Александр Борода
Колонка президента ФЕОР

В мае в России прогремели сразу два скандала, связанных с антисемитской риторикой. В начале месяца лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский публично заявил, что евреи сами виноваты в антисемитизме. Спустя пару недель другой депутат, Вячеслав Лысаков, раскритиковал выступавшую от России на Евровидении певицу Манижу, сделав упор на ее национальности , а соавторов песни Russian Woman – израильтян Ори Авни и Ори Каплана – обвинил в том, что они “подложили свинью русским”. Слова политиков сильно задели российских евреев. В интервью РИА Новости президент Федерации еврейских общин России и Еврейского музея и центра толерантности раввин Александр Борода рассказал, почему со стороны общинных лидеров не было ответа на скандальные слова и как победить ксенофобию в публичном пространстве.

– Александр Моисеевич, сразу два громких скандала, связанных с антисемитизмом за месяц – совпадение или умышленный шаг?

– Не склонен считать, что между этими случаями есть какая-то прямая связь. И это, на мой взгляд, не целенаправленная атака на еврейскую общину. В высказываниях были упомянуты не только евреи. Если рассуждать в таком ключе, то это уже атака на многие народы и диаспоры России.

Тем не менее косвенная связь между “речами” двух политиков есть, и она кроется в самой культуре публичных выступлений. Такого рода высказывания в XXI веке кажутся уже немыслимыми и недопустимыми: господин Жириновский обвиняет евреев в том, что они сами являются причиной антисемитизма, также он постоянно прибегает к необоснованной спекуляции на теме русского народа. В патетических репликах депутата о русских людях между строк звучит тема ущемления и притеснения – что никак не отражает действительности. Напротив, такая риторика формирует осознание всеобщей ущербности российского общества, создается впечатление будто у нас в России все друг на друга беспрестанно нападают. Такие заявления – не просто ксенофобские выпады, с их помощью депутаты транслируют выдуманный образ негативной, враждебной реальности российского общества.

На практике же мы по-настоящему ощущаем теплоту дружеского межнационального и межконфессионального взаимодействия и для многих стран мира являемся в этом смысле примером. Тогда как заявления политиков Жириновского и Лысакова вступают в прямой конфликт с действительностью.

Кстати говоря, депутат Лысаков так и не опубликовал извинения за унизительный выпад в адрес певицы Манижи и ее творческой команды. А ведь это не только выпад против отдельного артиста, это оскорбление направлено как на имидж России в международном пространстве, так и на конституционный принцип ее многонациональности. Ведь представлять стран на международном конкурсе может любой ее гражданин, независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Стоит также напомнить, что депутат – избираемое лицо, он должен защищать права граждан, прописанные в основном законе, а не совершать противоречащие ему действия.

Поражает также удивительная невежественность. Не понятно, каким образом Иисус (между прочим, это может оскорбить чувства многих верующих) оказался аргументом в полемике о национальной принадлежности Манижи? А заявление (Лысакова – прим.ред.) о том, что он не был евреем, так как говорил на арамейском языке, демонстрирует очень низкий уровень эрудиции, образования и религиозной грамотности. Очень хочется, чтобы руководство Государственной думы и руководство партии (“Единая Россия” – прим.ред.) обратило на это внимание.

А если говорить в целом, проблема подобных высказываний намного шире. Казалось бы, мы уже давно осознали, что любое высказывание в публичном пространстве – даже пост в соцсетях – должен отвечать базовым критериям этики. И все высказывания, провоцирующие межнациональную рознь, возникновение неприязни у одних народов к другим, ставят под угрозу, в первую очередь, гармоничное существование и развитие российского общества.

– Какие-то меры после этих заявлений вы предпринимали: обращались ли к руководству Госдумы или “Единой России” (в случае с Лысаковым)?

– Нет, мы не принимали никаких мер. Эти высказывания (предполагаю, что это умышленно) довольно уклончивы. Сам посыл – чудовищный, но артикулируется он не настолько остро, чтобы можно было реагировать правовыми методами. В этом, на мой взгляд, и есть большая опасность: создается почва для враждебных суждений. Этому надо противостоять, не позволять в публичном пространстве развивать шовинистские мысли.

То, что было допустимо 30 или 20 лет назад, совершенно не соответствует современной этике. Если вам не нравится выступление артиста – критикуйте его с творческой точки зрения, но ни в коем случае не стоит апеллировать к его национальности.

– Почему не прозвучали четкие заявления со стороны представителей общины по поводу слов политиков? Ведь в случае с профессором Валерием Матвеевым, который в январе назвал Холокост “выдумкой”, раввины достаточно быстро отреагировали?

– Профессор Матвеев отрицал Холокост. А это, в свою очередь, подпадает под определение антисемитизма.

А по поводу депутатов я уже все пояснил. При этом, мы ни в коем случае не хотим, чтобы всем казалось, будто бы общине все равно на ксенофобские высказывания политиков или общественных деятелей.

Я уверен, что в ряде случаев в ситуацию должен вмешаться закон, потому что общественное мнение не всегда помогает.

Например, в прошлом году спикер парламента Хакасии Владимир Штыгашев высказался о высылке калмыков в Сибирь, что спровоцировало шквал критики в его адрес. После этого он извинился. Это пример политика, которого действительно заботит его статус в глазах избирателей, ему не все равно, как его воспринимает народ.

Но бывает и по-другому – когда личные интересы политика становятся выше общепринятых нравственных норм. Да, враждебные высказывания отталкивают думающих людей. Но, возможно, кому-то они понравятся, зададут модель поведения в отношении малых народов России – вот что действительно страшно. И мы уверены, что проблема волнует не только еврейскую общину.

– Почему некоторые политики временами позволяют себе подобные заявления? Как такое возможно в стране, где уровень антисемитизма – один из самых низких в мире?

– Энергия негативного высказывания очень заразительна. Гораздо проще научить плохому, человеку проще найти сторонников, если он призывает “против” чего-то, а не “за”. Соответственно, очень быстро срабатывает цепная реакция. Те, кому хватает “смелости” произносить такие речи или как бы “между прочим” бросать ксенофобские суждения, безусловно гонятся за оглаской. К сожалению, самопиар часто выступает целью неуважительных высказываний.

