Спектакль рассказывает о новых деталях предполагаемого нацистского самосаботажа, способствовавшего спасению датских евреев
Писатель и режиссер Александр Бодин Сапфир признается, что чувствует себя немного подавленным. Он только что вышел из первой репетиции своей первой пьесы «Спасение Розенбаума». Спектакль, вдохновленный историей его бабушки и дедушки об их побеге из оккупированной нацистами Дании, стартует 9 января в театре «Парк», на севере Лондона.
Действие пьесы происходит в Дании в 2001 году, во время праздника Ханука – через три недели после формирования коалиционного правительства, членом которого стала крайне правая «Датская народная партия», которая вела кампанию на антииммиграционной платформе. В ней исследуется реальная история, известная как «Чудо спасения», о том, как большинству датских евреев удалось бежать и пересечь пролив в Швецию в октябре 1943 года. Спектакль посвящен двум друзьям детства – Ларсу, историку, и Эйбу, еврею, семья которого была спасена. Застигнутая метелью, пара обсуждает события прошлого, пытаясь разгадать его тайны. Вера, идентичность, мифы, факты и чудеса – все исследуются в поисках истины, и, в рамках этого процесса, сама основа их отношений находится под угрозой.
Пьеса «Спасение Розенбаума» Бодина Сапфира готовилась несколько лет, включая поэтапные чтения в Нью-Йорке, Лондоне и Копенгагене. Это его первая вылазка в мир театра, и начинающий драматург говорит, что все оказали ему большую поддержку. Бодин Сапфир признает, что ему удобнее работать на экране, он написал и снял несколько короткометражных фильмов, в том числе «Ветры песка», о вымышленном конфликте, который был сделан со смешанным израильским и палестинским актерским составом, и командой. С помощью него он встретился с несколькими израильскими режиссерами, в том числе с Томером Хейманном, который убедил Бодина Сапфира продюсировать и совместно руководить отмеченным наградами документальным фильмом братьев Хейманнов 2016 года «Кто теперь меня полюбит?» о лондонском гее, который изо всех сил пытается примириться со своей израильской семьей, находя новую «семью» в лондонском хоре геев.
Родившийся и получивший образование в Соединенном Королевстве до поступления в Университет Дьюка в Северной Каролине, Бодин Сапфир тесно связан со своими датскими корнями. «Я знал историю чуда спасения столько, сколько я себя помню. Это часть датского нарратива, о нем были сняты документальные и художественные фильмы», – говорит Бодин Сапфир за ланчем в шумном театральном кафе после репетиции. Небрежно одетый в светло-коричневые брюки-карго и толстый синий кардиган, добродушный 40-летний писатель говорит, что он чувствует, что провел последние 15 лет или около того, исследуя эту историю. Это то, что всегда очаровывало его, «поэтому я знаю столько, сколько необходимо, чтобы иметь возможность рассказать об этом».
В течение многих лет знание и понимание Бодином Сапфиром о чудесной операции было на одном уровне с большинством датских граждан – из 7 500 датских евреев сбежали более 7 000, а 472 были захвачены и доставлены в Терезиенштадт. Он также знал, по его словам, что за день до Рош а-Шаны в 1943 году исполняющий обязанности главного раввина Маркус Мельхиор предупредил евреев, сказав им закончить свои дела и искать спасения. Примечательно, что датчане поддержали операцию. «Было удивительно, что датский народ и сопротивление сотрудничали с евреями. Перевозчики рисковали своей жизнью, когда в темноте в своих рыбацких лодках перевозили евреев через Эресунд, узкий пролив между Данией и Швецией», – говорит Бодин Сапфир. Но спустя десятилетия новое поколение датских историков обнаружило, что спасение было еще более странным, чем предполагалось ранее, и что нацист высокого ранга фактически был вдохновителем, который помог спасти евреев.
Этим человеком был доктор Карл Рудольф Вернер Бест, полномочный представитель Германии в Дании и заместитель главы СС. Он был известен как «Мясник Парижа» – и его задачей было обеспечить уничтожение евреев. Именно подсказка от Беста спасла семью Бодина Сапфира. Дед Бодина Сапфира, известный как Фолле, работал портным в Копенгагене, в магазине, принадлежавшем его шурину Натану. Хотя Фолле мало рассказывал о прошлом, говорит Бодин Сапфир, он всегда утверждал, что высокопоставленный немецкий офицер пришел в магазин и предупредил их о предстоящей облаве, и посоветовал им бежать. Несколько лет спустя Натан сообщил двоюродной сестре Бодина Сапфира, Маргит, что приходившим офицером на самом деле был Бест. «Все знали, кто он такой, и он никак не мог предупредить евреев, а тем более получить костюм, сшитый ему по индивидуальному заказу, в копенгагенском районе «красных фонарей».
Это смешная история, верно? – в шутку спрашивает Бодин Сапфир. Но фактическое подтверждение этого появилось случайно. «Это было только потому, что Маргит однажды скучала в магазине и решила заглянуть в старое бюро, где хранились все записи о клиентах», – объясняет Бодин Сапфир. «Она сказала, что ее сердце остановилось, когда она держала в руках карту обмеров Вернера Беста. Увидев ее, она положила карту обратно в бюро. Этот инцидент произошел в 1990-х годах, считает он, и с тех пор бюро было разрушено. «Это одна из причин, по которой в пьесе не говорится о карте замеров», – говорит он. «Это не раскрывается, потому что я этого не видел». «Это косвенные доказательства», – говорит Бодин Сапфир. «Мне было бы неудобно рассказывать свою личную историю о Вернере Бесте, но учитывая тот факт, что сдвиг в историческом повествовании основного направления перешел от чуда спасения к гораздо более нюансированному повествованию, которое теперь является основным взглядом, мы можем создать новую картину. Мне как драматургу, это действительно интересно».
