Новые документальные фильмы разоблачают вину Литвы в Холокосте
Спустя семьдесят восемь лет после Холокоста два новых документальных фильма проливают свет на роль литовских властей в убийстве евреев, пишет журналист «Jewish Journal» Ари Л. Нунан.
Ни «Я обвиняю» («J’Accuse»), ни «Балтийская правда» официально не были выпущены, однако «Я обвиняю» будет показан в синагоге «Рамат-Цион» в Нортридже 8 января. Документальные фильмы получили награды более чем на двух десятках международных кинофестивалей. Городской совет Западного Голливуда соберется 23 января и проголосует за то, чтобы отметить День памяти жертв Холокоста. Если это решение будет принято, будет назначена дата показа «Балтийской правды» в залах Совета. Почетный консул Республики Того и заместитель декана консульского корпуса Лос-Анджелеса Грант Гочин, посвятил последние 33 года публичному осуждению центральной роли Литвы в Холокосте в Балтийском регионе, сделав разоблачение этого преступления Литвой главным делом своей жизни.
С начала 1990-х годов Гочин подал более 24 исков против правительства Литвы, и все они были отклонены. «Я не прошу о помощи», — заявил Гочин. «Я не рассчитываю на успех. Другие не добились этого, и я тоже». Он назвал «отсутствие стыда в Литве и постоянное прославление убийц просто мучительными». «Это убивает жертв во второй раз». Хотя все три прибалтийские страны убивали своих евреев во время Холокоста, Гочин говорит, что степень вины сильно различалась. «Это были нацисты и всего несколько эстонцев убили около 1000 евреев в Эстонии», — заявил он. «Это были нацисты и довольно много латышей, которые убили около 80 000 евреев в Латвии. В Литве евреев начали убивать еще до того, как нацисты предложили эту идею».
«Балтийская правда», где текст читает израильский певец Дуду Фишер в равной степени о Латвии и Литве, а «Я обвиняю» — исключительно о Литве. Гочин заявил, что первый фильм фокусируется на «ревизионизме Холокоста в Латвии и искажение Холокоста в Литве». В «Я обвиняю» чередуются комментарии Гочина и Сильвии Фоти, внучки нацистского коллаборациониста в Литве. По словам ее матери и бабушки, эта христианка из Чикаго выросла с верой в то, что ее дед, Йонас Норейка, был героем военного времени. Фоти пообещала умиравшей матери, что напишет книгу о дедушке. Но ее исследование раскрыло нацистское прошлое и вину ее уважаемого дедушки. Теперь Гочин называет Фоти, которую прошлой весной наградили городские власти Беверли-Хиллз, «вероятно, ведущим голосом в мире против ревизионизма Холокоста».
Еженедельник «South African Jewish Report» опубликовал один из первых обзоров «Я обвиняю»: «Размышляя о Холокосте в Литве, некоторые из нас могут думать об ужасе только на расстоянии или в малых дозах. Но режиссер «Я обвиняю» Михаэль Крецмер взял на себя обязательство внимательно посмотреть на это в новом документальном фильме, который разоблачает безнравственность убийства и ставит под сомнение отрицание Холокоста Литвой». Гочин и Крецмер встретились по замечательному совпадению, которое привело к тому, что он и Фоти сыграли главные роли. «Одним из местечек, откуда были мои родные, и был Биржай в Литве», — рассказал Гочин. «После того, как Крецмер снял документальный фильм о Биржае, я посмотрел его в Интернете и не согласился с некоторыми его данными. Поэтому я связался с ним в «Фейсбуке» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией). «Моя борьба с литовским правительством была публичной — и Михаэль это видел. Его осознание того, как его обманули, стало возмущением. Михаэль спросил, может ли он снять об этом документальный фильм. Сильвия и я согласились. Это полностью его документальный фильм. У нас не было никакого контроля или информации».
Крецмер объяснил своей южноафриканской аудитории, что его страсть к изучению прошлого зародилась в 2019 году. «Я впервые поехал в Литву, — рассказал он, — чтобы произнести кадиш на открытии памятника, посвященного жертвам Биржайской резни. Убийство было настолько всеобъемлющим, что наши эксперты смогли назвать лишь 550 из 2400 евреев, безжалостно убитых в тот день. Из этого числа десятки были Крецмерами. С тех пор я считаю своим долгом рассказать историю о том, что произошло тогда и что происходит в Литве сегодня».
Поскольку изучение тенденций и истории стран Балтии не является приоритетом школ западного мира, неудивительно было услышать откровенное замечание от почетного консула Эстонии в Лос-Анджелесе Яака Треймана. «Наша проблема в том, что многие люди объединяют все страны Балтии», — заявил он журналу, отметив, что существуют важные различия. В то время как население Эстонии и Латвии в прошлом и сейчас одинаково, положение евреев в Латвии в годы Холокоста было заметно более суровым. По меньшей мере половина из 4500 евреев Эстонии бежала, когда Советский Союз присоединил страну в 1940 году, и восемь десятилетий спустя еврейская община остается крошечной. Трейман с гордостью заметил, что «сегодня в Эстонии хорошие отношения между евреями и неевреями». С наступлением нового года потомки литовских жертв Холокоста надеются, что самая настойчивая просьба Гочина, наконец, будет услышана. «Все, о чем я прошу их, — это говорить правду», – заметил он.