Новости

Центры еврейской жизни в Харькове разрушены, а члены общины бегут

3 марта 2022, 19:00 украина
Поделиться

Артиллерийские и ракетные удары уничтожили или повредили несколько еврейских объектов по всему Харькову, когда российские войска 2 марта попытались получить контроль над восточноукраинским городом у правительственных войск, пишет журналист Сэм Сокол в «Haaretz».

По словам общинных лидеров, были разрушены как местный «Бейт-Гилель», так и дневная школа «Ор Авнер», в то время как городская синагога Хабада едва избежала разрушений. «Школа находилась рядом с какой-то установкой, которая заинтересовала русских, и из-за удара все окна и двери были выбиты», – рассказала Мириам Москович, жена харьковского раввина Моше Московича. И хотя прошлой ночью в здании должен был спать сторож, он не смог приехать из-за интенсивного обстрела, заявила она, добавив, что школа отпраздновала свой юбилей всего за несколько дней до того, как российские войска пересекли границу. «23 февраля исполнилось 30 лет с момента открытия нашей школы в 1992 году. У нас было 400 детей с воздушными шарами и цветами, и тысячи празднующих выпускников, которые прошли через двери нашей школы», – рассказала она «Haaretz» по телефону утром 3 марта. «На следующее утро в пять часов началась бомбежка, а в шесть директор объявил: «Сегодня занятий нет», но мы никогда бы не подумали, что школа станет частью всего этого безумия», – сказала она, обвинив Россию в беспорядочных бомбардировках «школ, домов и больниц».

По данным украинских экстренных служб от 3 марта, за последние 24 часа в восточной части Харьковской области Украины погибли 34 мирных жителя. По словам Московича, городская хоральная синагога, расположенная на улице Пушкинской в центре Харькова, находится всего в 1,5 километрах от здания областной администрации и едва избежала разрушений: все ее окна «разлетелись вдребезги», но не разбились. Несмотря на то, что до начала российской спецоперации муж Москович говорил «Haaretz», что во что бы то ни стало он намерен держаться вместе со своей общиной, 2 марта они бежали, когда поняли, что город сровняют с землей.

Находясь в Днепре вместе с пятью своими детьми и четырьмя внуками Москович рассказала, что помогает координировать гуманитарную помощь тем, кто все еще находится в осажденном городе. «Мы пытаемся вытащить людей оттуда. Нам звонят отчаявшиеся люди с криками: «вытащите меня отсюда» и «я застрял в своем доме, привезите мне еду». Люди голодают. Они уже несколько дней ничего не ели, находятся под огнем, и мы не можем до них добраться», – сказала она. «У нас в синагоге целая команда кормит людей, и там спят люди. Мы посылаем продовольствие и медикаменты во все уголки города. У нас есть водители, которые способны на самопожертвование, чтобы доставить припасы всем людям, которые переживают эту чрезвычайно ужасную ситуацию».

Харьковский «Бейт-Гилель» также сильно пострадал во время обстрела 2 марта. В беседе с «Haaretz» вечером 2 марта директор харьковского «Гилеля» Юлия Потоцкая заявила, что, хотя центр был закрыт и никто из студентов и сотрудников не пострадал, разрушение учреждения, которому она посвятила свою жизнь, потрясло ее. «Я плачу. Я отдала «Гилелю» 25 лет. Это ужасно. Это был мой дом и дом для моих учеников», – сказала она. Разрушение «Гилеля» произошло через день после того, как Потоцкая рассказала «Haaretz», что несколько связанных с «Гилелем» студентов присоединились к армии в рамках национальной волны гражданских лиц, сплотившихся для защиты своей родины. «У нас есть волонтеры из «Гилеля», студенты, которые пошли в армию, и мы надеемся, что Украина будет спасена, потому что Украина – очень замечательное место», – заявила она.

С быстро садящейся батареей телефона и отсутствием электричества в то время оставалось неясным, как долго Потоцкая сможет продолжать поддерживать своих сотрудников и студентов, но она отказывалась думать об отъезде из Харькова. «С 7 утра началась бомбежка, а мы без света. Я в шоке, но верю, что наша армия нас спасет. Может быть, я могу убежать, но я не хочу этого делать. Я хочу остаться в своем доме. Мы надеемся, что это скоро закончится», – заявила она «Haaretz» 1 марта.

Однако 2 марта продолжающиеся обстрелы вынудили Потоцкую бежать из города вместе с семьей, и она, как и Московичи, сейчас находится у друзей в Днепре. «Люди должны знать об этом. Они должны знать, что происходит в Харькове и на Украине. Это война. Похоже на Сирию», – воскликнула она. Что касается Москович, то она заметила, что каждый мог бы сделать мир немного лучше, укрепив свою личную веру и будучи добрее к другим людям. «Вместо того чтобы бомбить мир бомбами и пушками, мы можем бомбить мир добром и добротой», – сказала она.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции