Новости

Печати 2500-летней давности возможно показывают нам евреев, восстанавливающих Иерусалим после изгнания при разрушении Первого Храма

3 июля 2020, 11:00 Археология
Поделиться

Редкие свидетельства того, когда и как был заселен Иерусалим после вавилонского изгнания в 586 году до н. э., были обнаружены при раскопках в Городе Давида, недалеко от старых городских стен.

Два недавних открытия в ходе раскопок на автостоянке в Гивати – глиняный оттиск «официальной» печати и странная самодельная керамическая печать с псевдобуквами – помогают приоткрыть завесу тайны, которой является история Иерусалима 6-го века до н.э. Есть только 10 других подобных артефактов, обнаруженных в Израиле, датируемых персидским периодом (около 536-333 гг. до н.э.).

«Персидский период — это черная дыра в археологии», – заявил «The Times of Israel» 30 июня доктор Ифтах Шалев из Израильского управления древностей. «Каждая находка, как зажжение свечи – она ​​дает новый свет». Принимая во внимание, что оттиск печати выполнен в официальном имперском стиле, возможно, с изображением Б-га, грубая глиняная печать была сделана на месте, предположительно, неграмотным подчиненным. В совокупности, говорит Шалев, печать и оттиск печати иллюстрируют все уровни чиновничества в возрождающемся городе. Они указывают, добавил он, что после вавилонского разрушения Иерусалима и изгнания евреев, иерусалимцы, как сказано в Библии, восстанавливали город, включая его бюрократию.

Считается, что как показано в библейских книгах Эздры и Нехемии, в персидский период евреи совершали «возвращение в Сион» после изгнания, последовавшего за разрушением Первого Храма. Обе находки были обнаружены в месте, где находился своего рода лагерь из хижин, построенных во дворе более раннего здания железного века, разрушенного вавилонянами в 586 году до нашей эры и заполненного двумя метрами мусора. «Мы знали, что в персидский период существовала бюрократия», – сказал Шалев. Но две печати – свидетельство того, что чиновничество продолжало существовать в разрушенном городе, – это «первый раз, когда эти вещи обнаружены в контексте в Иерусалиме».

Шалев сказал, что они датируются началом персидского периода и иллюстрируют то, «как люди начинают восстанавливать город». Хотя в исторических записях нет никакого вакуума и маловероятно, что город когда-либо был полностью заброшен, Шалев объяснил, что раскопки демонстрируют, что беженцы от вавилонского завоевания использовали обломки, оставшиеся после разрушения города вавилонянами для создания новых небольших домов на окраинах древнего Иерусалима. Импровизированные дома были окружены развалинами, отметил Шалев. «То, что мы видим, вероятно, является подтверждением раннего переселения евреев в этот район», – подчеркнул он.

По словам Шалева, печати были найдены в заселенном переселенцами районе и являются редким свидетельством расцвета бюрократии в Иерусалиме после разрушения. В видеоролике, опубликованном 30 июня вместе с пресс-релизом Израильского управления древностей, содиректор раскопок Тель-Авивского университета профессор Юваль Гадот объясняет, что существует мало физических свидетельств этого периода (536-333 гг. до н.э.), особенно в Иерусалиме и в целом в Израиле. «Обнаружение этих артефактов в археологическом контексте, который может быть датирован с высокой точностью, очень редко», – подчеркнули Гадот и Шалев в совместном заявлении. «Находка печати и оттиска печати в Городе Давида свидетельствует о том, что, несмотря на тяжелое положение города после разрушения вавилонянами, были предприняты усилия для восстановления административной власти и его жители продолжали частично использовать разрушенные сооружения», – сказали археологи.

В том же слое была обнаружена масса рыбных костей – продуктов питания, которые ввозились в город – керамика персидского периода, фрагмент «сосуда Беса». Бородатое толстое божество-карлик по имени Бес с высунутым языком и выпученными глазами украшало многие древние ближневосточные резиденции, чтобы изгонять злых духов. Шалев сказал, что относительно большой 4,5-сантиметровый (1,8-дюймовый) глиняный оттиск печати похоже, копировал официальную печать в вавилонском стиле. Из-за ее размера печать, вероятно, использовался для запечатывания большого сосуда, а не свитка. На оттиске изображен человек, сидящий в большом кресле с одной или двумя колоннами перед ним.

Согласно пресс-релизу IАА, человек, вероятно, является царем, а колонны символами, подразумевающими богов Набу и Мардука. Самодельная глиняная печать была изготовлена ​​из повторно использованного глиняного черепка диаметром 8 сантиметров. Шалев назвал это «странным предметом» и сказал, что, похоже, кто-то взял кусок разбитого сосуда и использовал его повторно, вырезая в нем «изогнутые фигуры», которые были сделаны очень похожими на буквы. Он назвал псевдоэпиграфическую печать «очень уникальным предметом», и, по-видимому, «абсолютно местной» по своей форме, в отличие от официальных печатей в вавилонском стиле.

Согласно библейской истории, вавилонское завоевание Иудеи в конце 7-го века привело к трем волнам изгнания со Святой Земли. К 586 году до н.э. Иерусалим, являющийся частью вавилонской провинции Иегуд, был разграблен, Первый Храм разрушен, а большая часть населения страны, правящий класс и священнослужители — депортированы. В конце концов, персы завоевали вавилонян в 539 г. до н.э., сразу после чего царь Кир Великий объявил, что евреи могут вернуться на свою родину. Но то, что происходило в Иерусалиме после вавилонского разрушения и в персидскую эпоху, является пищей для продолжающихся археологических дебатов. «Трудно сказать, когда евреи переселились обратно», – отмечает Шалев.

«Мы мало знаем о персидском периоде, но еще меньше мы знаем о вавилонском периоде». Новые находки не могут точно подтвердить, какие люди жили в руинах Иерусалима – евреи, вернувшиеся в Сион, или другие, включая персидских чиновников. Датировка артефактов точна только с точностью до столетия. Радиоуглеродная датировка для этого периода «сложна», говорит Шалев, но IАА работает с Институтом Вейцмана и надеется, что в будущем они смогут точно определить с помощью этой датировки возраст предметов, находившихся рядом с печатями, включая кости рыб, которые свидетельствуют о появлении новых богатых людей в городе, не имеющем выхода к морю. «Я думаю, что интереснее самих предметов, контекст, в котором они были найдены. Мы видим, что происходит с Иерусалимом после первого переселения до того, как люди потихоньку начинают восстанавливать город, в том числе и администрацию», – сказал Шалев.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции