Новости

Возвращение в Египет

16 февраля 2020, 19:00 Египет
Поделиться

В феврале состоялось крупнейшее еврейское молитвенное собрание в Египте за последние десятилетия. Около 180 евреев египетского происхождения с разных концов света прилетели на землю своих отцов на шабат, посвященный открытию недавно отреставрированной синагоги «Элияу Ханави» XIV века в Александрии. Мероприятия были организованы в том числе ассоциацией «Неби Даниэль», которая работает над сохранением еврейских памятников в Египте.

В настоящее время в Александрии проживают всего четыре‑пять 70–80‑летних евреев, рассказал в интервью The Times of Israel член правления ассоциации «Неби Даниэль» Алек Накамули. В городе еще не так давно было 12 синагог, большинство из них проданы для поддержки еврейской общины, ее инфраструктуры и учреждений, сказал он.

Некогда крупнейшая в арабском мире синагога «Элияу Ханави» была открыта на торжественном мероприятии с участием правительственных чиновников и египетских евреев, прошедшем 10 января. Министерство древностей Египта в сотрудничестве с военными курировало реставрацию, стоившую 64 млн египетских фунтов (4 млн долларов) и длившуюся более трех лет после того, как в 2016 году обрушились крыша и лестница здания.

«Если бы не президент Египта Абдель Фаттах ас‑Сиси, это бы не было сделано. С тех пор как он пришел во власть, многое изменилось», — говорит Йоланде Мизрахи. Еврейская община Александрии не одинока в получении поддержки от Сиси. Каирская еврейская община, которая когда‑то состояла из 80 тыс. человек, сегодня насчитывает менее 20 евреев. Она также воспользовалась толерантностью президента Египта и планирует крайне необходимую сейчас кампанию по сохранению кладбища.

Бывший генерал захватил власть у тогдашнего президента Мухаммеда Мурси в процессе государственного переворота 2013 года, разрушив надежды на демократию, вызванные «арабской весной». Яростно сопротивляясь поправкам в конституцию, Сиси продлил свои полномочия до 2030 года. Учитывая послужной список Сиси с момента его прихода к власти (режим жестко расправляется с оппозицией), можно удивиться тому, что в феврале 2019 года, во время встречи с комиссией по Золотой медали конгресса Анвара Садата, возглавляемой евреем Эзрой Фридлендером, Сиси с энтузиазмом рассказывал о еврейской общине Египта. Президент пообещал построить новые синагоги, если евреи вернутся в Египет, а также восстановить Бассатинское кладбище IX века — старейшее еврейское кладбище в мире. (Знаменитая каирская средневековая синагога Маймонида была реконструирована в 2010 году.)

Совсем недавно, 23 января, посольство США в Каире поддержало этот план, пообещав финансирование для проекта Бассатинского кладбища, который, предположительно, будет реализован Американским исследовательским центром в Египте в сотрудничестве с «Каплей молока» — организацией, занимающейся сохранением еврейского наследия в Египте.

Один из немногих оставшихся евреев Египта — Альберт Ари, стареющий коммунист, который в возрасте 90 лет упорно отказывается уезжать, несмотря на несколько тюремных сроков. Он говорит: «Я египтянин. Куда же мне идти?» Когда кто‑то беседует с 53‑летним сыном Альберта Сэмми, который возглавляет организацию «Капля молока», становится ясно, что подобное упрямство свойственно всей семье. Сидя в старой еврейской школе в Каире, Сэмми страстно рассказывает о своем последнем визите в Нью‑Йорк, где он лицом к лицу столкнулся с одной из своих навязчивых идей — портретом Адели Блох‑Бауэр кисти Густава Климта, прославившимся благодаря фильму «Женщина в золоте». Картина, украденная нацистами, была возвращена семье Блох‑Бауэр в 2006 году после затяжного судебного разбирательства. «Когда я увидел картину, у меня чуть сердце не выскочило из груди. Это показывает, как упрямство может все изменить», — говорит Сэмми.

В организации «Капля молока» работают некоторые из оставшихся евреев, а также копты и мусульмане. Первоначально созданная в 1921 году как благотворительная неправительственная организация, задачей которой была поддержка нуждающейся и обездоленной еврейской общины, она возрождена в 2014 году с целью сохранения еврейского наследия страны по мере сокращения общины. Проводя культурные мероприятия и распространяя информацию, Сэмми стремится информировать общественность о малоизвестной части наследия Египта. Жена Сэмми, 44‑летняя Марва, родившаяся в Палестине, была поражена его упрямством, когда впервые приехала в Каир из Газы в 2008 году. Марва выросла в семье, которая была и коммунистической, и мусульманской. Когда она узнала, что не все евреи являются сионистами, между нею и Сэмми расцвела дружба. В конце концов они поженились, и Марва присоединилась к «Капле молока».

Друзья и политические единомышленники Марвы скептически относились к ее вступлению в эту организацию, опасаясь, что контакты с евреями могут стать проблемой для окружения женщины. А Марва видела в этом еще одно доказательство того, что ее участие в «Капле молока» абсолютно необходимо: якобы организация — «коммандос от культуры», задача которых — проложить путь для других. «Исходя из моего опыта на палестинских территориях и в интифаде, быть коммандос — часть моей повседневной реальности, — говорит Марва. — Если мы будем только ждать и смотреть, ничего не случится». За прошедшие годы ее вклад оказался особенно ценным, поскольку ее участие «позволяет людям понять, что мы не работаем на израильтян», подчеркивает она.

