Эмоциональная встреча валлийца с дочерью ребенка, которого его семья спасла во время Второй мировой войны
Мужчина, чьи бабушка и дедушка рисковали своими жизнями, защищая еврейскую девочку во время Второй мировой войны, встретился с ее дочерью почти 80 лет спустя, пишет «Wales Online».
Сьюз ван дер Бийл было всего пять лет, когда в 1944 году ее спрятала на чердаке в Нидерландах семья, участвовавшая в голландском сопротивлении во время войны. Оба ее родителя вместе с братом и сестрой были убиты в лагере смерти Собибор в оккупированной нацистами Польше, где было убито около 250000 евреев. Отважной парой, спасшей Сьюз, были Йост и Анна Шоэн, которые скрыли настоящее имя ребенка, выдав ее за собственную дочь. Когда война наконец закончилась, Сьюз воссоединилась со своей выжившей семьей в Нидерландах, но позже переехала в США. В конце концов она вышла замуж и родила двух дочерей — Арлин и Дайан.
Теперь одна из ее дочерей, Арлин Кеннеди, отправилась из США в Уэльс, чтобы встретиться с Крисом Шоэном — внуком пары, спасшей жизнь ее матери.
В последнем эпизоде «Gwesty Aduniad» (в переводе «Отель воссоединения») на S4C, который вышел в эфир на этой неделе, они впервые встретились и поделились своими историями. Крис, 70-летний типограф на пенсии из Пенигроуса в Гвинеде, вырос, зная, что его отец Яап скрылся, чтобы его не отправили в исправительно-трудовой лагерь. Затем после войны Яап присоединился к голландской армии и был отправлен на обучение в Великобританию, где он встретил свою будущую жену Памелу в Вулверхэмптоне. Они поженились в 1947 году, прежде чем семья переехала в Кардифф. Во время эпизода Крис объяснил, что он видел кадры свадьбы Сьюз, когда был ребенком, и что его отец рассказал ему историю о «маленькой еврейской девочке, которую они спрятали».
Крис рассказал: «Йост и Анна были известны своей патриотичностью, к ним обратилось голландское Сопротивление и попросило присмотреть за этой маленькой девочкой. Ее мать передала ее Сопротивлению, потому что знала, что ее, ее мужа и двоих их старших детей собиралось забрать гестапо — их отправили в Собибор и вскоре после прибытия убили в газовых камерах. Моя бабушка, в частности, была очень дерзкой женщиной — она сажала оранжевые цветы (символ правящей династии страны) возле дома, и нацисты вырывали их, но она все равно сажала их заново. Они участвовали в укрытии летчиков союзников, сбитых в Нидерландах, и использовала радиопередатчик и печатный станок для передачи информации — Сьюз даже спала под печатным станком на чердаке.
Гестапо обыскало их дом, но в нем было два чердака, и они обыскали не тот — другой был заложен, и они его не обыскивали. Они спросили Сьюз, что находится на чердаке, и она ответила: «Мыши». «Но это было опасно. В соседней деревне всех молодых людей увезли на принудительные работы в Германию, и немногие вернулись обратно. Мой отец, Яап, который был молодым человеком чуть старше 20 лет, провел остаток войны, переходя из укрытия в укрытие, чтобы избежать чего-то подобного». Несмотря на то, что он гордый валлиец, Крис заявил, что всегда гордился семейной связью с Нидерландами и маленькой девочкой, которую спасла его семья. В детстве у него были семейные каникулы со своими голландскими родственниками, которых также посещали Сьюз и ее дочери из США, но встретились они только в сериале.
На вопрос Криса, каково было матери Арлин после войны, Арлин ответила: «Мать моей матери была одной из шести детей. Из шести детей после войны остались только двое — четверо погибли. Ее тетя Клара и ее тетя Эльза выжили. «Клара, двое ее сыновей тоже прятались в таких семьях, как у твоей бабушки и дедушки. Поэтому после войны они договорились, что тот, кто выживет, встретится в доме двоюродного брата. Очевидно, они, как мне сказали, решили, что тот, кто переживет войну, будет заботиться о детях друг друга. Клара выжила. Она была в нескольких концлагерях. Она была действительно больна и выжила. Она нашла мою мать и двоих собственных детей, которые скрывались. Итак, примерно через полгода они все перебрались через Эллис-Айленд».
Арлин проделала весь путь из Бостона, чтобы встретиться с Крисом. Во время программы она заявила: «Если бы они не спасли мою маму, меня бы здесь не было. Нам повезло – нам всем повезло, что они оказались в нужное время, в нужном месте. Я с нетерпением ждала встречи с Крисом и знакомства с ним. И я хочу знать, что он знает — он может знать то, чего не знаю я. Так что это еще одна часть головоломки. «Я очень горжусь всем, что сделали эти люди, потому что их могли убить, если бы нацисты узнали, что они прячут маленькую еврейскую девочку. Если бы эта семья не спасла мою маму, ее бы не было в живых, меня бы не было в живых, моих сыновей, внуков. Это нечто особенное».