Отказ Канады раскрыть имена нацистских военных преступников “возмутил” правозащитную организацию
На этой неделе канадская еврейская организация раскритиковала федеральное правительство за отклонение запроса о свободе информации (FOI) о предоставлении документов, раскрывающих имена немецких эмигрантов, в отношении которых правительство в 1980-х годах проводило расследование, подозревая их в том, что они были нацистскими военными преступниками, пишет журналист “The Algemeiner” Дион Дж. Пьер.
8 августа “B’nai Brith Canada” заявила, что офис, созданный в соответствии с Канадским законом о доступе к информации и конфиденциальности (AITP), сообщил группе, что потребуется “необоснованно большое” количество времени для составления списка имен, запрошенных в его FOI. Член Юридического общества “Matas Law Society” Дэвид Розенфельд, в настоящее время предоставляющий юридические консультации “B’nai Brith”, назвал систему AITP по обработке запросов о свободе информации “серьезно испорченной” и заявил, что организация была “возмущена отказом правительства”.
В 1985 году, после появления сообщений о том, что нацистский врач Йозеф Менгеле запросил разрешения на переезд в Канаду в 1962 году, премьер-министр Канады Брайан Малруни создал комиссию Дешена, поручив ей определить, проживают ли в стране нацисты и если да, то сколько. Комиссия сообщила, что Канада укрывала нацистских эмигрантов после Второй мировой войны, установив, что страна была “свалкой” для бывших нацистов, размещенных там сотрудниками американской разведки и Королевской канадской конной полиции. Она также рекомендовала, чтобы 20 выявленных им нацистских военных преступников были отданы под суд, и чтобы было проведено расследование происхождения нескольких сотен других иммигрантов. Но большая часть отчета комиссии Дешена была засекречена, включая имена подозреваемых бывших нацистов.
В то время канадское правительство объяснило, что подобная секретность гарантирует, что они получат надлежащую судебную процедуру. В конечном счете обвинения были предъявлены четверым, причем осужден был только один (еще один был оправдан, а обвинения в отношении еще двоих были сняты). “Предположение о том, что потребуется 3,5 года, чтобы получить документы о нацистских военных преступниках, о которых Канада знала десятилетиями, вызывает сожаление”, – говорится в заявлении Розенфельда. “Этот ответ еще раз подтверждает срочность запроса “B’nai Brith” о получении доступа к этим материалам — для обеспечения того, чтобы такие документы были надлежащим образом сохранены и легкодоступны для общественности, а также для привлечения к ответственности нацистских военных преступников, которые, возможно, бежали из Канады или которые, возможно, все еще находятся в Канаде, и избежали депортации и обвинения”.
Директор по правовым вопросам “B’nai Brith Canada” Сэм Голдштейн поддержал призывы Розенфельда к полному раскрытию информации, отметив, что у нас все еще есть несколько жертв Холокоста, которые могут выступить в качестве свидетелей. “Если мы не сможем получить эти документы достаточно быстро, мы бы подумали о присоединении к существующему делу, которое требует от Национального архива ускорить сроки реагирования”, – продолжил он, имея в виду недавнюю петицию исследователя Майкла Дэгга о судебном приказе, обязывающем обнародовать документы, которых ему было велено ждать 80 лет.
Долгое ожидание исторических документов и другой правительственной информации является обычным явлением в Канаде, сообщило CTV в январе. Адвокат Майкла Дэгга, Пол Чемп, заявил телеканалу, что правительственные ведомства рассматривают законодательство о доступе к информации как неудобство, которое они могут игнорировать и должны “облегчить канадцам доступ к документам, а не помогать скрывать государственные секреты”.