Лидер итальянских евреев заявил, что новый фонд возмещения ущерба жертвам Холокоста в размере 67 миллионов долларов — это шутка
Итальянское правительство в июле согласилось выплатить компенсацию за Холокост от имени Германии через недавно созданный фонд, что вызвало неоднозначную реакцию со стороны евреев страны, пишет журналист «The Times of Israel» Джованни Винья.
Создание фонда было одобрено правительством бывшего премьер-министра Марио Драги в апреле 2022 года после судебной тяжбы в высшем суде ООН между Германией и Италией по поводу продолжающихся гражданских исков против Германии из-за военных преступлений нацистов. В прошлом месяце фонду был официально выделен 61 миллион евро (примерно 67 миллионов долларов), которые будут постепенно выделяться до 2026 года. Деньги предназначены для выплаты компенсаций жертвам нацистских преступлений, включая евреев, рома и политических заключенных.
Биче Пароди, дочь выжившего в Аушвице, которая потеряла всю свою семью во время Холокоста, поспешила подать иск в фонд. «Мы с сестрой подали в суд из принципа», — заявила Пароди «The Times of Israel». «Итальянцы так и не смирились с прошлым. В Германии был Нюрнбергский процесс, а в Италии после освобождения не было глубокого осмысления того, что произошло при фашизме». Пароди рассказала, что ее ныне покойная мать, Пьера Соннино, была писательницей, которая занималась просветительской работой о Холокосте. По словам Пароди, Соннино получила пособие в результате Боннских соглашений 1961 года, по которым Германия выплатила Италии эквивалент 1,5 миллиарда евро (1,65 миллиарда долларов) в нынешних деньгах. Но, по ее словам, она и ее сестра делают дополнительные заявления чтобы «распространить осведомленность среди итальянцев».
По словам адвоката Филиппо Биоле, подавшего новый иск от имени Пароди, Боннские соглашения не смогли в достаточной мере помочь жертвам. «Эти соглашения предусматривали, что Италия освободит Германию от дальнейших требований о компенсации, но это урегулирование не распространяется на иски, которые могли быть поданы итальянскими гражданами в последующие годы», — рассказал Биоле. Тем временем Союз итальянских еврейских общин (UCEI) подверг новый фонд резкой критике за аналогичные попытки снять с себя ответственность за частные претензии.
«Несмотря на то, что фонд был создан, юристы итальянского правительства утверждают, что 800 исков были отклонены из-за того, что у них истек срок давности — даже если они касаются преступлений против человечности, у которых нет конкретного срока давности», — заявил вице-президент UCEI Джулио Дисеньи. Дисеньи назвал эту позицию «скандальной позицией, лишившей еврейский мир дара речи». Пресс-служба правительства Италии не ответила на многочисленные просьбы о комментариях.
В первом варианте законопроекта об учреждении фонда в 2022 году устанавливался крайний срок в 30 дней с даты публикации для подачи иска потерпевшими. «Было бы очень сложно решить подать в суд, собрать документацию и выбрать компетентного юриста за такое короткое время», — заметил Дисеньи. «Срок продлевался несколько раз, последний раз до 28 июня 2023 года». Утверждение законопроекта в прошлом году было направлено на то, чтобы помочь разрешить давний юридический и дипломатический спор между Италией и Германией после того, как римский суд разрешил обратить взыскание на несколько объектов немецкой недвижимости в качестве компенсации жертвам, подавшим в суд на Германию за нацистские преступления.
Фонд позволяет Италии платить заявителям вместо Германии, теоретически умиротворяя жертв Холокоста и их семьи вместе с правительством Германии. Но, по мнению Биоле, 61 млн евро, выделенных в июле правительством премьер-министра Италии Джорджии Мелони, недостаточно в свете более чем 800 незавершенных судебных исков, в которых участвует более 13000 человек (многие судебные иски являются коллективными или групповыми).
В 1938 году в Италии при фашистском диктаторе Бенито Муссолини были приняты антиеврейские законы, строго ограничивавшие евреев в профессиональном, коммерческом и социальном плане. В общей сложности 7680 из 44500 евреев Италии погибли во время Холокоста после того, как Германия оккупировала часть Италии в 1943 году. Биоле рассказал, что уже шли разговоры об увеличении суммы, особенно в свете недавнего постановления Конституционного суда о том, что компенсация должна быть полностью выплачена итальянским государством.
По словам Биоле, правительство пытается платить как можно меньше и учредило фонд временным указом — экстренной мерой, не требующей голосования — таким образом, избегая парламентских дебатов по этой теме и избегая внимания средств массовой информации. Биоле заявил, что с низкой суммой связано и чрезвычайно короткое 30-дневное окно, которое правительство первоначально выделило для подачи исков, и что продление было предоставлено только после того, как первоначальные сроки вызвали возмущение у участников. Он добавил, что правительственные юристы также потребовали, чтобы предыдущие выплаты компенсации за нацистские военные преступления были вычтены из сумм, присужденных жертвам судами.
Глубоко личное дело
Мать Пароди, Пьера Соннино, потеряла всю свою семью в нацистских лагерях смерти. В 1944 году в возрасте 22 лет она была арестована вместе со своими родителями, Этторе Соннино и Джорджиной Милани, а также пятью братьями и сестрами, Паоло, Роберто, Марией Луизой, Биче и Джорджио, из-за доносчика, который предал их в обмен на вознаграждение. Все они были депортированы в Аушвиц. «Моих бабушку и дедушку немедленно отправили в газовые камеры, потому что они считались слишком старыми, — рассказала Пароди, — а мои дяди умерли раньше своих сестер, потому что они были более хрупкими». «Марию Луизу перевезли во Флоссенбург, где она была убита, а Биче умерла от голода и болезней, погребенная под снегом возле лачуги, на глазах моей матери, которая каждое утро проходила мимо трупа своей сестры». Когда она вернулась в Италию из Аушвица, Соннино нашла доносчика. «Вернувшись домой, моя мать прошла пять лет лечения в больнице, чтобы снова встать на ноги», — заявила Пароди. «В этот период она провела расследование, чтобы выяснить, что случилось с ее родственниками, и узнала, кто их предал. Цена за выдачу еврея была 1000 лир. Доносчик заработал в общей сложности 8000 лир, что в то время было эквивалентно зарплате за восемь месяцев».
Пароди рассказала, что, когда ее мать вернулась домой в Геную, она попыталась добиться социальных и политических изменений своей личной историей, усердно работая над тем, чтобы информировать людей о масштабах трагедии евреев, рома, гомосексуалистов и коммунистов. В 1960-х Соннино написала мемуары под названием «La notte di Auschwitz» («Ночь Аушвица»). В 2004 году мемуары были опубликованы под названием «Questo è stato. Una famiglia italiana nei lager». Английское издание, опубликованное «Palgrave Macmillan» в 2006 году, называется «Это случилось: итальянская семья в Аушвице». Биоле не просто представляет Пароди; он также подал в суд на Германию от имени своей семьи, чтобы получить компенсацию за убийство четырех родственников — двоюродного деда Бруно Де Бенедетти, тети Иды Фоа, ее мужа Артуро Валабреги и их сына Лучано Валабреги — которые погибли в концентрационных лагерях Дахау, Освенцим и Флоссенбург, Биоле и его родственники одними из первых подали иск в мае 2022 года, вскоре после объявления о создании фонда.
По словам Биоле, многие люди ждали подачи исков из-за затянувшегося судебного спора между Германией и Италией, который теперь, похоже, закончился с созданием фонда. «Членам семей очень больно переживать такие драматические события», — заявил Биоле. «Вот почему в прошлом многие люди даже не пытались требовать компенсации, пока не представилась возможность, предлагаемая этой директивой». По данным Дисеньи, средства, выделенные правительством Мелони, и близко не соизмеримы с отвратительностью совершенных преступлений. «В целом мы думаем, что эта директива — шутка», — заметил Дисеньи.