Новости

Символ возрождения: путешествие по местам памяти Холокоста румынских евреев

3 января, 15:30 История, Холокост
Поделиться

«Что бы сказала Нава, если бы увидела мероприятие, проведенное в ее честь в Оперном театре в Бухаресте? Видимо, она бы сказала: «Ты сошел с ума? Что ты натворил?», – размышлял вслух бывший руководитель некоторых ведущих театров Израиля Ноам Семель в конце путешествия, посвященного 70-летию Навы Семель, его жены и одного из ведущих писателей, поэтов и драматургов Израиля, скончавшейся в возрасте 63 лет, пишет журналистка «Ynet» Яэль Вальцер.

Пятидневное путешествие по Румынии, которое Семель и около 40 других участников предприняли, чтобы поближе познакомиться с Холокостом румынских евреев, о котором мало говорили. «Нава была скромной женщиной. Все презентации ее книг в Израиле и по всему миру проходили на небольших площадках», – заявил Семель. «Когда она скончалась, я решил увековечить ее художественную память через написанные ею книги, пьесы и оперы, посвященные еврейской и израильской памяти».

Семель, сестра Шломо Арци, была дочерью Ицхака (Эцио) Арци, родившегося в Сирте, Румыния, сионистского активиста, политика и депутата Кнессета от партии «Независимые либералы», и Маргалит (Мими), также родившейся в Румынии.

«Нава говорила, что у евреев нет активов, у них есть воспоминания. Она беспокоилась, что они не вспомнят, что был Холокост, и она дала прозвище «эстафета посланников памяти» желанию увидеть, как факел памяти передается из поколения в поколение. Это означает путешествовать, видеть, помнить, рассказывать, передавать».

«Возможно, это еще одна работа, отражающая израильскую, еврейскую идентичность, из которой следовало бы, что Холокост еще не закончился».

Первой остановкой стали Яссы, второй по величине город Румынии, где во время Холокоста был совершен один из самых жестоких погромов против евреев. Оттуда группа продолжила путь в Сирет, откуда в июне 1941 года были изгнаны все евреи, и посетила единственную сохранившуюся там синагогу.

Следующей остановкой стала столица страны Бухарест, где к поездке присоединились Шири Мадар, генеральный директор программы «Нетаим», международного еврейского сионистского молодежного движения, и десять осиротевших сестер и братьев из ассоциации «Мои братья».

Посещение еврейской школы Лаудер-Реут возглавила ее директор Това Бен Нун-Чербис, которая была среди организаторов произраильских демонстраций в Румынии в начале войны. Предыдущий визит в школу в июле 2023 года возглавил бывший председатель «Нетаим» и глава регионального совета Шаар Негев Офир Либштейн, который был одним из первых убитых 7 октября 2023 года, когда защищал кибуц Кфар-Аза. Его сын Ницан также был убит террористами ХАМАСа.

В еврейской школе Семел зажигал шабатние свечи в подсвечниках, которые он привез с собой из Израиля и на которых основана книга «Наши подсвечники», написанная Семел и опубликованная после ее смерти. «Благодаря подсвечникам и книге сформировалась моя связь с «Netaim»», — говорит он.

«Когда я был генеральным директором «Габимы», Офир и Шири позвонили мне и попросили о встрече. Я помню, как Офир вошел в мою комнату с «Нашими подсвечниками» в руке. Примерно через час мы решили сотрудничать. Благодаря этой связи книга была переведена на пять языков».

«Создание «Нетаим» стало исполнением мечты Офира», — грустно говорит Мадар. «Цель — дать возможность еврейской культуре проявиться в небольших общинах по всему миру как живому мосту в Израиль и для сохранения памяти. Мы делаем это через еврейскую культуру, как в работах Навы. Офир всегда говорил, что множество еврейских общин в мире похоже на кибуцы, потому что в конечном итоге еврейский народ — это одна большая община».

«Здесь, в Бухаресте, начались наши путешествия по местам памяти Холокоста. Однажды вечером мы с Офиром сидели в ресторане, и он сказал: «Шири, давай мечтать вместе. Это то, что нужно общинам». С тех пор мы много раз бывали здесь и запускали проекты», — заявила она, показывая фотографию, на которой они вместе на запуске одного из них.

На приеме в честь шабата в отеле, который проводил бывший главный кантор ЦАХАЛа Шай Абрамсон, Сандра Саде делилась волнением, которое сопровождает путешествие: «Мне было 15 лет, когда я репатриировалась в Израиль, и по сей день я чувствую себя немного новой репатрианткой.

Мой румынский идеален, а вот иврит — нет. Даже там я хотела стать актрисой и получила поддержку от своих родителей, которые были оперными певцами. Когда Ноам попросил меня прочесть отрывок из пьесы Навы на румынском языке, мое сердце подпрыгнуло от волнения. В то же время я подумала, что это возможность для Габи и меня соединиться с нашими корнями».