– Усилиями общины в школах по всей стране проводятся уроки толерантности. Может, учитывая последние события, провести их и для наших политиков и публичных персон?

– Это прекрасная и важная идея. Центр толерантности с радостью поучаствует в разработке программы по этическим нормам общения в сфере политики и СМИ. Сегодня язык, на котором мы говорим в публичном пространстве должен быть намного аккуратней, чем это было ещё вчера. Мы должны научиться говорить так, чтобы это не задевало чувств человека другой национальности, другой веры, другого социального статуса, других физических возможностей. А для политических деятелей – это двойная ответственность.

На первый взгляд кажется, что граница допустимого и не допустимого очень четкая. Но, на самом деле, ее понимание у всех разное. Когда человек является публичной персоной, он обязан учитывать интересы и чувства всех, кто может его услышать.

Если у человека нет врождённого чувства деликатности в отношении чужих границ, то нужно учиться этому навыку, воспитывать в себе тактичность. В Толковом словаре русского языка дано такое определение слову “политик” – “человек, тонко и умело действующий в отношениях с другими”. Этого, к сожалению, не скажешь о депутатах, позволяющих себе любые ксенофобские выпады. Задача профессионального народного избранника: защищать, созидать, развивать, но никак не разрушать устои общества и нападать на граждан своей же страны.

– А вообще за минувшие два года уровень ксенофобии в стране, по вашим оценкам, вырос или уменьшился? Повлияла ли на уровень нетерпимости пандемия и все связанные с ней ограничительные меры?

– Нет, за последние годы уровень ксенофобии не изменился. Пандемия не сыграла здесь никакой роли. В интернете периодически появляются маргинальные ролики – на них оперативно реагируют правоохранительные органы. Но в основном сейчас настроения среди людей мирные.

Хочется отметить, что сейчас наше общество находится на этапе морально-нравственного взросления. И это, безусловно, задает тенденцию к более уважительному отношению друг к другу и сокращению уровня ксенофобии.

РИА “Новости”

Поделиться
Отправить

Вокруг роли евреев в революционных событиях возникают зачастую скандальные споры. При этом в советские годы евреев преследовали наряду с другими народами и религиозными организациями. О том, почему евреи активно участвовали в революции, сколько последователей иудаизма стали жертвами сталинских репрессий и как современная Россия живет с доставшимся от предшествующих государств антисемитизмом, рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода. Беседовал Антон Скрипунов.

– Александр Моисеевич, в России сейчас достаточно активно обсуждают революционные события столетней давности и их последствия для страны. Само собой, не обходится без упоминания роли конфессий в них. Однако важно понять, с чем евреи российского государства подошли к 1917 году?

— Евреи Российской империи по-разному подошли к революции 1917 года. У них с революцией были связаны прежде всего надежды на снятие черты оседлости, снятие тех ограничений, которые накладывал царский режим. То есть это был некий воздух свободы, который пришел к ним с революцией.

Но и этот воздух свободы совершенно по-разному действовал на разных людей. Например, были те евреи, которые активно пошли в революцию. Вырвавшись из местечек, из черты оседлости, они хотели построить новый мир, который основан на других принципах — без ограничений по сословному признаку, без консерватизма, от которого устала вся страна. В том числе и русский народ.

Вторая группа видела развитие в рамках национальной идеи. Например, партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), которая активно консолидировала часть еврейского общества. Они хотели новой жизни, но без выхода на интернациональную площадку. Они тоже были социалистами, но национально ориентированными. С ними активно конкурировали сионисты разных направлений — от социалистов до религиозных, полагавшие, что еврейский народ должен строить свое государство в Палестине, а не участвовать в чужих проектах.

Также остались ортодоксальные люди, поддерживавшие тот уклад, который был. Но все были оптимистично настроены в связи со снятием ограничений царского режима.

– Однако дальнейшие события были далеко не оптимистичными. В частности, революционеры сами стали жертвами репрессий. В этой связи хотелось бы узнать: сколько евреев пострадали в годы гонений?

— Прежде всего, евреи бывшей Российской империи стали жертвами чудовищной волны погромов, прокатившейся по бывшей черте оседлости в 1918-1920 годах. Их авторами были практически все стороны гражданской войны: красные, белые и “зеленые”. Количество жертв этих погромов исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч пострадали.

По евреям-ремесленникам и предпринимателям ударила волна репрессий, начавшихся в конце 1920-х после свертывания НЭПа. И, естественно, их не обошел стороной Большой террор второй половины 1930-х, потом была послевоенная кампания по борьбе с космополитизмом, увенчавшаяся “делом врачей”. Людей не только расстреливали, но и отправляли в лагеря, депортировали, ссылали, лишали прав, они умирали от голода, вызванного коллективизацией. Кто-то проходил всю эту дорогу ужасов вплоть до расстрела или смерти в лагере, кому-то удавалось не дойти до финальной точки.

Точное количество жертв этих лет установить очень сложно, поскольку подсчеты такого рода не велись — ориентировочно можно говорить о примерно 200 тысячах погибших и сотнях тысяч пострадавших.

– Есть ли среди иудеев пострадавшие за веру в те годы?

— Были раввины, которые были убиты именно потому, что боролись за существование еврейской традиции и культуры. Среди них можно назвать главного раввина Москвы Шмарьягу-Лейба Медалье (на его доме в феврале текущего года была установлена памятная табличка в рамках общественного проекта “Последний адрес”), расстрелянного в 1938 году вместе с несколькими десятками раввинов и религиозных активистов. В частности, его старший сын Моше, раввин Ростова-на-Дону, был арестован и отправлен в лагерь, а во время войны расстрелян уже там. Также двенадцать раввинов, в том числе и секретарь Пятого и Шестого Любавических Ребе Эльхонен Дов-Бер Морозов, расстрелянные в апреле 1938 году в Ленинграде, одесский раввин Абрам Фридман, девять грузинских раввинов, расстрелянных в сентябре 1937 года в Цхинвали, и ряд других.

Также известна история одного из лидеров хасидского движения, шестого Любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который в 1920-х возглавлял полулегальный Ваад рабаней СССР (Совет раввинов России), помогавший верующим сопротивляться давлению государства, пытавшегося провести насильственную секуляризацию общества. Он был арестован, как и патриарх Тихон. Ребе приговорили к расстрелу. Но под давлением Запада смертную казнь ему заменили на ссылку, а потом и вовсе выслали из Советского Союза. Но изначально оба одинаково шли практически на смерть.

– Но почему, на ваш взгляд, сейчас общество не так хорошо знает их имена?

— К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранились имена многих погибших за веру и идею, и это касается всех религий.

– ФЕОР увековечивает память жертв?

— Да. В частности, в этом году в Еврейском музее и Центре толерантности планируется к открытию новый зал, тематически охватывающий историю послевоенной жизни советских евреев с 1946 по 1984 годы, и одним из ключевых объектов новой экспозиции станет интерактивный экран, посвященный памяти жертв репрессий.

– “Дело врачей” многие ассоциируют с антисемитской кампанией в СССР. По вашему мнению, как вышло, что в стране, победившей фашизм, освободившей евреев из концлагерей, был широко распространен антисемитизм?

— Этому есть несколько причин. Прежде всего, победа над фашизмом никак не связана с борьбой с антисемитизмом. Советский Союз воевал с фашистами не в защиту евреев, которые были его гражданами, а в целом за свою свободу и независимость.

Я считаю, что одним из толчков к развитию антисемитизма в СССР было создание государства Израиль, хотя Советский Союз принимал активное участие в его создании — в ООН Громыко выступил с ключевой речью. Первое оружие туда шло через Чехословакию именно из СССР.

Но когда стало понятно, что Израиль не ориентируется на Советский Союз, не хочет быть 17-й республикой, а идет своим независимым путем, то это стало толчком к развитию антисемитизма. Первый приезд в нашу страну Голды Меир в 1948 году, ее контакты с Полиной Жемчужиной радостно восприняли много людей. И это напугало Сталина.

Также стоит отметить, что очень много бытового антисемитизма осталось с дореволюционных времен. Это связано с церковным антисемитизмом, государство и церковь в империи были одним. Постепенно он перешел в неприятие евреев на уровне простых людей.
Нельзя сказать, что после войны был всплеск бытового антисемитизма. Это был государственный, сталинский антисемитизм. Когда речь шла о врачах, то назывались только конкретные врачи-евреи.

– Если говорить об уровне антисемитизма в современной России, то из разных источников приводятся достаточно позитивные данные – он является одним из самых низких. Как минимум в Европе. Стоит ли доверять этим данным? Говорят ли они о бытовом антисемитизме?

— Зависит от того, как посмотреть. Эти опросы смотрят по факту — были ли события, связанные с антисемитизмом. Нет лучшего критерия, чем факт. Действительно, фактов антисемитизма в России очень мало.

Что является проявлением антисемитизма? Это унижение или оскорбление по национальному признаку, физические действия, вандализм на кладбищах и в синагогах, оскорбительные надписи и рисунки на домах евреев, еврейских школах – конкретные факты. В этом смысле в России действительно один из самых низких уровней проявления антисемитизма. Для сравнения: в 2016 году в России было отмечено два нападения на почве антисемитизма и 28 акций ксенофобного вандализма, имеющих антисемитскую подоплеку, а в Великобритании за этот же период 107 случаев насильственного нападения на почве антисемитизма и 65 акций вандализма.

Остался ли антисемитизм на бытовом уровне? Да, остался. Он существенно меньше, чем был раньше. Я вижу три причины этого.

Первая: межконфессиональное взаимодействие, что является очень важным. У нас добрые отношения с Русской православной церковью и с мусульманской общиной. Люди видят, что иудаизм не является какой-то запрещенной религией. Это очень влияет на них.

Второе — развитие контактов с Израилем. Развивается туризм и культурный обмен, многие россияне ездили туда и знают об этой стране существенно больше, чем раньше. И отношение поменялось. Израиль сотрудничает с Россией, торговый оборот между странами достаточно хороший. Израиль не участвует в санкциях, введенных против России. Наоборот, как мне кажется, сотрудничество между странами только укрепляется.

И третий фактор — сегодня евреи не являются причиной для раздражения. Ведь много евреев уехало из России.

Бытовой антисемитизм никуда не делся, но находится на сильно низком уровне.

– Сколько евреев осталось в России?

— По данным ФЕОР, до одного миллиона человек.

– В связи с осмыслением событий столетней давности вновь возобновились разговоры о реституции религиозной собственности? Как к этому вопросу относится еврейская община РФ?

— Есть государственный закон № 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”, который мы, безусловно, поддерживаем. Но мы также за то, чтобы органы власти, особенно региональные, более активно занимались реституцией.

Понятно, что эти помещения заняты теми или иными организациями. Чаще всего это медицинские или образовательные учреждения. Никто никого не собирается выгонять, так как никто не хочет напряжения в связи с возвращением религиозным организациям культовых зданий. Чтобы переводить эти учреждения в другие здания, нужно здоровое взаимодействие.

Поэтому мы, безусловно, за возвращение. Но вместе с тем мы за совместное решение этой проблемы с органами власти.

На сегодняшней день в ФЕОР передали исторические здания синагог в Калуге и в Рыбинске, в ряде городов ведутся переговоры, — это довольно сложный и не быстрый процесс.

– Если, обсуждая эту тему, перейти из юридической в, скажем так, философскую плоскость, то можно ли назвать реституцию восстановлением исторической справедливости?

— Я считаю, что да. С учетом того, что государство просто отнимало эти здания. При этом в России наблюдается недостаток синагог, ведь имущества, принадлежавшего еврейским общинам, не так много, поскольку до 1917 года те общины, которые находились за чертой оседлости, подвергались различным ограничениям и просто физически не успели обрасти значительным имуществом.

Поэтому я, безусловно, вижу в этом справедливость.

– В Москве хватает синагог?

— Нет.

– А сколько нужно для всех верующих?

