Спустя 500 лет после изгнания евреев в Испании наконец-то появилась винодельня, производящая кошерное вино
В 100 милях к юго-западу от Барселоны, в регионе Приорато, находится винодельня «Celler de Capçanes», скрытая среди крутых холмов и величественных гор провинции Таррагона, пишет Орхе Кастельяно, мадридский корреспондент JTA.
Кооперативная винодельня, основанная в 1933 году, на протяжении десятилетий неуклонно укрепляла свою репутацию благодаря высококачественным винам. А в 1995 году к ней обратились с необычной просьбой еврейская семья из Барселоны, искавшая вино местного производства. Они поинтересовались, не захочет ли винодельня производить одно из первых кошерных вин Испании за сотни лет. Евреи играли значительную роль в производстве вина в Испании на протяжении веков — до тех пор, пока они не были изгнаны в 1492 году. Несмотря на то, что страна, которая может похвастаться самой большой в мире областью выращивания винограда, в последние десятилетия пыталась развивать свою еврейскую общину, местным евреям не хватало хорошего выбора кошерного вина местного производства. Но в последние годы все больше еврейских и нееврейских виноделов вышли на испанский кошерный рынок, возродив утерянную кошерную винную линию страны, от Ла-Риохи до Каталонии через Риберу-дель-Дуэро, Кастилию-Ла-Манчу и Андалусию.
Одновременно государственные и частные учреждения, такие как Сеть испанских еврейских кварталов и Федерация еврейских общин Испании, выступили с инициативой «Сефардские виноградники», чтобы поддержать эту тенденцию. Решение сказать «да» в 1995 году оказалось для компании «Celler de Capçanes» разумным с точки зрения бизнеса. В настоящее время компания продает свое кошерное вино по всему миру со своей базы в провинции Таррагона, которую многие включают в списки самых качественных винодельческих регионов мира.
«В деревне нет евреев, но члены католического кооператива вложили свои средства в разработку кошерного вина», — рассказал Юрген Вагнер, энолог-нееврей и менеджер по экспорту компании «Celler de Capçanes». «И мы совмещаем ремесленный характер тысячелетней традиции, создавая вино так, как это делали сотни лет назад, с заботой и современными знаниями». Решение винодельни производить кошерное вино, которое сейчас составляет около 5% от общего объема производства, дало ей возможность провести реструктуризацию и модернизацию. Сегодня она включает технологию, которая позволяет ей отбирать, разделять и винифицировать небольшие количества фруктов в соответствии со строгими кошерными стандартами «Ле мевушаль», то есть с ними работают только рабочие-евреи и они не пастеризуются. Флагманский кошерный продукт компании «Celler de Capçanes» – «Цветок примавера» или «Весенний цветок» – помог вывести ее на международный рынок кошерных вин.
Вино состоит из трех сортов винограда – 35% каберне совиньон, 35% гарнача негра и 30% самсо – и выдерживается в течение 12 месяцев в новых и однолетних кошерных бочках из французского дуба. «Для нас кошерное вино стало ключом к развитию винодельни», — отметил Вагнер. В Таррагоне небольшие виноградники высажены на крутых склонах, до которых невозможно добраться с помощью техники. Вина этого небольшого региона имеют два наименования по происхождению из двух основных винодельческих регионов: «Origin Montsant» и «Origin Priorat». Он стал местом появления новой волны кошерных виноделов Испании. Также здесь находится винодельня «Clos Mesorah Estate», детище Мозеса Коэна, сельскохозяйственного инженера из Касабланки, и Анны Алета, историка и сомелье из Тулузы, которые являются партнерами по бизнесу и жизни. В 1996 году пара купила старый виноградник в Приорато, чтобы вернуть его к яркой жизни в кошерном стиле. Они не знали, что они, вероятно, были первой семьей сефардских евреев, владевших виноградниками в Испании более чем за 500 лет — скорее всего, за полтора тысячелетия, поскольку в средневековой Испании евреям не разрешалось владеть землями или покупать их.
