Останки евреев могут все еще находиться в анатомической коллекции университета
Новый документальный фильм о масштабах нацистских медицинских экспериментов бередит старые раны во Франции, поскольку один из ведущих университетов страны исследует, содержаться ли в его хранилищах останки некоторых еврейских жертв. Д-р Мишель Саймс, звезда французской телевизионной программы медицинских консультаций, считает, что останки некоторых из 86 евреев, подвергшихся пыткам и искалеченным доктором СС Августом Хиртом, все еще могут находиться в анатомических хранилищах Страсбургского университета.
Сначала он выдвинул эту теорию в своем бестселлере 2015 года «Гиппократ в аду» и повторил ее в новом фильме с таким же названием, показанном на французском телевидении на этой неделе. Документальный фильм, который транслировался в Twitter после его показа, вызвал неудобные вопросы о том, как часть «еврейской коллекции скелетов», которую Хирт собрал в университете во время войны, возможно, сохранилась в его хранилищах. Остатки евреев, на которых Хирт проверял горчичный газ в концентрационном лагере Нацвейлер-Штрутгоф недалеко от одноименного эльзасского города, должны были быть захоронены после его освобождения в 1944 году.
Но после заявлений Саймса университет теперь проводит расследование, привлекая к нему внешних экспертов, о содержимом 20 ящиков, найденных в коллекции и промаркированных именем Хирта.
«Один из худших нацистских деятелей»
По словам доктора Рафаэля Толедано, специалиста по нацистским медицинским экспериментам, анатом, родившийся в Швейцарии, был «одним из худших нацистских деятелей». Он был убежден, что еврейская раса находится на грани исчезновения и хотел изучить черепа «иудео-большевиков». Саймс, оба дедушки которого, рожденные в Польше, погибли в Освенциме, сказал, что он не знал, насколько обширными были нацистские медицинские эксперименты, пока он не начал собственное расследование.
«Я знал о таких врачах, как Йозеф Менгеле и Карл Клауберг, и я думал, что их было двое или трое, но потом я обнаружил, насколько обширен этот феномен», – сказал он AFP. Он узнал правду, когда начал подробно рассматривать Нюрнбергский процесс над 23 врачами, которые начался в 1946 году, и в частности послевоенный рассказ о деятельности нацистов французского военно-морского врача Франсуа Байле. Его теперь почти забытая книга была «моим источником информации, – сказал Саймс. – Он отметил все, что слышал, это энциклопедический, огромный труд». Когда он пришел к тому, чтобы написать свою собственную книгу, Саймс сказал, что он пытался использовать свои медицинские знания, чтобы «описать, что почувствовали бы жертвы, чтобы люди осознали страдания этих (человеческих) морских свинок».
Перевернутая этика
Согласно документам Саймса, около 70% немецких врачей были членами нацистской партии. С 1933 года, когда Гитлер пришел к власти, медицинская этика «была перевернута вверх дном», сказал Саймс. «Человек был ничем, масса была всем».
Небольшое число врачей, осужденных за военные преступления в Нюрнберге, либо работали в концентрационных лагерях, либо использовали заключенных для медицинских экспериментов “невыразимой жестокости”, сказал прокурор на судебных процессах Тельфорд Тейлор. Другие участвовали в программе «Aktion T4», нацеленной на то, чтобы «исключить людей, которые, как считается, несли наследственные болезни», рассказал историк Сорбонны Иоганн Чапутот, который считает, что между 1941 и 1945 годами погибло от 70 000 до 200 000 человек.
В фильме Саймс использовал показания таких экспертов, как Эвелин Шустер из Университета Пенсильвании, хирург и историк Ив Тернон из Университета Монпелье, чтобы показать масштабы жестокости и резни. Он сосредоточился на зверствах, совершенных Карлом Гебхардтом, личным врачом начальника СС Генриха Гиммлера и его помощницей, доктором Гертой Обергейсер. И также отметил, что глава программы «Aktion T4» Виктор Брак хотел стерилизовать всех евреев с помощью рентгеновских лучей, которые он считал «хорошим соотношением цены и качества», написав Гиммлеру, что это может быть «выполнено на нескольких тысячах объектов в очень короткое время». В то же время Зигмунд Рашер, врач СС в лагере Дахау под Мюнхеном, тестировал, как тело выдерживает холод и недостаток кислорода.
Саймс сказал, что документальный фильм и расследование в отношении Хирта не будут завершением его расследований. «Тема очень личная для меня, и хотя это психологически сложно, может быть, я продолжу копать дальше в других фильмах», – сказал он.