— Мы занимаемся возвращением евреев к своим корням и стараемся противостоять ассимиляции, ведь многие евреи России родом из Советского Союза, а значит из атеизма. Наша задача состоит в том, чтобы они были более близки к религии и традициям предков.

В каждой стране, где есть еврейская община, евреи исторически жили кварталами, ведь соблюдение заповеди Шабата и многих праздников подразумевает, что человек не будет использовать транспорт, а, соответственно, будет жить в пешей доступности от синагоги.

В СССР евреи, как и все граждане страны, селились там, где удавалось получить квартиру. И, конечно, нам бы хотелось иметь общину в каждом районе города, где сегодня есть активное еврейское население.

На сегодняшний день под эгидой ФЕОР в Москве и Московской области действует около 20 синагог и общинных центров различного масштаба, но, конечно, еще остались районы, которые мы планируем охватить.

– То есть идет планомерная работа в этом направлении?

— Да.

– Ваша позиция находит понимание у властей города Москвы?

— В меру. Мы не продвинулись глобально по каким-то участкам, где планируем строить синагоги, но при этом нам никто ни в чем не отказывает. У нас добрые человеческие взаимоотношения с правительством Москвы и Московской области, мы понимаем, что этот вопрос занимает немало времени, и причины, по которым решить его не так просто.

Поэтому в меру возможностей стараемся сами покупать или брать в аренду здания и помещения, выкупать земельные участки.

– Еще один вопрос вновь активно обсуждается в последние дни: нужно ли перезахоранивать тело Владимира Ленина?

— В Торе сказано, что Всевышний обратился к Адаму (первому человеку) со словами: “Ибо ты прах, и в прах возвратишься”, что подтверждает религиозную точку зрения, которую разделяют все монотеистические религии, — человек был создан из земли, и после смерти его тело должно быть захоронено в землю. Поэтому, конечно, Ленин должен быть захоронен.

– Нет ли опасений, что это приведет к напряжению в обществе?

— Мне кажется, сегодня общество во многом стало ближе к своим религиозным ценностям. В христианстве, исламе, иудаизме захоронение является частью традиции. Мне кажется, мы больше разговариваем об этом вместо того, что могли бы уже взять и захоронить. Это точно будет поддержано всеми конфессиями. Это очень важно.

РИА Новости

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал порталу “Интерфакс-Религия” ситуацию, сложившуюся вокруг раввина Сочи Ари Эделькопфа, в адрес которого было выдвинуто обвинение по подпункту 1 п.1 ст.7 закона “О правовом положении иностранных граждан в России” в том, что он выступал за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или своими действиями создавал угрозу безопасности или граждан России.

– Как Вы прокомментируете обвинения, выдвинутые в адрес раввина Сочи?

– Мы очень удивлены выдвижением подобных обвинений в адрес раввина. Исторически евреи, и уж тем более раввины, придерживаются принципа “Дина-де малхута дина” – “Закон государства – закон”, предполагающего полную законопослушность. Недоумение вызывает и то, что суть претензий к раввину Эделькопфу до сих пор не озвучена. Я не думаю, что речь идет о проявлениях антисемитизма. Скорее кто-то из местных чиновников решил поставить “галочку” в очередном отчете о противодействии нелегальной миграции.

– Будет ли ФЕОР как-то помогать раввину Эделькопфу в этой ситуации?

– В настоящий момент мы ведем диалог с представителями власти с целью разрешить проблему, возникшую вокруг раввина Сочи. Что касается юридической поддержки, то было решено, что этим будет заниматься сочинский юрист, давно работающий с раввином Эделькопфом. Он отлично знает законодательство и хорошо сработался с раввином.

– Каков Ваш прогноз дальнейшего развития этого дела?

– У нас хорошая история взаимодействия с органами власти всех уровней. За годы нашей совместной работы общинам были возвращены многие синагоги либо безвозмездно выделены земельные участки для строительства новых общинных центров. Строительство Еврейского музея в Москве лично поддержал президент Владимир Путин, а наработки открытого в рамках музея Центра толерантности активно используются в борьбе с ксенофобией в России. Развивается и сотрудничество с силовыми структурами – сейчас в местах лишения свободы действует почти полтора десятка синагог. Время от времени в истории наших взаимоотношений бывали спорные случаи, но всегда удавалось найти решение, приемлемое для всех. Мы будем уважать любое решение суда, которое будет принято на основании закона.

Интерфакс-Религия

Поделиться
Отправить

Иудеи в эти дни отмечают Хануку – дословно, это праздник свечей. Продлится он до 1 января, так совпало в этом году. А в чем значение Хануки, в интервью “России 24” рассказал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Попытки девальвации подвига Зои Космодемьянской являются провокацией и оскорбляют память героев Великой Отечественной войны, заявил в среду РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода.

Ранее ресторатор, карикатурист и бывший врач-психиатр Андрей Бильжо написал в своей рубрике в интернет-издании The Insider, что “читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко”, и сообщил, что “она страдала шизофренией”. По его словам, шизофренический синдром, при котором человек не может говорить, “был принят за подвиг и молчание” Космодемьянской. Позже Бильжо дополнил заметку, отметив, что “ее подвиг остается подвигом, не взирая на то, что она лежала в Кащенко”, и для него, как бывшего психиатра, “это еще больше, чем подвиг”.

В среду на пленарном заседании Общественной палаты РФ общественник, поэт, политический обозреватель Андрей Дементьев призвал привлекать к ответственности за подобные заявления; в свою очередь секретарь ОП Александр Бречалов выступил против наказания тех, кто имеет другую точку зрения на события Великой Отечественной войны.

“Замечу, что Зоя Космодемьянская не была бессловесной жертвой, а диверсанткой, которая перенесла жестокие пытки и мужественно встретила смерть, не выдав никого из своих товарищей. Попытка девальвации ее подвига, как и подобные же попытки, предпринимавшиеся ранее в отношении Николая Гастелло, Александра Матросова, не только аморальны, поскольку оскорбляют память реальных людей, сознательно отдавших свою жизнь в борьбе с нацизмом, но и опасны, открывая дорогу следующим волнам “ревизионистов”, среди которых заметное место занимают ревизионисты Холокоста”, — заявил Александр Борода.

“И тем более попытки девальвации подвига, которые происходят сейчас вокруг Космодемьянской, Матросова, Гастелло, бессовестны и аморальны, оскорбляют память реальных настоящих героев”, — добавил он.

По мнению президента ФЕОР, вызвавшее резонанс последнее заявление в отношении Космодемьянской — “не столько исследование, сколько провокация, направленная на возбуждение интереса” к автору этих слов. “В результате человек получил бесплатную рекламу. Сама эта история уже муссировалась в СМИ начала 1990-х, но уже тогда было установлено, что никаких доказательств у этого утверждения нет”, — добавил Борода.

Зоя Космодемьянская — первая из 89 женщин-Героев Советского Союза, кому было присвоено это звание в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Рузского района она сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня была схвачена, но не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами, звание Героя ей присвоили посмертно.

РИА НОВОСТИ

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал попытки введения в школах расширенного курса «Основ православной культуры», который должен охватывать период с 1 по 11 класс.

«Само по себе существование курса «Основы религиозных культур и светской этики» полезно, поскольку позволяет школьникам познакомиться с многообразием религий, существующих в России. Но расширение одного из модулей этого курса на весь процесс школьного обучения скорее вредно, чем полезно. В данном случае предмет, который пользуется не очень высокой популярностью (по официальным данным в среднем по стране его выбирают не более трети учеников, а в отдельных регионах — не более 12-15%, большинство же предпочитает модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур») пытаются навязывать родителям школьников и самим ученикам. Именно навязывать, поскольку к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать детей именно на «Основы православной культуры». Подобное навязывание может вызвать единственный эффект — стойкое отвращение к религии, как это уже было в начале 20 в. Кроме того, поскольку Россия — многоконфессиональная страна, возникает серьезная опасность для ее единства. Если все 11 лет детей будут делить на «православных» и «неправославных», такое разделение оставит существенный след в их душах, и они будут смотреть на одноклассников «не той веры» как на «чужаков» или даже «врагов», а не таких же россиян, как они сами. Лучшим выходом из сложившейся ситуации стало бы введение единого курса по основам мировых религий и светской этики для всех учащихся без дробления на модули, как это и предлагала еврейская община России в ходе дискуссий о введении ОРКСЭ. Подобный курс дал бы им представление об основных традиционных религиях, без деления на «своих» и «чужих» – отметил президент Федерации еврейских общин России.

Справка: 29 ноября стало известно, что 36 членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (создано приказом Минобрнауки РФ при Российской академии образования, занимается разработкой школьных программ) было разослано письмо от Российской академии образования с просьбой оценить доработанную программу школьного курса “Православная культура”, которую предполагалось ввести в школах в школах в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР) с возможностью преподавания с 1 по 11 класс. В дальнейшем представители РПЦ завили, что преподавание курса «Православная культура» не будет обязательным, президент Российской академии образования Л.Вербицкая в свою очередь заявила, что программа курса была разослана экспертам на голосование по ошибке, и требует серьезной доработки.

Поделиться
Отправить

Победа Дональда Трампа на президентских выборах оказалась для многих большой неожиданностью. Президент Федерации еврейских общин России (ФОЕР) Александр Борода заявил, что приветствует выбор американского народа и надеется на улучшение отношений между нашими странами. Также раввин рассказал, что рад обещаниям Трампа поддерживать государство Израиль. А вот где евреям жить лучше – в России или в другом гостеприимном государстве – Борода однозначно сказать не может, однако, по мнению раввина, по некоторым показателям все-таки лучше в России.

В интервью корреспонденту «МИР24» раввин рассказал о своем отношении к России, Иосифу Сталину, Ивану Грозному, футбольным фанатам и тренеру ЦСКА Леониду Слуцкому.

 Чем глубже в лес, тем ближе синагога. Во всяком случае, такой географический закон действует в подмосковной деревне Жуковка – 6 декабря 2015 года там открылся Еврейский религиозно-культурный центр (ЕРКЦ). ЕРКЦ, в котором находится синагога, окружают хвойный лес и особняки Рублевки. Вокруг религиозно-культурного центра осмотрительно ходит крепкий мужчина, в руках у него автомат – последнее нападение на иудейский молитвенный дом было совершено в России не так давно – 1 октября 2016 года (тогда нападавший попытался поджечь синагогу и ранил охранника). Поэтому безопасность в Жуковке чувствуется во всем: чтобы попасть в ЕРКЦ, необходимо пройти через рамки металлоискателей; охранники на входе просят показать сумки.

У героя интервью свой кабинет, дверь которого ничем не отличается от всех остальных дверей религиозно-культурного центра. Кроме одной детали – на ней буквы: «Александр Борода. Раввин». За нами к этой двери собирается очередь. Видимо, вопросы у людей важные, потому что, когда Борода открывает нам и шутливо приглашает: «А теперь папарацци», женщина в очереди, с узнаваемой анекдотической интонацией, спрашивает у своего спутника: «Ой, а як же ш мы?».

Женщину обязательно примут, только чуть позже, – к раввину ведется запись по времени, как к врачу в городской поликлинике. Однако раввин для многих важнее, чем врач, – «хорошее слово лучше плохого врача», гласит еврейская пословица. За словом раввина о российских событиях последнего времени – установке памятника Ивану Грозному, реанимации положительного образа Иосифа Сталина, конфликту вокруг тренера ЦСКА на национальной почве – мы и обратились к Президенту ФЕОР, раввину Александру Бороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: архив ФЕОР

ОБ АНТИСЕМИТАХ
– Александр Моисеевич, Уинстону Черчиллю приписывают фразу, что в Англии нет антисемитизма только по одной причине – «англичане не считают евреев умнее себя». Может быть, антисемитизм встречается в России как раз потому, что русские считают наоборот: евреи умнее?

– Если мы посмотрим на историю антисемитизма в России, то увидим, что он изначально строился чисто на религиозных принципах. «Черту оседлости» ввела только Екатерина Вторая, но даже в ее время основным посылом ненависти к евреям было то, что евреи отрицают богоявление Иисуса. То есть, здесь чисто религиозная основа, а не какая-нибудь ментальная особенность русских. А далее… Советский Союз вообще уравнял все национальности.

