Еврейская община Тайваня готовится к празднованию Песаха – маски не требуются
Британский художник – еврей Леон Фенстер настолько полюбил Пекин, куда он переехал, что создал пасхальную Агаду, использовав город в качестве темы. Поэтому, когда он уехал из китайской столицы на Тайвань в начале 2020 года, когда началась пандемия, он дал клятву: в следующем году снова в Пекине, пишет «The Jerusalem Post».
Год спустя Фенстер все еще находится на Тайване и не планирует уезжать. В отличие от практически всех евреев мира, он провел год, участвуя в здоровой еврейской общине, живущей нормальной жизнью. Сейчас он каждую недель играет на бонго и поет во время шабатных богослужений Тайваньской еврейской общины, признанной правительством организации для местных евреев. На этой неделе он планирует принять участие в пасхальном седере общины. Для участия зарегистрировалось так много людей, что, по словам организаторов, арендованное ими помещение, где раньше располагалось туристическое агентство, не сможет вместить их всех. Седер будет очень похож на праздник Пурим в общине: в помещении, без масок и с общей едой. Это стало возможным из-за успехов Тайваня в сдерживании Covid-19.
Повседневная жизнь, в том числе религиозная, практически беспрепятственно продолжалась в островном государстве примерно в 100 милях от материкового Китая с самого начала пандемии. В стране с населением 23,5 миллиона человек было зарегистрировано около 1000 случаев Covid и всего 10 смертей, и нет ограничений на собрания. Празднование Хануки собрало около 200 человек, намного больше, чем 60 человек, которые посещают шабатные богослужения по вечерам в пятницу. Как и празднование Пурима в прошлом месяце.
«Мы сказали: «Ну, это, наверное, самое крупное легальное празднование Пурима в мире», – заметил Бен Швалл, президент тайваньской еврейской общины. Швалл назвал свою оценку шуткой, но, вероятно, он был прав. Успешная кампания вакцинации в Израиле не позволила провести крупные праздничные мероприятия. Во многих странах, таких как США и Англия, большие собрания будут запрещены еще несколько месяцев. Другие страны, например Франция, вновь вводят строгие меры изоляции после новых вспышек эпидемии.
Тот факт, что жизнь на Тайване не прерывалась, оказался стимулом для Тайваньской еврейской общины, главной еврейской организации страны за пределами местного форпоста хасидского движения «Хабад-Любавич». В организацию, объединяющую приверженцев разных течений иудаизма, входят около 200 семей, студенты зарубежных университетов, бизнесмены, дипломаты и другие иностранные эмигранты. Кроме того, их друзья, родственники и местные неевреи приходят на шумные мероприятия организации, в основном на трапезы и молитвенные службы, чтобы узнать о еврейской культуре и еде.
По оценке Швалла, 10% участников мероприятий – набожные христиане, многие из которых принадлежат к многочисленным евангелистам и произраильскому населению страны. «Я разговаривал с друзьями в Штатах, и они сказали: «Что, черт возьми, ты делаешь на Тайване?» Я сказал: «Ну, они пробуют здесь новый подход к школьному образованию», – заявил Нил Перец, житель Калифорнии, юрист и предприниматель, который перевез свою семью на Тайвань в 2020 году. Более 25 лет назад Перец работал на дипломатической службе США в Китае, где выучил кантонский диалект. Он начал искать места для переезда после того, как увидел, что две его дочери испытывают трудности с онлайн – обучением, надеясь, что они смогут использовать возможность, чтобы выучить еще один язык. Когда приехала его семья, они испытали небольшой культурный шок, усугубленный тем фактом, что Перец продолжал работать по американскому графику с полдневной разницей во времени. (Тайвань всегда на 12 или 13 часов опережает время на восточном побережье Америки и на 15 или 16 часов опережает время в Калифорнии).
