«Борат 2»: безумие оригинала и антисемитизм, умноженные на коэффициент 2020
Мы уже 14 долгих лет ждем продолжения «Бората», так что давайте сразу перейдем к нему: нет, к сожалению, он не так хорош как оригинал. Но как это могло случиться?
«Борат» появился из ниоткуда в конце 2006 года, имел бешеный успех, эффективно изобрел современную «коробящую комедию» и породил волну идиотских броских фраз, которые никогда не выходили из моды. Но хорошая новость заключается в том, что «Борат-2» (официальное название «Борат-2: передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана»), который выходит на «Amazon Prime Video» 23 октября, все еще может удивить, и делает это очень, очень хорошо. Поскольку он не может шокировать нас новизной, он более заострен в своем стремлении разоблачить расизм и сексизм.
Помимо высмеивания того, как могущественные люди делают из себя дураков, сюжет фильма, заключается в том, что Борат, спустя 14 лет после выхода «Бората», отправляется премьер-министром Казахстана обратно в «СШ и А», чтобы попытаться восстановить доброе имя опозоренной страны. Это оправдание, естественно, для повторения формулы первого фильма, с Бароном Коэном и его отсталыми, высокомерными убеждениями. Вот пекарь, который накладывает надпись «Евреи не заменят нас» в глазурь на торте; вот продавец пропана, посмеивающийся над тем, сколько цыган может быть сожжено одним из его баллонов; вот грубый папа на балу дебютанток, оценивающий Марию Бакалову в 500 долларов, к большому ужасу своей собственной дочери.
В 2006 году, не зная о методах Барона Коэна, я наблюдал, как телеведущий рассказывает о бедах своей Родины с неожиданной строкой, которая чуть не заставила меня упасть со стула: «Хотя Казахстан славная страна, у нее тоже есть проблемы: экономические, социальные и еврейские». Хотя некоторые скрестили руки на груди и сказали: «Я не нахожу это смешным», большинство людей признали, что Барон Коэн использовал свой дар комика (и нервы из алмазной стали), чтобы разоблачить абсурдность антисемитизма, сексизма, гомофобии и любой другой формы ксенофобии, которую вы можете перечислить. Есть действительно некоторые ситуации, в которых шутки Бората наносят ущерб общественному благу.
В первом фильме это трио феминисток среднего возраста, которые должны слушать грубые шутки Бората, прежде чем, наконец, уволить его. В сиквеле это происходит, когда Борат решает, как он выразился, «покончить с жизнью», и поэтому направляется в ближайшую синагогу, чтобы дождаться следующего массового расстрела. Одна из причин, по которой он хочет покончить со всем этим, заключается в том, что некоторые из его фундаментальных истин были уничтожены. Среди них: Холокост, один из самых гордых моментов истории Казахстана (так говорит этот сатирический фильм), теперь доказано, что его не существует. Об этом говорится и в «Фейсбуке». Этот пункт совпадает с реальным Сашей Бароном Коэном, работающим с ADL, чтобы положить конец отрицанию Холокоста на платформах социальных сетей. Так или иначе, Борат затем направляется в синагогу, одетый как «еврей», но встречается с двумя симпатичными пожилыми еврейскими женщинами. Когда Джудит Дим Эванс объясняет, что она своими глазами видела концлагеря, Борат «испытывает облегчение».
Когда камеры перестали снимать, Саша Барон Коэн, по-видимому, сбросил маску, чтобы объяснить Эванс, что его намерение состояло в борьбе с антисемитизмом. Фильм, по сути, посвящен ей (она умерла в этом году), но, в неожиданном повороте ситуации, есть также члены ее семьи, подавшие в суд на кинокомпанию. В длинном интервью с Морин Дауд в «New York Times» Барон Коэн объяснил разницу между двумя фильмами о Борате: «В 2005 году вам нужен был такой персонаж, как Борат, который был женоненавистником, расистом, антисемитом, чтобы заставить людей раскрыть свои внутренние предрассудки», – сказал он. – «Теперь эти внутренние предрассудки стали явными».
В каком-то смысле фильмы о Борате очень печальны. Эти люди там, среди нас, и, кажется, у них нет и намека на стыд. Но есть надежда, что этот сиквел будет таким же популярным, как и первый фильм. Если достаточное количество людей смотрят и смеются, это означает, что некоторые из них, возможно, молодые люди, возможно, люди, окруженные ксенофобами в своей семье, позволят посланию «Бората» проникнуть в их сознание. Может быть, кто-то, кто в противном случае остался бы невежественным, поймет, что расизм и сексизм — это варварство. Может быть, Саша Барон Коэн, бегающий в нелепых костюмах и поющий «Рубите их, как это делают саудовцы!», — это то, что должно быть признано не кинокритиками, а главами государств. Может быть, Борат все-таки принесет пользу этому славному народу.