– А «пятый пункт»?

– Ну, шутки насчет «пятого пункта» были связаны уже с государственным антисемитизмом, который, разумеется, во многом, – следствие создания государства Израиль. Власти были крайне недовольны одним только фактом, что из Советского Союза вообще можно было куда-то уехать. В тот же Израиль. Естественно, государство отвечало на эти отъезды евреев своей национальной политикой. Но, хочу подчеркнуть, что это не было бытовым антисемитизмом. Никакой огульной ненависти по отношению к евреям среди простых советских людей не было. Все всё понимали.

– А сегодня – антисемитизм в России есть?

– Смотря о каком антисемитизме вы говорите. Государственного нет, религиозного мы тоже не видим. Бытовой антисемитизм, я считаю, в России есть, но он вымирающий.

Есть какие-то отдельные маргинальные группы – да. И в их доктринах иногда присутствуют антисемитские лозунги, но эти лозунги не являются фокусными, титульными.

– А в странах СНГ?

– Я не слышал ничего про антисемитизм в Беларуси, ничего не слышал про него в Украине.

В Украине есть неоднозначные процессы – например, реабилитация коллаборационизма или антисемитов Гражданской войны типа Симона Петлюры. Но сказать, что это какой-то акт по развитию антисемитизма, я не могу. Это такие единичные случаи, которые не влияют на общую ситуацию, и если говорить про реальные, масштабные всплески антисемитизма, то их на бывшем пространстве Союза уже нет.
 Александр Борода обладает одной особенностью – он может вести разговор, одновременно читая что-то на планшете. Но как только речь заходит об истории или культуре России, раввин забывает про гаджет.

Фото: Алан Кациев.

ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
– Памятник Ивану Грозному, который установили в Орле. Известно, что царь высылал евреев из России. Есть некоторые источники, которые говорят нам о том, что царь мог быть причастен к убийству евреев. Как относятся евреи к установке памятника Ивану Грозному?

– Глобальное появление евреев в России было связано с разделом Польши (Первый раздел – 1772 год, второй — 1793-й, третий — 24 1795-й, – Ред.) И я не могу обвинять Ивана Грозного в тотальном антисемитизме, потому что евреев, как таковых, тогда в России не было. А вот само влияние Грозного на русскую историю – оно очень сложное. Тут дело – с какой точки зрения на него посмотреть.

Да – Грозный был жестоким правителем, однако те времена вообще были жестокие. Например, сторонники монархизма-империализма могут поставить ему в заслугу сильное расширение Русского государства. Но это их мнение.

Вопрос Ивана Грозного точно лежит вне рамок еврейской общины. И я думаю, что роль этой исторической фигуры должны оценивать граждане России русского происхождения.

О СТАЛИНЕ
– В некоторых городах России устанавливают памятники и другой спорной личности – Иосифу Сталину. Как вы относитесь к ним?

– Безотносительно того, что Сталин причинил евреям, я отношусь к этой фигуре крайне негативно. Когда мы говорим про Ивана Грозного – тут довольно немного информации, и во многом эта информация спорная. А вот случай Сталина – тут мы все видим отлично: миллионы пострадавших. Сказать, что Иосиф Сталин выиграл эту войну, я не могу никак. Войну эту выиграл именно советский народ, ее выиграли люди, которые шли на амбразуры, это то их победа. А Сталин уже сделал как раз все, чтобы советский народ эту войну не выиграл.

Он [Сталин] уничтожил лучший командный состав. Плюс – все эти пакты и договоры с немцами, которые вводили в заблуждение самих же себя….

Советский народ выиграл войну вопреки Сталину.

Конечно, иногда злодеи делают хорошие дела. Но можем ли мы ставить в заслугу злодеям эти хорошие дела? Я не уверен.

Вот есть пример. Как мы знаем, после «Пакта Молотова-Риббентропа» Польша была разделена на две части. Из той части Польши, которая попала под советскую сферу влияния, Сталин всех евреев выслал в Сибирь и Казахстан. И эти евреи стали думать, что все – наступил крах их жизни.

Но когда в 1946 году Сталин вернул всех евреев обратно в Польшу, то они увидели, что их братья, которые остались на немецкой земле, они все погибли. И вот возникает вопрос: можем ли мы сказать, что Сталин спас польских евреев? Думаю, нет. Он никого спасать не собирался. И я бы не вчинял ему в заслугу то, что он их не расстрелял, а просто выслал на голодную смерть, где, вопреки всему, они выжили. Вряд ли это заслуга Сталина.

Сталин был безусловный злодей. И если ставить памятники Сталину, то можно, например, и Кощею Бессмертному поставить памятник.

– Ваши родственники участвовали в войне?

– Мой дальний родственник Давид Абрамович Драгунский был дважды героем Советского Союза. Братья моей бабушки прошли всю войну. Часть оказалась в блокадном Ленинграде. Мой дед Даня – Книжник Даниил – тоже прошел большую часть войны.
 Пока мы ожидаем свою очередь к раввину, я предлагаю окружающим плитку шоколада. Просят убрать – этот шоколад считается некошерным. На столе у Александра Бороды, помимо техники: несколько священный книг, хабадская шляпа и блюдце с кусочком сахара.

Фото: Алан Кациев.

О ЕДЕ
– Последние 2-3 года в Москве набирает популярность еврейский общепит…

– Дай Бог!

– Не весь он, разумеется, кошерный, но москвичей в таких кафе много. С чем можно связать популярность еврейской кухни среди москвичей?

– Ну, смотрите. Что такое еврейская еда? По сути, в ней используются все те же ингредиенты, что и в русской кухне, только приготовлены они по-другому. И соблюдается кашрут. Поэтому я не вижу в еврейской кухне чего-то уж прям экзотического для России. Отчасти растущую популярность еврейского общепита можно связать с затуханием антисемитизма в стране. Общий негативный фон по отношению в еврейской культуре изменился, да.
 Фото: архив ФЕОР.

