Доусон.
В то время как Райхманны, одна из самых богатых семей в Канаде, известна своей империей недвижимости, в которую входили «First Canadian Place» в Торонто и «Canary Wharf» в Лондоне, Великобритания, близкие Альберта говорят, что центральное место в его жизни занимали филантропия и ортодоксальный иудаизм. «Вера была сущностью обоих (братьев) Пола и Альберта, а также всей семьи», — рассказал Роберт Райхманн, внук Альберта.
Альберт вместе со своими братьями Полом и Ральфом построил «Olympia&York», которая превратилась в одну из крупнейших в мире девелоперских фирм, но Роберт высоко оценил усилия своего деда по помощи евреям, живущим в СССР. «Он был сосредоточен на бывшем Советском Союзе и действительно помогал советским евреям в то время, когда им не разрешалось быть евреями», — заявил Роберт. «Его еврейская идентичность занимала центральное место во всем, что он делал». У Альберта было «очень мало страха», когда он путешествовал за «железным занавесом». «Он чувствовал, что им движет его убежденность в том, что он пытается помочь людям и делает все, что в его силах», — рассказал Роберт. Он всегда носил свою кипу, потому что очень, очень гордился своей ортодоксальностью. «Он хотел, чтобы люди знали — особенно в России, — что такой выдающийся еврей, как он сам, может быть евреем, и они тоже должны гордиться тем, что сами являются евреями», — заметил Роберт.
Альберт, скончавшийся 17 декабря, был одним из пяти братьев, родившихся в Вене, Австрия, в ортодоксальной еврейской семье 18 января 1929 года. Дорога из Вены в Канаду была извилиста. Семья, по данным «Vancouver Sun», переехала из Венгрии в Вену в 1928 году, где глава семьи Самуэль начал прибыльный бизнес по продаже яиц. В 1938 году, за год до начала Второй мировой войны, семья бежала в Париж, прежде чем они, наконец, перебрались в Танжер, Марокко. «Они всегда были на один город впереди нацистов», — заявил зять Альберта Стивен Гросс. В Танжере Самуэль открыл бизнес по обмену валюты, а мать Альберта, Рене Райхманн, стремилась помочь евреям, оставшимся в Европе. «Вскоре дети Райхманнов часами упаковывали продукты, в том числе шоколадки, для узников печально известных концентрационных лагерей в Европе», — сообщал журнал «Maclean’s».
Десятки членов большой семьи Райхманнов погибли во время Холокоста. Пол Райхманн, умерший в 2013 году, рассказал «Maclean’s», что перед побегом Самуэль перевел деньги своей семьи на банковские счета в Лондоне, опасаясь прихода нацистов, и, в свою очередь, использовал эти деньги для покупки золота, на которое финансировал побег семьи. «Дом Райхманнов в Танжере быстро стал центром для других еврейских беженцев, спасающихся от войны. Рене Райхманн кормила, давала советы и ухаживала за больными», — сообщает «Maclean’s». В 1959 году Альберт приехал в Канаду, где вместе с братьями Ральфом и Полом приступил к созданию империи недвижимости. Альберт был женат на Эгосе Райхманн, родившейся в Санта-Марии, Румыния. Они поженились в Израиле. Эгоса скончался 6 апреля 2022 года. «Она была для него всем. Они были очень близкой парой. Они… прекрасно дополняли друг друга», — рассказал Гросс.
Бывший сотрудник «Businessweek» Энтони Бьянко, написавший книгу о семье, назвал семейную компанию «Olympia&York Developments Ltd.», образованную в 1964 году в результате слияния компаний «Albert’s York Factory Developments Ltd» и «Olympia Floor&Wall Tile»,«величайшей девелоперской компанией в западной истории». В конце 1970-х в Нью-Йорке они заключили «сделку века», получив 10 миллионов квадратных футов офисных площадей и 1200 арендаторов. В одно мгновение они стали вторыми по величине владельцами недвижимости в городе, и газета «Washington Post» окрестила их «канадскими Ротшильдами недвижимости». «Райхманны купили эти здания примерно за 20 минут до того, как рынок недвижимости развернулся. У них была отличная покупка», — заявил девелопер Рональд Николсон журналисту Питеру Фостеру в его книге 1986 года о Райхманнах. Сделка, как заметил Фостер в интервью «National Post» 20 декабря, «сделала их похожими на гениев». Компания росла и росла, пока на пике ее развития в конце 1980-х состояние братьев, по оценке «Forbes», не достигло 9,2 миллиарда долларов. Альберт был председателем компании и пережил подъем, который пресса назвала «стремительным». «Это была действительно замечательная история. И самое удивительное, что люди их не помнят, люди не помнят, кем были Райхманны, но какое-то время они были самой самыми значимыми в мире в сфере недвижимости», — заявил Фостер. Фостер описал Пола Райхманна как вдохновителя сделок компании. «Альберт был немного менее (здравым человеком). Я имею в виду, что он был немного более доступным, как мне показалось. Но я имею в виду, что о нем очень, очень хорошо думали, и, опять же, он был исключительным бизнесменом сам по себе», — вспоминал Фостер. «Вероятно, он был единственным, кого слушал Пол Райхманн, так что в этом отношении он был очень ценен».
В Торонто компания была известна тем, что построила «First Canadian Place», когда-то самое высокое здание в мире за пределами Чикаго и Нью-Йорка. Они также стояли за Всемирным финансовым центром на Манхеттене. «Olympia&York» также отвечала за «Exchange Place» в Бостоне и «Olympia Center» в Чикаго. Однако к началу 1990-х империя начала разваливаться. На пике своего развития она стоила около 14 миллиардов долларов. Но высокие процентные ставки, низкий доход от аренды во время рецессии и перерасход средств при строительстве квартала Кэнэри-Уорф в Лондоне нанесли ущерб компании и привели к ее банкротству в 1992 году. «Это похоже на побежденную армию Наполеона, возвращающуюся из Москвы», — заявил в 1992 году консультант Джо Берридж, работавший с «Olympia&York».
Семья Райхманн была известна своей верой, и каждую неделю «Olympia&York» закрывались на шабат. Альберт был вовлечен в деловые предприятия по всему миру; он искал инвестиции в последние дни Советского Союза, возглавлял Деловой совет Канада-СССР и стремился построить самую высокую башню в Москве в конце 1980-х годов. В новостях о его сделках упоминались бывшие премьер-министры Великобритании и Канады Маргарет Тэтчер и Брайан Малруни и покойный советский президент Михаил Горбачев. «Он использовал эту возможность, чтобы помочь построить инфраструктуру, школы, синагоги, детские дома», — рассказал Гросс. У Альберта остались четверо детей, Филип и Дэвид Райхманн, Бернис Кениг и Либби Гросс, а также их дети и внуки.