Присоединение к еврейской общине помогло избавиться от чувства неустроенности в семье. Это также привело их к контакту с разнообразными евреями, которые живут на Тайване или просто приезжают сюда. «Я могу быть чем-то вроде еврейского антрополога», – добавил Перец, который ранее посещал реформистскую синагогу в Кремниевой долине. В настоящее время иностранным путешественникам разрешено въезжать на Тайвань по работе или по семейным обстоятельствам при условии, что по прибытии они предъявят отрицательный тест на Covid и будут помещены в карантин. Недавно в пятницу вечером, по словам Переца, он обнаружил, что сидит с французскими гостями; до этого он встречался с австралийцами и американцами. «Но на самом деле это дает отличную возможность для обучения. Потому что я думаю, что если вы находитесь в большой общине, скажем в Штатах, где много инфраструктуры, то вы всегда делаете что-то определенным образом. И вы говорите: «Вот как мы это делаем». И вы не понимаете: «В чем смысл этого?» Так что это действительно заставляет вас думать о таких вещах».
Сейчас община пересматривает некоторые из своих практик. Швалл заявил, что руководство рассматривает возможность покупки здания для синагоги, особенно сейчас, когда арендуемые помещения регулярно переполняются на мероприятиях. Члены общины не платят взносы, поэтому совершить такую покупку может быть непросто. В настоящее время организация финансируется частными донорами. Богослужения также изменились после переезда Фенстера.
Швалл говорит, что Фенстер активизировал общинные услуги, особенно для семей и их детей, с его канторскими навыками, что сделало его достойным наследником традиции давнего раввина общины Эфраима Фердинанда Эйнхорна, которому сейчас 102 года. Эйнхорн, родившийся в Вене, получивший образование в Европе и рукоположенный в Лондоне, напрямую связан с еврейским прошлым Тайваня. После заключения в 1950-х годах соглашения об обороне между США и Тайванем прибыли американские военные и чиновники. В последующие десятилетия в страну хлынули бизнесмены со всего мира — в том числе и евреи. Еврейская община функционировала на небольших площадях в пригороде Тайбэя до 1970-х годов, когда сближение Никсона с Китаем «подвесило» отношения США с Тайванем. Но даже когда американская правительственная инфраструктура исчезла (у США нет официального посольства на Тайване), в знак согласия с претензиями Китая на остров в рамках сложной системы «одна страна, две системы» – несколько еврейских семей решили остаться, и Еврейская община Тайваня была зарегистрирована правительством в качестве официальной организации в 1977 году.
Эйнхорн переехал на Тайвань по делам в 1975 году и начал руководить миньяном бизнесменов, которые собирались в отеле Тайбэя. Его группа объединилась с еврейской общиной в 1990-х годах, когда экономика Тайваня отошла от некоторых традиционных отраслей, таких как производство одежды и обуви. Он руководил службами в течение десятилетий, пока проблемы со здоровьем не заставили его уйти в отставку, но он продолжает посещать службы и мероприятия.
Со временем община также стала прибежищем для нескольких тайванцев, перешедших в иудаизм, таких как Зои Чанг, которая присоединилась в 2005 году и обратилась в 2012. Она отметила, что тайванцы, как и многие жители Восточной Азии, разделяют положительный стереотип о евреях как «очень умных и очень богатых». Но Чанг, бывшая христианка, сначала обратилась к религии. «Одна из причин, по которой я бросила христианство, заключается в том, что пастор сказал мне только молиться – если у вас не получается, вам нужно больше молиться об этом», – сказала она. «Но, если у меня есть вопрос к раввину, раввин скажет мне, как получить ответ или где его можно найти … Может быть, в конце концов, я действительно не смогу получить ответ … Но я думаю, что этот процесс самый лучший».
Заметным членом общины является Дон Шапиро, дядя бывшего посла США в Израиле Дэна Шапиро, который живет на Тайване более 50 лет. В свои 77 лет Шапиро стал неофициальным историком общины, написав краткую хронику общины, которую он возглавлял в 1980-х и 1990-х годах. Шапиро сказал, что его привлекла на Тайвань еда, которую он впервые попробовал в Нью-Йорке, когда был студентом Колумбийского университета. «Я просто был очарован иероглифами китайского алфавита и хотел узнать о них больше. Когда я приехал на Тайвань, я обнаружил, что еда здесь даже лучше, чем я представлял себе в Нью-Йорке», – рассказал он. «Это означает, что я немного прибавил в весе за десятилетия. Но я наслаждался отличной едой». Шапиро заметил, что он остался после выхода на пенсию в качестве журналиста журнала «Time» и «The New York Times» из-за положительного опыта, который он получил, в том числе как еврей в стране. «Люди на Тайване – одни из самых лучших людей в мире», – сказал он. «И они действительно уважают своих иностранных гостей».