Согласно опросам, 44% мусульман Великобритании поддерживают антисемитские теории заговора
Согласно недавно опубликованному докладу, почти половина британских мусульман поддерживают некоторые антисемитские теории заговора. Однако антисемитские настроения резко падают – на 12% – среди тех мусульман, которые более интегрированы в британское общество. Также отмечается, что британские мусульмане, которые чаще посещают мечети, испытывают самые теплые чувства к евреям и Государству Израиль.
Доклад, опубликованный лондонским аналитическим центром Общества Генри Джексона, показывает, что 44% мусульман согласны с утверждением о том, что британские евреи, как правило, более лояльны к Израилю, чем к Великобритании. Лишь 13% мусульман не согласны и считают, что британские евреи более лояльны к Великобритании, чем к Израилю. Согласно другому опросу, цитируемому в докладе, 24% британцев в целом считают, что британские евреи более лояльны к Израилю, чем Великобритания. Определение антисемитизма, данное Международным альянсом в память о Холокосте, гласит, что обвинение сограждан-евреев в том, что они более лояльны Израилю или предполагаемым приоритетам евреев во всем мире, чем интересам своих собственных стран, является формой антисемитизма.
Отчет основан на опросе 750 британских мусульман, проведенном агентством «Savanta-ComRes» в период с 25 ноября по 5 декабря 2019 года. В нем проводится сравнение со взглядами более широких групп жителей Великобритании, которые были изучены в ходе опроса «ICM Unlimited», проведенного среди 2011 взрослых британцев с 6 по 9 декабря 2019 г. Опрос также показывает, что вопреки некоторым представлениям, молодые люди и люди с высшим образованием не менее склонны придерживаться антисемитских взглядов. 47% мусульман, имеющих высшее образование, поддерживают обвинение британских евреев в «двойной лояльности» по сравнению с 40% тех, кто не учился в университете. 40% британских мусульман в возрасте от 18 до 24 лет считают, что евреи более лояльны к Израилю, чем к Великобритании. По данным «ICM Unlimited», среди всех британцев того же возраста подобного мнения придерживаются 17%.
Опрос «Savanta-ComRes» показывает, что 34% британских мусульман считают, что евреи слишком сильно контролируют мировую банковскую систему. По данным опроса «ICM Unlimited», 18% взрослых британцев разделяют это мнение. 33% британских мусульман также считают, что евреи имеют непропорционально большое влияние в политике. По данным «ICM Unlimited», эту точку зрения поддерживают 15% жителей Великобритании. По данным опроса «Savanta-ComRes», большинство британских мусульман считают, что евреи слишком сильно контролируют мировые СМИ, торговлю оружием и индустрию развлечений.
«Слишком долго теории заговора о евреях безнаказанно распространялись в мусульманских общинах Великобритании теми, кто стремится сеять раскол», – подчеркнул в заявлении для прессы автор доклада доктор Ракиб Эхсан. «К сожалению, доказательства показали, что это возымело действие. Я с сожалением должен сказать, что слишком многие представители британских мусульманских общин были готовы потворствовать антисемитским теориям заговора», – заметил он. «Когда британские мусульмане, такие как я, пытались выразить обеспокоенность по поводу антисемитизма в наших общинах, мы слишком часто встречали отпор со стороны единоверцев», – добавил Эхсан, научный сотрудник аналитического центра.
Опрос «Savanta-ComRes» показал, что евреи имеют самый слабый уровень благосклонности по отношению к религиозным организациям – 5,49 из 10 – среди британских мусульман. Христиане заняли второе место с 6,23, за ними следуют сикхи (5,78), буддисты (5,68) и индуисты (5,58). Самая низкая оценка у атеистов и неверующих – 5,10. В докладе также указывается, что Израиль получил самый низкий рейтинг благосклонности среди британских мусульман из девяти стран и территорий, которые были включены в опрос. При этом Палестина занимает второе место после Великобритании. Наивысший средний балл предпочтения зарегистрирован для Великобритании — 7,6, за ней идут Палестина – 6,56, Саудовская Аравия (6,25), Иран (5,64) и Индия (5,36). Израиль с результатом 4,53, отстает также от США (5,14), России (5,06) и Китая (5,05). Однако в докладе также говорится, что интеграция может сыграть ключевую роль в борьбе с антисемитизмом в мусульманском сообществе.