О ЛИТЕРАТУРЕ
– В России идет год Мандельштама. Для вас это русский поэт еврейский? С одной стороны, он писал на русском языке, с другой – у Мандельштама есть стихотворение «Посох», которое многие литературоведы считают ярким примером сионидов – стихов, в которых изливается плач по родной земле, по Израилю.

– Я считаю Мандельштама и русским, и еврейским поэтом. Точнее, русским-еврейским поэтом. Почему? Я бы мог назвать его русским поэтом, ведь главные темы его последних годов, так или иначе, были связаны с Россией. Но тут важно другое. Особенности его стиля, особенности его пассионарных действий – они были воспитаны еврейским характером и еврейским взглядом на жизнь.

– Что это за еврейский взгляд на жизнь?

– Непримиримость и бескомпромиссность. Стихотворение, которое Мандельштам написал про Сталина («Мы живем под собою не чуя страны, 1933 г. – Ред.), это был, безусловно, подвиг. И этот подвиг был обусловлен отчасти его еврейской позицией, позицией, которая была заложена его еврейским менталитетом. Не может быть еврей прям «русским-русским» поэтом. Нет. Он может быть и русским, и еврейским поэтом – поэтом, который пишет о России, любит Россию, но при этом остается евреем.

Русский патриотизм Мандельштама накладывался на его еврейский характер.

– Мандельштам в «Шуме времени» писал, что ему не нравится, как пахнет в еврейских домах. Писал про «хаос иудейский», который не дом, не очаг, а именно – хаос. То есть он пытался демонстративно отказаться от своего еврейства. И после этого он еврей?

– Отказ от еврейства – это тоже такая еврейская черта: отчего-то отказаться, что-то категорически не принимать, отвергать. Это очень по-еврейски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мандельштам после ареста в 1938 году. Фотография НКВД.

– Кого из еврейских писателей и поэтов вы можете порекомендовать тем, кто хочет понять, если можно так выразиться, «еврейскую душу»?

– Шолом-Алейхема, Фейхтвангера, Горенштейна.

– Исаака Бабеля?

– Понимаете… Бабель… [Борода задумался.] В Бабеле все-таки было очень много одесского. Можно ли назвать одесское именно «еврейским»? – это очень большой вопрос. Одесская культура – это культура, по правде говоря, очень специфическая. Она очень локальна. И это не чисто еврейская культура. Это смесь сразу нескольких культур – польской, еврейской, русской, украинской, – которая помножена на некоторые свободы, на определенные вольности и возможности, связанные с наличием в городе морского порта. Поэтому Бабель не совсем еврейский писатель.

В сентябре в интернете появилась реклама еврейского нового года (Рош Ха-Шана). В рекламе снялись Александр Борода, Иван Ургант, Андрей Макаревич и тренер ЦСКА Леонид Слуцкий. Последний, как и другие герои рекламы, стоит в кадре в синагоге, на плечах у него надет талит – молитвенное облачение иудеев. Ролик вызвал неоднозначную рекламу среди националистически настроенных фанатов клуба.

 

 

 

 

 

 

 

Кадр из рекламного ролика

ОБ ОКОЛОФУТБОЛЕ И СЛУЦКОМ

– Многие футбольные фанаты недовольны тем, что тренер ЦСКА Леонид Слуцкий снялся в рекламе еврейского культурного центра. Это напрямую связано с их ультраправыми взглядами. Фанаты вывешивали баннеры на трибунах, сейчас активно негодуют в социальных сетях. Можно что-то сказать тем, кто недоволен, что Слуцкий заявил о себе как еврей?

– Слуцкий – он сам православный человек. Еврей у него только отец. Но есть маргинальные и неадекватные люди, которые упрекают Леонида Викторовича, что он снялся в рекламе еврейского праздника. Что можно с такими людьми сделать? Ими должны заниматься правоохранительные органы. И еще: очень большой вопрос – нужно ли их вообще пускать на стадион. Мне кажется, что нужно убрать подобных маргиналов со стадионов. Убрать так, как, например, это было сделано в Англии. Ведь теперь в Англии на стадионы ходят только адекватные люди, и стадионы от этого не пострадали, и бюджеты клубов не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Эти социальные группы – полубоевиков и полумаргиналов – это большой вопрос к клубу. И не только к ЦСКА.

Есть, например, хороший футбольных клуб «Краснодар», который формирует свою культуру поведения на стадионе, формирует среду своих болельщиков. Совсем не агрессивную среду, между прочим. У них есть нормальная клубная культура – это хороший пример для других.

Конечно, мы видим, что нынешняя клубная культура досталась ЦСКА в наследство от прошлых времен, в том числе и от 90-х. Но если мы видим, что эта культура мешает клубу, а по большому счету сегодня она мешает, то ее надо менять. Ведь Слуцкий – талантливый тренер. Но при этом клуб ЦСКА получает массу негатива – например, штрафы за поведение своих болельщиков. Тут встает вопрос – нужны ли такие болельщики вообще? Может, надо других поискать?

О РОССИИ

– Вы выросли в Марьиной роще, в районе, который был гопническим…

– Нет. Таким, как вы его называете, районом Марьина роща был только после войны, если я не ошибаюсь. А я родился позже. В моем возрасте там уже стояли обычные «хрущевки», и жили нормальные люди. Марьина Роща – это спокойный и интеллигентный московский район. Никаких страшных историй я там не видел.

– Тяжело было жить в Марьиной роще евреям?

– Я тогда еще не был религиозным евреем, но и свое еврейство никогда не скрывал. Никаких конфликтов на национальной почве у меня не было. Когда меня называют евреем, я не обижаюсь.

– А на слово «жиды» – обижаетесь?

– Да, я обижаюсь на это слово, но никогда его при себе не слышал. В современной России это слово является безусловным оскорблением. И если бы меня так называли, я бы обижался. Причем обижался активно. Обижал бы в ответ, может быть.

– В одном интервью вы сказали, что Россия – лучшая страна для евреев. Это так?