Только в 2003 году, когда они организовали компанию «Elvi Wines», эта пара предпринимателей превратилась из винных экспертов в кошерных виноделов. Но в наши дни их вина производятся в шести различных регионах Испании — Ла-Манча, Риоха, Алелья, Кава, Приорат и Монтсант – и их можно найти более чем в 25 странах, в том числе в меню нескольких ресторанов, отмеченных звездами «Мишлен». В семейном бизнесе используется философия органического и духовного земледелия. «Все мы глубоко погружены в кошерный мир. Это наш подход к вину и его понимание», — рассказала Алета, которая сейчас является генеральным директором «Elvi Wines». «Мы очень ориентированы на традиции. Для нас ритм природы и еврейский календарь — это то, во что мы верим. Ежемесячно мы следуем лунному циклу. Мы привержены биодинамике и экологии».
Фирменный продукт Мозеса и Анны – «Clos Mesorah», очень богатое и фруктовое красное вино из Монтсана, которое часто занимает высокие места в международных рейтингах кошерных вин. На привлекательной этикетке вина изображен отрывок из «Песни песней» («Шир Хаширим») – одной из пяти мегиллот, или свитков, в Танахе, обычно связанных с сексуальностью и свадебными ритуалами в иудаизме. Стих на этикетке ежегодно меняется. Для всех этих кошерных производителей фрукты обычно собирают вручную, без добавления дрожжей, фильтрации, красителей, механических манипуляций или химических добавок. Пищевые добавки животного происхождения строго запрещены в кошерных винах, но использование яиц для очистки вина часто разрешается правилом 1/60 или «битулем» – исключением, предусмотренным, когда запрещенное вещество составляет 1/60 или меньше от общего объема пищи.
Производство контролируется сертифицирующими организациями из Ортодоксального союза в Соединенных Штатах, Федерации кашрута Лондона или местными хабадскими раввинами в Барселоне. Одна из наиболее очевидных проблем, с которыми виноделы сталкиваются каждый год, — это время: в Испании сбор красного винограда начинается в начале сентября и часто приходится на сезон еврейских праздников. Если виноделы не планируют все заранее, все это приводит к катастрофическому производственному сезону.
Однако не все сефардские евреи, которые в настоящее время производят вино в Испании, вернулись. Некоторые никогда не уходили. Это верно в случае Мигеля Фернандеса де Аркайи, генерального директора «Bodegas Fernández de Arcaya» в Лос-Аркосе в Наварре, наследника бесценного еврейского винодельческого опыта его семьи. В 1492 году предки Фернандеса де Аркайи бежали в Королевство Наварра, часть современной Испании, где многие евреи искали убежища, чтобы жить тайной еврейской жизнью. Мигель отвечает за сохранение средневекового сефардского кошерного метода виноделия и истории его семьи с помощью «Alate Kosher», вина, созданного в результате долгого, строгого и секретного процесса с использованием древних биодинамических принципов и вековых иберийских лоз. В результате получается темпранильо — самый популярный в Испании сорт красного вина, аромат которого отдает сливой и спелой вишней с оттенком земляного табака.
«Кошерность — это чистота, вино без добавок, изготовленное с использованием естественных и контролируемых процессов», — рассказал Фернандес де Аркайя. «Для нас вино — это образ жизни, а не бизнес. Так было всегда. Мы производим вино из-за этой потребности, чтобы мы, евреи-сефарды, имели свой собственный продукт и могли производить вино, которое на 100% является кошерным. Все в соответствии с религиозным соблюдением Торы». Алета и Коэн рассматривают свою работу как продолжение связи евреев с землей Испании. «Мы пройдем через эту землю, а лозы останутся там. Мы всего лишь элемент природы, часть биологического разнообразия», — заявил Коэн. «Это наш вклад. Это «месора», еврейская традиция, передаваемая из поколения в поколение».