«Страшное время для того, чтобы быть сионистом»: неужели лучший университет Африки больше не является гостеприимным местом для евреев?
Университет Кейптауна (UCT) на протяжении десятилетий был любимым университетом для южноафриканских евреев, сообщает «Haaretz».
Связи евреев с университетом, неоднократно признаваемым лучшим университетом Африки, настолько глубоки, что его знаменитая команда по регби называется «Айки-тигры». Немногие южноафриканцы знают, что «айки» когда-то использовалось как эпитет для евреев, и именно необычно большая еврейская студенческая община университета вдохновила название команды. Теперь у него есть еще один знак отличия: на него подал в суд один из ее профессоров за принятие резолюций, которые близки к тотальному бойкоту израильской науки, при этом отвергая широко распространенное определение антисемитизма.
В иске, поданном в Верховный суд Южной Африки в прошлом месяце, директор университетского Центра иудейских исследований Айзека и Джесси Каплан профессор Адам Мендельсон, заявил, что резолюции могут поставить под угрозу его способность проводить исследования и нарушить его свободу научных исследований. Резолюции, принятые в июне советом университета (его высшим органом принятия решений), предусматривают, что «ни один преподаватель UCT не может вступать в отношения или продолжать отношения с любой исследовательской организацией или сетью, чьи авторы связаны с ЦАХАЛом или более широким израильским военным истеблишментом».
Учитывая, что большинство израильтян по закону обязаны служить в ЦАХАЛе и, следовательно, иметь какую-либо связь с армией, это может фактически лишить права сотрудничать с подавляющим большинством израильских ученых и преподавателей. Резолюции также отвергают определение антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте (IHRA) — наиболее широко используемое в мире — за его «смешение критики сионизма и политики Израиля с антисемитизмом».
Университет Кейптауна — не единственный южноафриканский институт высшего образования, который ввел такой бойкот, но он самый известный и престижный — и единственный со сравнительно большим количеством студентов-евреев. В нем обучается около 400 студентов-евреев при общем количестве студентов в 29000. «Мы считаем, что совет университета — фактически его попечители — действовал нерационально, приняв эти плохо сформулированные резолюции», — заявил Мендельсон «Haaretz». «В Южной Африке свобода научной деятельности является конституционно защищенным правом. Совет университета одновременно перешел границы, приняв резолюции, которые нарушают это право, и пренебрег своей уставной обязанностью защищать интересы университета».
В своих письменных показаниях под присягой Мендельсон, который также является главой кафедры исторических исследований университета, говорит, что его исследования, которые сосредоточены на современной еврейской истории и часто связаны или вовлекают граждан Израиля, которые могли служить в ЦАХАЛе, могут быть затронуты этими масштабными, «иррациональными» резолюциями. «Учитывая необдуманную формулировку этих резолюций, нам остается только гадать об их влиянии на ученых, которые сотрудничают с израильскими коллегами или являются членами более крупных исследовательских консорциумов, включающих израильтян», — отметил он.
Мендельсон — главный исследователь в проекте по отслеживанию антисемитизма в социальных сетях в Южной Африке. «В центре этого исследования — свобода определения антисемитизма», — подчеркнул он. «Решение отклонить определение IHRA потенциально накладывает ограничения на это». Резолюции, принятые в университете, которые еще не выполнены, следует рассматривать в более широком контексте напряженных отношений ЮАР с Израилем.
С 2018 года, когда ЮАР отозвала своего посла из Израиля, дипломатические отношения между двумя странами были ограниченными. Напряженность обострилась в декабре, когда африканское государство подало иск против Израиля в Международный суд, утверждая, что он совершает геноцид в секторе Газа. Правящий в ЮАР Африканский национальный конгресс давно поддерживает палестинцев. Действительно, в мире мало других стран с такой значительной еврейской общиной — около 50000 человек, согласно Институту еврейских политических исследований — чье правительство так же враждебно относится к Израилю.