Он делит опрошенных на две отдельные категории, которые он называет «связанными» сетями дружбы и «соединяющих» сетями дружбы. В категорию сети «связанных» входят респонденты-мусульмане из Великобритании, которые сообщили, что примерно половина, большинство или все их близкие друзья принадлежат к одной религиозной группе. В группу «соединяющих» сетями дружбы входят британские мусульмане, заявившие, что лишь некоторые из их друзей – их единоверцы или никто из их друзей не являются единоверцами. Таким образом, опрос показывает, что мусульмане из «объединяющей категории» с меньшей вероятностью верят, что евреи имеют слишком большой контроль над глобальными СМИ (30,2% по сравнению с 37,7%), и с меньшей вероятностью верят, что евреи имеют слишком большой контроль над глобальной банковской системой (30,2% по сравнению с 38,4%).
Точно так же опрос показывает, что более интегрированные британские мусульмане с меньшей вероятностью считают, что евреи слишком сильно контролируют мировую оружейную промышленность (26,0% по сравнению с 37,9%); меньше верят, что евреи слишком сильно контролируют мировое политическое руководство (28,1% по сравнению с 38,1%); и меньше верят, что евреи слишком сильно контролируют мировую индустрию развлечений (27% по сравнению с 38,6%).
«Единственной последовательной нитью во всем докладе является тема социальной интеграции. Британские мусульмане, которые являются частью преимущественно немусульманских групп дружбы, сообщают о более благоприятных взглядах как на евреев, так и на Израиль, и менее склонны считать, что евреи имеют слишком большой контроль над глобальными сферами банковского дела, СМИ, политики, развлечений и производства оружия», – пишет Эхсан. «И наоборот, те, кто является частью социальных сетей, которые преимущественно – или исключительно – состоят из единомышленников-мусульман, придерживаются сравнительно неблагоприятных взглядов как на евреев, так и на Израиль», – добавляет он.
Доклад демонстрирует сложную картину о роли посещения мечетей. Он обнаружил, что у британских мусульман, которые сообщают о посещении мечети по крайней мере три или четыре раза в неделю, есть наивысший рейтинг благосклонности по отношению к Израилю (5,13), а теплота по отношению к еврейскому государству снижается по мере снижения посещаемости. Оценка благосклонного отношения к Израилю среди мусульман, которые говорят, что ходят в мечеть только один или два раза в год или никогда не посещают, составила 3,55. Аналогичная картина наблюдается и в отношении отношения к евреям. Британские респонденты-мусульмане, посещающие мечеть по крайней мере три или четыре раза в неделю, придерживаются более благоприятного мнения обо всех опрошенных религиозных группах по сравнению с теми, кто сообщил, что они никогда не посещают мечеть или посещают ее только один или два раза в год. Уровень благосклонности к евреям составляет 5,64 в первой группе по сравнению с 5,35 среди наименее частых посетителей мечети.
Однако, почти 55% британских мусульманских респондентов, которые посещают мечети не менее трех или четырех раз в неделю, согласны с мнением, что британские евреи более лояльны к Израилю, чем к Великобритании. Соответствующий показатель для респондентов, которые никогда не посещают мечети или посещают их только один или два раза в год, был более чем на 20% ниже – 33,8%. Но, как отмечается в отчете, «большинство тех, кто часто посещает мечети, также придерживаются мнения, что британские мусульмане более лояльны к Саудовской Аравии, чем к Великобритании. Действительно, частые посетители с гораздо большей вероятностью будут придерживаться мнения, что различные религиозные группы более лояльны к зарубежной стране, имеющей религиозное значение, чем к Великобритании».
В отчете предполагается, что эти результаты могут отражать более широкое восприятие «религия прежде всего», согласно которому те, кто посещают мечети, чаще считают, что ряд религиозных групп, включая их собственную, «более лояльны по отношению к другим странам (и территориям) значимым для их религии».