Сегодня утром мы посетили дом, где мы родились. Когда мы вышли на улицу, я начала вспоминать. Я вспомнила мальчика, который был моей первой любовью. Он бросил в меня снежок, и поскольку мой рот был открыт, снег попал мне в горло».

«Тогда я поняла, что любовь это больно», — смеется она. «Я вспомнила имена людей, которые жили на улице, и айвовое дерево в нашем маленьком дворике».

– Что рассказывали вам родители о Холокосте?

– Холокост, который произошел на окраине Румынии, не успел дойти до Бухареста. Был антисемитизм. Были тяжелые истории о евреях, висящих на мясных крюках в мясных лавках».

«Я, родившаяся через четыре года после окончания Второй мировой войны, принадлежу ко второму поколению Холокоста, которое понимало и преувеличивало масштабы катастрофы. Это также замечательно в работе Навы. Когда я участвовала в ее пьесе «Поговорите об их местонахождении», которую она посвятила памяти своих родителей, я почувствовала связь с реальностью, которую она описывает.

Когда мы репатриировались в Израиль, мы жили два года в транзитном лагере Бат-Ям, и хотя мои родители возражали, я работала в ювелирном магазине «Шрага» на улице Дизенгоф днем, а по вечерам училась в муниципальной средней школе, чтобы помогать семье. Так же, как героиня Навы в пьесе», — добавила она.

«Я узнала историю Холокоста румынских евреев в конце своей карьеры», — говорит Наама Эгози. «В течение двух десятилетий, в течение которых я занимаюсь историей Холокоста, центр всегда был на польских евреях, в лагерях смерти, хотя еврейская община в Румынии была тогда третьей по величине в мире после Польши и Советского Союза.

До сих пор есть много тех, кто утверждает, что в Румынии не было Холокоста, как потому, что систематическое убийство евреев происходило только на румынской периферии, так и потому, что евреи репатриировались в Израиль из центра, а также потому, что истории из лагерей смерти вышли на первый план.

Румынских евреев убивали на их собственной земле, в неизвестных местах убийств. Вот почему поначалу они воспринимали свой нарратив как маргинальный, потому что в их резюме не было «Биркенау», и им не о чем было рассказать. Общественный дискурс в Израиле звучал так: «Что вы нам сейчас несете, еще одну историю?»

Израильский историк Жан Ансель, родившийся в Румынии, изменил восприятие роли Румынии в Холокосте с помощью своих исследований, но он умер, не успев закончить свою работу, и исследования были остановлены. Теперь румыны подводят итоги и имеют честность и смелость взять на себя ответственность».

– Какова была роль Ицхака Арци в спасении евреев Румынии?

– Во время войны, когда румынское правительство одобрило это, он спасал детей-сирот из Румынии и сумел увеличить квоту, мыслив нестандартно. Например, он ходил в еврейские семьи и просил родителей объявить своих детей сиротами, чтобы увеличить их шансы на выживание. В общей сложности Арци принял участие в спасении около двух тысяч сирот, которые бы умерли, если бы остались там.

Пятидневное путешествие вернуло группе воспоминания. Среди прочего, группа посетила синагоги, сохранившиеся в Румынии, еврейское кладбище в Бухаресте и Мемориал Холокоста, который был установлен в городе румынским правительством.

Было также немало радостных моментов, таких как ночная жизнь в ярком и красочном Старом городе Бухареста и папанаш, жареный и калорийный румынский пончик, подаваемый с джемом и сметаной.

Заключительный вечер состоялся в зале Оперного театра в присутствии посла Израиля в Румынии, доктора Лиора Бен-Дора, сына переживших Холокост из Румынии, и местных представителей культуры.

Программа вечера включала чтение и пение произведений Семель на иврите и румынском языке. В заранее подготовленном клипе Шломо Арци спел «Румынию» и «Эрец Хадаша», которые были написаны и вдохновлены историями их родителей. Вечер завершился песней «Аллилуйя» и израильским гимном.

«Если бы Ицхак увидел нынешнего мэра Сирета Адриана Попою, прибывшего на мероприятие в Бухарест после семичасовой поездки, он бы вышел из могилы и аплодировал от восторга», — подвел итоги вечера Семель. «Я полагаю, что для него это было удивительное завершение и доказательство человеческой любви».

«Наша драма как еврейского народа и как израильтян велика и бурна», — добавляет Саде. «Мы проживаем страницы истории каждое мгновение, надеясь, что через мгновение мы перевернем страницу на более успешную. Были моменты, такие как встреча с братьями, потерявшими близких, которые вернули меня в прошлое, к вещам, которые хотят быть забыты и не должны быть забыты, наряду с важностью нашей жизни в нашей стране».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции