Евреи Турции напуганы – но боятся об этом говорить
Кинорежиссер Йозеф Эрчевик Амадо сидит в баре в центре Стамбула, подчеркивая тем самым, что как турецкий еврей он может жить своей повседневной жизнью без всякого страха. Но реакция Турции на решение США признать Иерусалим столицей Израиля заставила некоторых членов еврейской общины чувствовать себя неуютно. «Все эти протесты у израильских консульств, и это не то, что мне нравится … это страшно», – говорит Амадо. Он говорит, что некоторые из его сограждан считают, что он не полностью турок. «Я думаю, что суть проблемы в том, что касается инаковости или инородности … Это гостеприимство в Турции, невероятное гостеприимство, но потом вы натыкаетесь на стену, по какой-то причине, и понимаете, что вам не место в том разговоре или в каком-то месте».
Еврейское меньшинство, которое, как считается, насчитывает около 15 000 человек, находится под угрозой на протяжении десятилетий, включая атаки террористов-смертников, направленные против синагог Стамбула. Переход турецкого правительства к большему мусульманскому консерватизму поставил меньшинство в центр внимания. Этот сдвиг только усилился после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган решительно выступил против признания США Иерусалима столицей Израиля. В декабре в Турции состоялось заседание Организации Исламского сотрудничества, осудившее это решение.
Луис Фишман, доцент в Бруклинском колледже CUNY, который фокусируется на вопросах Турции и Израиля/Палестины, говорит, что поддержка палестинцев выгодна Эрдогану, потому что подобные заявления вызывают хорошие отклики у турок всего политического спектра. «Политически, Эрдогану нечего терять, в том смысле, что он захватывает не только свою аудиторию, но и другие аудитории».
Однако у Турции по-прежнему есть мотивация защищать свои отношения с Израилем, отчасти из-за сильных экономических отношений. Турецкие авиалинии, например, были самой популярной авиакомпанией для людей, летающих в Израиль и из Израиля в прошлом году в соответствии с отчетом ежедневной газеты «Гаарец».
Фишман, который жил как в Турции, так и в Израиле, говорит, что последние пару лет в стране наблюдается резкий рост антисемитизма. «Это не то, что вы будете ежедневно [дискриминироваться] систематически в рамках закона, но массовый антисемитизма существует».
Опрос, проведенный в 2015 году, показал, что 71% респондентов в Турции придерживаются антисемитских убеждений, что вызвано террористическим нападением на синагогу в 1986 году, в результате которого погибли 22 человека. Серия взрывов смертников в 2003 году также была связана с синагогами. Сегодня, чтобы войти в еврейский музей в Стамбуле, охранник просит назвать свои данные перед тем, как вы пройдете через металлоискатель, а затем войдите в другую комнату, где отображаются обнаруженные предметы.
На государственном телевидении одна из сцен исторической драмы изображает евреев во время Османской империи, которые собираются построить израильское государство, ссылаясь на антисемитские клише, что евреи не верны. Бетси Пенсо, адвокат, который является волонтером организации Avlaremoz, отслеживающей антисемитизм в Интернете и в средствах массовой информации, говорит, что число выражений ненависти, похоже, растет. «Я думаю, что они становятся все сильнее … так как нет наказания, люди продолжают писать это, [и] им никто ничего не говорит». Частью этого, по ее мнению, является появление социальных сетей, которые позволяют людям высказывать взгляды, которых они, возможно, уже придерживались, но держали при себе.
Тем не менее, социальные медиа также позволили высказаться маленькому еврейскому меньшинству. Avlaremoz означает «Давайте поговорим» на ладино, иудео-испанском диалекте. Пенсо говорит, что этот призыв противоречит традиции турецких евреев под названием «кайадес» – быть невидимыми или незаметными, что означает, что люди не высказываются по разным вопросам – даже в кругу семей. «Они столкнулись со многими вещами … они верят, что если они не будут говорить, их больше не будет, поэтому они не говорят». Она говорит, что большая часть проблемы для турецких евреев заключается в том, что многие сограждане отождествляют их с Израилем и обвиняют их в действиях государства. «Они видят нас как иностранцев», – говорит Пенсо.
Громким случаем выражения ненависти в социальных сетях, в том числе с высказыванием похвалы Гитлеру, была реакция на приглашение лидера общины посмотреть прямую трансляцию еврейской свадьбы в западной Турции. Бурхан Догус, мусульманский турецкий адвокат, подал в 2016 году уголовную жалобу, в которой утверждал, что язык ненависти противоречит уголовному кодексу Турции, который криминализирует «разжигание ненависти и враждебности среди людей» и предусматривает наказание до трех лет за решеткой. Далее, говорит Догус, прокуратура сообщила ему, что одному человеку предъявлено обвинение, а полиция продолжает расследование. Он считает, что это расследование будет первым случаем противостояния антисемитским высказываниям в Турции и надеется, что этот случай расследования нападок на евреев, заставит граждан думать дважды, прежде чем они сделают такие комментарии. Догус подозревает, что евреи в стране слишком напуганы, чтобы самим подать такую жалобу. «Поддержка, которую я получил от них после подачи заявления, показала, что это было то, чего они ждали долгое время, но не смогли сделать это сами».
Большинство людей, с которыми связалась The Media Line для интервью, отказались говорить – от журналистов до историков и членов местных еврейских организаций. Один член еврейской общины Турции, который работает консультантом в Стамбуле, говорит, что существует слишком большой риск, связанный с подобным выступлением. Он попросил не называть его имени: «Они, конечно, никогда не смогут рассказать журналисту и объяснить, как они на самом деле себя чувствуют, потому что это поставило бы общину под угрозу». Он говорит, что антисемитизм усилился за последние несколько лет и жить в Турции стало настолько сложно, что он подал заявку на гражданство Португалии и планирует покинуть страну.
Он не единственный. В 2017 году еврейская газета Forward сообщила, что почти 4700 евреев в Турции подали заявку или получили паспорта Испании, Португалии и Израиля. Большинство турецких евреев являются потомками тех, кто приехал в регион скрываясь от испанской инквизиции. Консультант подчеркивает, что давление, с которым сталкиваются евреи в Турции, похоже на давление на другие меньшинства, такие как армянское и греческое. Это давление только увеличилось, поскольку репрессии после прошлогоднего неудачного государственного переворота продолжаются: около 50 000 арестовано и 150 000 человек отстранено или уволено с работы: «Если вы не практикующий мусульманин, если вы не идете и не молитесь в мечетях, если у вас нет жены, которая закрыта … тогда вы не из тех, кого хотят принять, таких людей много», – говорит консультант.
Кинорежиссер Амадо, опасается, что еврейская община сокращается, люди покидают страну и старшее поколение постепенно угасает. Он, как и другие, подчеркивает, что, хотя времена стали более жесткими, повседневная жизнь продолжается и что он не чувствует непосредственной угрозы для общины. Но беспокойство о том, будет ли это продолжаться, подспудно сохраняется. «Этот консерватизм, не поймите меня неправильно, просто есть другая часть, которую я считаю само собой разумеющейся, что все же никто не должен рисовать свастики на стене синагоги».