– Сегодня точно – Россия одна из лучших стран в мире для евреев. Но тут все сравнительно. В России отсутствует антисемитизм, и, скажем, если посмотреть на Европу, то евреи в России живут спокойнее. Здесь нет того арабского маргинального антисемитизма, который наблюдается сегодня во многих странах Европы. Сложнее сравнивать Россию с США. Там тоже нет антисемитизма. Но есть нюансы.

С одной стороны, в США более развита инфраструктура еврейской жизни, ведь там живет больше 5 миллионов евреев. Но в США нет и государственного содействия еврейской общине. А в России государство оказывает нам содействие.

Каждый год российская еврейская община становится больше. Мне бы хотелось, чтобы в России все больше евреев возвращались к своим корням.

– И уезжали в Израиль?

– Мы вообще никого не призываем никуда уезжать. Мы просто призываем возвращаться к своим корням. Каждый еврей сам выбирает, где жить.

С раввином говорил Алексей Синяков

МИР24

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил россиян с Днем народного единства. В его обращении говорится:

Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично себя поздравлю вас с праздником – Днем народного единства.

Этот праздник мы отмечаем совсем недавно, но он уже стал одним из важнейших для всех народов и традиционных религий нашей Родины. Ведь именно единство россиян обеспечивает стабильность и процветание нашего многонационального государства.

День народного единства – это праздник, в который всем жителям страны стоит задуматься о том, какой вклад в ее развитие может внести каждый из нас, как сделать нашу повседневную жизнь лучше, как сохранить богатое историческое и культурное наследие России для наших потомков.

Говоря о единстве нашей страны, стоит сказать, что сегодня Россия является прекрасным примером для всего мира добрососедских отношений между разными религиозными общинами. И религиозные лидеры нашей страны стараются укреплять веру людей в лучшее, напоминать о важности нравственности и морали. Именно эта вера и общие ценности объединяют жителей нашей огромной страны.

Дорогие друзья, в этот важный праздник, я от всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых достижений на благо Родины!

Поделиться
Отправить

Президент ФЕОР Александр Борода выразил соболезнование в связи со смертью актера Владимира Зельдина. В его обращении говорится:

«От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным и близким актера Владимира Михайловича Зельдина.

Владимир Михайлович прожил долгую и насыщенную жизнь, стал свидетелем важных исторических событий, происходящих в нашей стране. Но никакие преграды и трудности не встали на пути его таланта. Он войдет в историю нашей страны как замечательный актер театра и кино, который оставался на сцене практически до последнего дня своей жизни.

Как известно, у актера были еврейские корни, которые он никогда не скрывал и не отрицал, несмотря на то, что это могло стать препятствием в его карьере.

Все, кто был лично знаком с Владимиром Михайловичем, отмечают, что он был человеком светлой души.

В эти минуты мы скорбим со всеми родными и близкими Владимира Михайловича и молимся о том, чтобы Всевышний даровал утешение вашему горю.

Светлая память прекрасному российскому актеру Владимиру Михайловичу Зельдину».

Поделиться
Отправить

Решение кабмина Украины об установке в Киеве памятника Симону Петлюре лишь отдалит Украину от Европы, а не приблизит ее, считает глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода.

Возведение монумента лидеру националистов, при котором по республике прокатилась волна еврейских погромов, предусмотрено планом празднования 100-летия “украинской революции” 1917-1921 годов. Программу памятных мероприятий утвердил в среду кабинет министров Украины.

“Лидеры Украины говорят о ее европейском пути развития. При этом в странах Европейского союза и со стороны руководства ЕС существует четкая линия — люди, замаравшие свои руки кровью мирного населения, недостойны прославления. Нынешнюю линию Европы в сфере исторической памяти демонстрирует открытие памятника Альфреду Дрейфусу — жертве антисемитского навета во Франции в конце 19 века”, — сказал РИА Новости раввин Борода.

Он добавил, что “таким образом, делая героями людей, подобных Петлюре, Украина не приближается к Европе, а напротив, отдаляется от нее”.

Имя Петлюры, по словам раввина, для евреев “стало символом кровавых погромов, которые некоторые историки называют “предтечей Холокоста”. Борода отметил, что развернувшаяся на Украине кампания по его “гламуризации и прославлению”, а также тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, ведет страну “явно не туда”, куда провозглашают официальные лица.

Глава ФЕОР также поддержал адресованный украинским властям призыв руководителя иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя — одной из крупнейших в мире еврейских правозащитных организаций — Эфраима Зуроффа прекратить практику прославления убийц евреев.

В период гражданской войны, последовавший за Октябрьской революцией 1917 года, Петлюра был главным атаманом войск Украинской народной республики и позже руководил ее директорией. Потерпев поражение от Красной армии, он бежал на Запад. Его убил в Париже еврей Самуил Шварцбурд в отместку за погромы на Украине.

РИА Новости

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал факт принятия в российское гражданство известного украинского бизнесмена и благотворителя Эдуарда Шифрина.

«ФЕОР поддержала ходатайство перед президентом РФ о принятии Эдуарда Шифрина в российское гражданство, поскольку  Эдуард Владимирович хорошо известен еврейской общине России, как меценат (в 2007 г. он был удостоен премии Федерации еврейских общин России «Человек года» именно в номинации «Меценатство»). ФЕОР давно сотрудничает с г-ном Шифриным, при его поддержке был реализован ряд крупных проектов религиозного и благотворительного характера. В частности, Эдуард Владимирович активно участвовал в строительстве синагог в Волгограде и подмосковной Жуковке, под его попечением действует сеть воскресных школ. Надеемся, что  принятие Эдуарда Шифрина в российское гражданство будет способствовать усилению этого сотрудничества», – сказал он.

Справка: 27 октября Президент России Владимир Путин своим указом предоставил российское гражданство Эдуарду Шифрину, а также его дочери Софии Розе.

Поделиться
Отправить

Самый главный день в году

10 октября 2016, 19:26

11 октября за 17 минут до захода солнца евреи начнут отмечать самый важный и самый торжественный день в году Йом Кипур. Это день искупления, который завершает сорокадневный период духовного очищения. Подробности рассказал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Вести.ru

Поделиться
Отправить

Выбор редакции