В результате преподаватели и студенты – евреи Университета Кейптауна говорят, что за последний год они столкнулись с суровой реальностью. Показателем того, насколько уязвимыми себя чувствуют многие из них, является тот факт, что большинство студентов, согласившихся дать интервью, не хотели, чтобы их имена были опубликованы. «Сейчас страшно быть евреем – сионистом в UCT и в Южной Африке в целом», — заявила аспирантка Эстер (имя изменено). «Когда началась война 7 октября, я чувствовала, что не могу обратиться за поддержкой ни к одному сотруднику или студенту университета из числа неевреев, опасаясь, что они обвинят меня в поддержке «геноцида». Даже о ношении чего-либо с надписями на иврите нужно подумать перед тем, как войти в кампус». Она беспокоится, что новые резолюции могут потенциально подвергнуть студентов-евреев, таких, как она, дальнейшему преследованию. «Если бы кто-то напал на меня за то, что я ношу футболку с надписью «Am Yisrael Chai» «Народ Израиля жив», это не было бы воспринято как антисемитизм. Это было бы «антисионизмом». Совпадение этих двух понятий больше не допускается».
Гидеон (имя изменено), студент бизнес-факультета из Йоханнесбурга, вспоминает, как в начале этого года он сидел на занятиях, когда профессор начал лекцию, осуждая израильскую «оккупацию» и называя ЦАХАЛ IOF — израильскими оккупационными силами. «Это было очень неудобно», — рассказал он. Во время ежегодного мероприятия «Неделя апартеида в Израиле», которое проводилось в кампусе в марте, группа студентов-евреев провела собственную контрдемонстрацию и несла фотографии израильских заложников в Газе, чтобы привлечь внимание к их тяжелому положению. «Нас окружила тысяча человек, которые обзывали нас и кричали на нас», — рассказал студент бизнес-факультета. На этом протесте пропалестинский протестующий сорвал кипу со студента – еврея. В следующем месяце студент – художник установил в центре кампуса инсталляцию, копирующую мемориальную доску Аушвица и описывающую израильтян как нацистов. В июне профессор права – нееврей Антон Фаган, который не соглашался с антиизраильской позицией университета, был вынужден уйти в отставку после возмущения из-за вопроса, который он включил в экзамен о вымышленном теракте в еврейской школе. Университет не запрещает студентам размахивать флагами ХАМАСа и «Хезболлы» на территории кампуса или приглашать представителей этих организаций, которые во многих западных странах считаются террористическими, для выступления перед студентами. Он также не предпринял никаких действий против Палестинского форума солидарности, студенческой организации, которая открыто праздновала резню 7 октября 2023 года и продолжает призывать к уничтожению Израиля насильственными методами.
«Это был тяжелый год, и в своей роли я столкнулась с большим количеством ненависти», — рассказала студентка юридического факультета университета Руби Капелюшник, которая также является заместителем председателя Южноафриканского союза еврейских студентов в Западной Капской провинции. Она говорит, что потеряла друзей из-за своих политических убеждений, но это не заставило ее замолчать. «Если мы не продолжим гордиться своей принадлежностью к еврейству, наши голоса будут заглушены», — заявила она. «Мы должны продолжать бороться». Учитывая эту атмосферу, аспирантка Эстер заметила, что она приветствует решение профессора Мендельсона бросить вызов университету в суде. «Мы пытались выдержать эту бурю», — подчеркнула она. «Однако недавние антиизраильские резолюции совета задели многих из нас за живое. Внезапно университет получил возможность различать, что является антисионистским, а что антисемитским. Я не знаю, чего они ожидали — что мы уйдем тихо, не пытаясь защитить наши вековые убеждения и ценности просто потому, что они за это проголосовали?»
Дэвид (имя изменено), студент гуманитарного факультета из Йоханнесбурга, также рад судебному иску, возбужденному против его университета. «Было приятно, что кто-то из членов учреждения спокойно встал и сказал: «В вашей логике есть пробелы»», — заявил он. Хотя он говорит, что чувствует себя в безопасности на территории кампуса, Дэвид расстроен все более токсичным характером дискурса относительно израильско-палестинского конфликта. «Я думаю, что студенты более поляризованы, чем когда-либо. И это приводит к тому, что люди не разговаривают друг с другом», — отметил он. «Я думаю, что очень расстраивает, что я не говорю с людьми, с которыми я не согласен, поскольку университет не должен быть таким», — добавил он. «Это большое разочарование, потому что я действительно ожидал пространства, которое было бы более открытым для дискуссий, более открытым для различных идей».
Другой студент бакалавриата, говоря анонимно, заявил, что проблема для студентов-евреев в кампусе заключается не столько в «физической безопасности», сколько в «идеологической безопасности». «Как очень прогрессивный университет, UCT приветствует каждого человека, как бы он ни себя ни идентифицировал. Но на самом деле кажется, что единственные, кто не приветствуется, — это сионисты», — говорит этот студент, который носит кипу. Поскольку он заметен как еврей, он часто слышит антисемитские комментарии, направленные на него. «Я думаю, это просто очень сильно показывает связь между антисионизмом и антисемитизмом», — говорит он. «Я думаю, что страшно, что многие студенты считают, что сионисты не приветствуются. И теперь это поддерживается советом и сотрудниками UCT».
