Новый город станет первым городом для людей с ограниченными возможностями в Израиле
Айяла бросает взгляд на экран, выбирая слова и картинки, пока ее учитель задает ей быстрые вопросы. У 11-летней Айялы есть когнитивные нарушения, которые мешают ей говорить. Но она может общаться благодаря экрану, который считывает движения глаз и передает ответы на вопросы.
«Ты хочешь пойти в ванную? Скажи да или нет», – говорит учительница Ривка Димант, когда глаза Айяла фокусируются на слове «нет». «Нет? Хочешь показать им свою семью? Да. Это кто? Мама и папа! Где прекрасная Айала? Покажи нам. Вот она!» Во многих школах в Израиле Айала была бы изгоем. Здесь она одна из более чем 100 учеников в школе, специализирующейся на особом образовании, в месте, предназначенном для людей с ограниченными возможностями.
Алех Негев-Нахалат Эран, где расположена школа, является единственным кампусом, созданным для израильтян с тяжелыми формами инвалидности. Алех Негев инклюзивен в том, как он стремится объединить амбулаторных пациентов, которые приезжают в кампус для реабилитации и жителей с тяжелыми ограничениями возможностей, которые живут там. И эта концепция собирается выйти на новый уровень: в октябре Алех Негев получил правительственный грант на строительство города по соседству, который будет полностью доступен для людей с ограниченными возможностями, где они будут жить и работать вместе с людьми, не являющимися инвалидами.
«Эта деревня не является учреждением; это социальный общинный центр», – говорит Дорон Альмог, отставной израильский генерал, который возглавляет Алех Негев, имея в виду существующий кампус. «Это революционная концепция интеграции для детей и взрослых с самыми серьезными нарушениями в мире. Это высшее испытание человечества». Планируемый город под названием Даниэль поставит включенность инвалидов в обычную жизнь в центр своего внимания. Он будет построен как для специалистов, работающих в Алех Негев (штат сотрудников насчитывает 340 человек), так и для людей с ограниченными возможностями, которые пользуются его услугами, и других. И он будет резко контрастировать с городами по всей стране, которые чаще всего мало приспособлены для людей с ограниченными возможностями – от тротуаров без пандусов до бомбоубежищ, которые не подходят для инвалидной коляски.
В Даниэле, строительство которого должно завершиться в 2024 году, входы будут шире, тротуары будут иметь пандусы, а дома будут иметь более низкие столы и раковины. Его 500 единиц жилья также будут включать в себя регулируемую мебель – например, столы с крыльями, которые могут укладываться на колени человека, использующего инвалидную коляску, или, как пример для евреев, ковчег Торы с полками, которые могут выдвигаться наружу, обеспечивая более легкий доступ к свиткам. «Чтобы привлечь хороших людей – врачей, медсестер, врачей, администраторов – вам нужно создать сообщество», – говорит Альмог. «Люди не приедут, если они не почувствуют принадлежности к чему-то значительному».
Израиль в целом начинает вовлекать людей с ограниченными возможностями во все сферы жизни, считает Авиталь Сандлер-Лофф, директор Israel Unlimited, израильского проекта по вовлечению людей с ограниченными возможностями, созданного Американским объединенным еврейским распределительным комитетом. Ее организация проводит пилотную программу, в рамках которой 300 инвалидов переехали в свои доступные квартиры в 37 городах по всей стране. Они получают поддержку от куратора у себя дома, им также помогают найти работу и адаптироваться к жизни в обществе. По словам Сандлер-Лофф, эта программа не только способствует созданию более благоприятных условий для людей, которым она служит. Если люди живут и работают в обществе, учреждения больше не несут расходов на их поддержку. «Независимая жизнь означает, что вы получаете необходимую поддержку, чтобы жить той жизнью, которой хотите жить», – сказала она. «Когда кто-то входит в сообщество, ему требуется меньше поддержки. Если они работают, им не нужен уход в течение дня. Если они заводят друзей, вам не нужно платить за специальный клуб».
Алех Негев стремится служить основой для включения инвалидов в жизнь запланированного города Даниэль. В его кампусе площадью 25 акров (100 000 квадратных метров) в пустыне Негев проживает 145 жителей с тяжелыми формами инвалидности, и он ежегодно предоставляет реабилитационную помощь еще 4500 амбулаторным пациентам. Территория включает в себя лечебный бассейн, конюшни, открытый амфитеатр и детский зоопарк. Есть также стоматологические и медицинские учреждения для местных жителей с ограниченными возможностями, у которых нет другого места поблизости, чтобы получить доступ к лечению. Это один из четырех филиалов «Алех», сети учреждений для израильских детей с серьезными нарушениями, и единственный автономный кампус.
Алех Негев получает финансирование от правительства Израиля и Еврейского национального фонда. Его строительство, начавшееся в 2003 году, возглавил Альмог, некогда бывший главой южного военного округа. У его сына Эрана был тяжелый аутизм и нарушения развития, он умер в возрасте 23 лет в 2007 году.
Альмог начал работать в Алех, когда обнаружил, что условия для людей с ограниченными возможностями в Израиле были удручающими и неуважительными по отношению к пациентам. «Этот сын, который ни разу не сказал ни слова, своим оглушительным молчанием дал понять мне: «мой дорогой отец, вы все фальшивые», – сказал Альмог JTA, рассказывая, что вдохновило его на участие в «Алех». Он представил, как его сын говорит ему: «вы говорите, что весь Израиль несет ответственность друг за друга, но вы не имеете в виду это. Не меня, не самых слабых».
Жители, амбулаторные больные и другие в Алех Негев встречаются в течение дня и собираются на концерты, карнавалы и другие мероприятия. Кроме того, в кампусе есть дошкольные учреждения для детей, не являющихся инвалидами, ученики которых общаются со сверстниками-инвалидами. Пресс-секретарь Алех-Негев Равит Раз сказала, что родители не решались записывать своих детей, не являющихся инвалидами, в дошкольные учреждения, потому что они опасались детей с ограниченными возможностями. Но после того, как родители увидели пользу от этого, классная комната быстро заполнилась. «Поначалу родителям это совсем не нравилось», – сказала она, вспомнив, что они говорили ей: «как ты смеешь предлагать моему ребенку учиться в учреждении с детьми с особыми потребностями?» «Теперь, класс полон».