Но какова была настоящая мотивация Беста? Он был, говорит Бодин Сапфир, невероятно холодным и расчетливым человеком и, конечно, не действовал из альтруизма. Бодин Сапфир считает, что его толкнули к этому амбиции. Роль Беста заключалась в том, чтобы поддерживать значительный поток сельскохозяйственной продукции из Дании в Германию – настолько, чтобы Дания называлась «кладовой Германии», – при обеспечении политической стабильности. Приказ Гитлера сделать Данию Judenrein («очищенной от евреев») пришел в трудное время для Беста, так как было много гражданских беспорядков между немцами и датчанами. В попытке сохранить тонкий баланс стабильности между датчанами и нацистскими оккупантами, он приказал депортировать евреев и в то же время саботировал операцию. «Он действительно рисковал своей шеей. По всем сообщениям, он не спал всю ночь, чтобы посмотреть, как все прошло. Это была важная ночь для него. Как известно, он телеграфировал в Берлин, когда облавы закончились, чтобы сказать: «Я сделал то, что вы просили. Я сделал Данию Judenrein», что было довольно глупо, учитывая, что он не сделал то, что они имели в виду», – говорит Бодин Сапфир.
«Я подозреваю, что его отношения с Берлином какое-то время были довольно холодными. Но ему удалось сохранить поток продовольствия, и во многих отношениях это могло бы спасти его отношения с датскими государственными служащими», – говорит он. Но истинные мотивы действий Беста до сих пор не установлены окончательно.
Когда Бодин Сапфир начал исследовать эту историю, по его словам, вмешалась судьба. «Если бы я начал годом раньше, я бы только нашел подробности о чудесном спасении, но это было как раз в тот момент, когда это новое поколение историков также начало оглядываться назад и публиковать противоречивые теории» – говорит Бодин Сапфир. Эти теории ставят под сомнение, был ли Георг Ф. Дуквиц, германский военно-морской атташе и правая рука Беста, спасителем, говорит Бодин Сапфир. Предположительно, Дуквиц рассказал подробности о депортации Гансу Хедтофту, бывшему датскому депутату и члену Сопротивления, который, в свою очередь, предупредил главного раввина Мельхиора и, следовательно, еврейскую общину. Позже Дуквиц стал послом Западной Германии в Дании и был удостоен звания «Праведника народов мира» за свои действия по спасению евреев. Но новые исследования начали вызывать некоторые сомнения по поводу этой истории, говорит Бодин Сапфир.
Нацистская оккупация Дании была очень необычной, объясняет Бодин Сапфир, в том смысле, что до облавы в 1943 году не было никаких особых ограничений для евреев, как это было в других странах. «Было ли это из-за политики переговоров и сотрудничества, которую проводили датчане? Или тот факт, что датчане чувствовали, что все евреи были датчанами? Я вырос с этой идеей истории Эйба – о том, что мы датчане сопротивлялись – но затем новейшие историки сказали, что это сотрудничество, в некоторой степени, можно назвать коллаборационизмом, учитывая, что, помимо сельскохозяйственных поставок, Дания делала оружие для немецкой военной машины на заводах по производству стрелкового оружия», – говорит Бодин Сапфир. Но, добавляет он, «оборотной стороной этого сотрудничества было то, что оно сделало оккупацию намного легче и во многом спасло евреев». Он согласен с тем, что для евреев жизнь была странной нормой. «Хотя есть ужасные истории о возвращении евреев к разграбленным домам, подавляющее большинство нашло их нетронутыми. Фактически, некоторые из них были прибраны до того, как они вернулись после двух лет пребывания в Швеции», – говорит он. Некоторые люди, включая бабушку и дедушку Бодина Сапфира и тетю, которые вернулись домой после войны в июне 1945 года, нашли свежие цветы в вазах на своих столах, поставленные их соседями.
Первоначальной идеей «Спасения Розенбаума» была документация, а не пьеса. Но чем больше Бодин Сапфир развивал эту историю, тем больше он понимал, что хочет рассказать что-то более философское. «Как кинорежиссер, я прекрасно понимал, что не могу рассказать и экранизировать эту довольно тонкую историю», – говорит Бодин Сапфир. Хотя исторический фон пьесы точен, все персонажи вымышлены. Для Бодина Сапфира задача состояла в том, чтобы рассказать довольно сложный, многослойный, исторический рассказ, сохраняя при этом драму в настоящем. «Я не решил эту проблему полностью, но я движусь к этому», – говорит он. «Есть несколько разных историй, которые разыгрываются одновременно, и все они подпитывают эту идею истины, жертвы и идентичности». «Религиозная и личная идентичность Эйба основана на историческом моменте, и теперь это ставится под сомнение. Таким же образом, в определенной степени, ставится под сомнение национальная идентичность Дании».
Бодин Сапфир говорит, что прием пьесы со стороны датчан был очень хорошим: «Когда я разговаривал с датчанами, а не только с моей семьей, они были очень рады, что им рассказывают эту историю, потому что ее должна услышать целая новая аудитория. Интересное противоречие в том, что это уже не сказка. Но он считает, что новые откровения не умаляют чуда. «Для меня чудо не столько в относительном успехе или неудаче спасения, сколько в том, что датчане не делали различий между этническими датчанами и евреями – они действительно чувствовали, что евреев стоит спасать. Для меня это чудо», – говорит он. «Спасение Розенбаума» идет с 9 января по 9 февраля 2019 года в театре «Парк» в Лондоне.