Еще одна студентка – гуманитарий первого года обучения, которая не согласился назвать свое имя, разделяет это мнение. «Я училась в UCT только после 7 октября, поэтому я никогда не чувствовала себя в полной безопасности как еврейка, и я никогда не чувствовала себя в безопасности как сионистка на территории кампуса», — заявила она. Она отмечает, что многие из ее профессоров называют Израиль «геноцидным» и «апартеидным» государством, и она «рада», что Мендельсон оспаривает резолюции о бойкоте.
Эта враждебная атмосфера может объяснить, почему все большее число студентов-евреев тяготеет к близлежащему университету Стелленбоша в Западной Капской провинции. За последние пять лет численность студентов-евреев там утроилась до 150. Раввин Хананья Дути, который недавно стал первым раввином «Хабада» в Стелленбоше, связывает этот всплеск с «политической» и «антисемитской» обстановкой в Университете Кейптауна. «Студенты – евреи хотят пойти туда, где они могут просто быть собой», — говорит он.
Иск Мендельсона включает пять подтверждающих заявлений от его коллег. «Совет не является международным судом, способным выносить решения по спорным и разделяющим конфликтам на Ближнем Востоке», — заявил один из них, профессор организационной психологии Джеффри Багрейм. «Также неуместно, чтобы он выносил решение по текущим научным дебатам, отвергая наиболее широко принятое рабочее определение антисемитизма. Поддержание резолюций запятнает репутацию UCT, окажет негативное влияние на научное сотрудничество и финансирование и подорвет научные проекты». Тем не менее говорит Багрейм, он чувствует себя комфортно, будучи евреем в кампусе, и не считает, что это небезопасное место для студентов и сотрудников – евреев, несмотря на «растущие очаги ненависти, антисионистского безобразия».
Доцент кафедры физики в университете Марк Блюменталь заявил, что в случае реализации резолюция напрямую повлияет на его исследования. «Резолюция в ее нынешнем виде плохо определена, и, учитывая, что в Израиле существует воинская повинность, ее можно толковать так, что никакое сотрудничество не может иметь места с любым гражданином Израиля, который когда-либо служил в ЦАХАЛе», — говорит Блюменталь, который также представил показания под присягой. Он входит в группу ученых UCT, которая сотрудничает с командой из Еврейского университета в Иерусалиме, а также участвует в проекте, связанном с Европейским советом по ядерным исследованиям, активным членом которого является Израиль. «Эта резолюция, таким образом, может быть использована для того, чтобы помешать моей группе продолжать такие проекты», — подчеркнул он.
Еще одно заявление под присягой было подано выпускником UCT Тревором Норвицем, который был председателем Фонда UCT — международного органа по сбору средств, который за эти годы собрал для университета более 60 миллионов долларов. В прошлом году он ушел в отставку в знак протеста против того, что он назвал антиизраильской позицией университета. В интервью «Haaretz» из Нью-Йорка он заявил: «У UCT есть давняя и гордая связь с евреями. К сожалению, из-за нынешней политики ЮАР среди некоторых преподавателей и впечатлительных студентов давно существует пропалестинское предубеждение. За 20 лет работы председателем Фонда UCT в Соединенных Штатах мне часто приходилось сталкиваться с выпускниками, которые были возмущены тем, что они считали растущей антиизраильской и антисемитской тенденцией в UCT. «Но за все эти годы руководство университета никогда не позволяло этим настроениям влиять на безопасность студентов-евреев, подрывать свободу научных исследований или подавлять основные цели университета — образование и исследования. «Очень жаль, что небольшая группа антиизраильских активистов оппортунистически захватила процесс управления университетом, чтобы сделать именно это», — заявил он. Норвиц заметил, что надеется, что совет «увидит свет — или суды заставят их сделать это — прежде, чем этому замечательному и жизненно важному учреждению будет нанесен реальный вред».
На просьбу прокомментировать ситуацию пресс-секретарь Университета Кейптауна Элайджа Мохолола заявил: «UCT принял к сведению заявление, поданное в Верховный суд Западной Капской провинции научным сотрудником учреждения. UCT рассматривает этот вопрос и отреагирует в рамках соответствующих процессов».