Ко всеобщему удивлению, «Капля молока» оказалась весьма резонансной. Пять лет назад Сэмми не мог предположить, что на месте старой еврейской школы сейчас будет работать общинный центр, а каирская синагога на Адли‑стрит будет регулярно открыта для молитвенных служб и посещения туристов. Похоже, успех обусловлен новым взаимным духом признания как со стороны еврейской общины, так и египетского общества в целом. Начиная с 2013 года новые руководители еврейской общины вызвали к жизни новые общественные инициативы. Не менее важны изменения, которые произошли в египетском обществе после старта в 2011 году «арабской весны», когда табу и традиционным образцам мышления был в массовом масштабе брошен вызов.

По мере того как общество боролось за свое развитие, граждане начали переосмысливать, что значит быть египтянином и может ли быть место за столом не только для многочисленного мусульманского и коптского населения, но и для меньшинств. Эти изменения в мышлении не были ограничены Египтом, считает ближневосточный ученый Наджат Абдулхак, который много писал о еврейских общинах. Абдулхак говорит о новом литературном духе времени, в рамках которого писатели со всего Ближнего Востока рассказывают об истории арабоязычных евреев в своих странах. Это панарабское литературное движение демонстрирует изменчивое и сложное представление о том, что значит быть египтянином, сирийцем, иракцем и вообще гражданином арабской страны.

В своем документальном фильме «Египетский салат» этот вопрос задает и египетский режиссер и писатель Надя Камель. В фильме рассказывается об обширной семье Камель с итальянскими, еврейскими, палестинскими и египетскими корнями. Когда фильм был выпущен в 2007 году, Камель сказала, что его создание стимулировалось страхом потери разнообразия, в том числе ее собственной потери в обществе, в котором все больше доминирует менталитет «мы» (мусульмане) против «них» (не‑мусульман). «Я вспомнила, что моя бабушка рассказывала мне истории о незнакомцах, которые встретились, полюбили друг друга, а затем стали моими бабушкой и дедушкой и моими родителями. Если эти истории не будут рассказаны, они умрут», — говорит Камель в фильме.

Она включила в свой фильм видеозапись визита членов семьи в Израиль. Это был сюжетный ход, который привел к обвинениям в «легитимации» еврейского государства в ее адрес, в том числе со стороны профессора Колумбийского университета. Эти отклики были опубликованы на сайте «Электронная интифада». Тем не менее фильм имел значительный успех и получил похвалы от известных деятелей, таких как египетский писатель и бывший директор Европола Камаль Рухайим. Рухайим известен своей трилогией о еврейской жизни в Египте и ее упадке, пользующейся успехом как внутри страны, так и за ее пределами. В интервью The Times of Israel он связывает популярность своих книг с тем, что «сейчас начинает расти понимание»: «Люди теперь заново начинают понимать то, что понимаю я и говорю в течение длительного времени: мы, мусульмане, такие же, как христиане и евреи».

До сих пор «арабская весна» в Египте не перешла в «лето». Правление Сиси не поощряет оптимистических надежд на революцию, права человека и подлинную демократию в Египте. Тем не менее некоторые позитивные изменения под руководством лидера‑силовика неоспоримы. В дополнение к обещаниям Сиси о восстановлении объектов еврейского наследия его правительство стало благоприятно влиять на общественное мнение о еврейском меньшинстве своей страны. В прошедший Рамадан уже третий год подряд государственное телевидение транслировало сериал о египетских евреях. В сериале под названием «Харет эль‑Яхуд» («Еврейский квартал») евреи изображены как патриоты, сражавшиеся за Египет во время первоначальных конфликтов страны с недавно созданным Израилем между 1948 и 1954 годами. Сериал получил похвалу от израильского посольства в Египте за представление евреев в качестве главных героев, хотя позже посольство изменило свое мнение, когда выяснилось, что сериал демонизирует Государство Израиль.

Тем не менее этот сериал можно противопоставить программам, транслировавшимся во времена правления бывших президентов Хосни Мубарака и Мухаммеда Мурси, где евреев сравнивали с животными, а государственное телевидение транслировало мини‑сериал, основанный на антисемитских «Протоколах сионских мудрецов». В стране есть некое постоянство в том, что египтяне не особенно любят евреев, о чем свидетельствуют многочисленные экземпляры «Майн кампф» и «Протоколов сионских мудрецов» у книготорговцев на оживленных улицах Каира. Это отношение уходит своими корнями к основанию Государства Израиль, когда египтяне решительно встали на сторону палестинских соседей, после чего последовал всплеск национализма при Гамале Абдель Насере в 1952 году, что быстро привело к враждебному климату и резкому упадку еврейской жизни в Египте.

Мнения об искренности Сиси неоднозначны. Некоторые утверждают, что позитивные изменения в Египте — это просто потворство Западу, в частности США и Израилю. Другие считают, что это может быть попыткой обелить иные нарушения Сиси в вопросах прав человека. Для самой еврейской общины эта тема является обидной, к ней они не хотят обращаться. По словам палестинки Марвы, «самое главное, чтобы мы воспользовались этой возможностью, прежде чем Сиси передумает».

Хотя Египет и не перешел к «арабскому лету», все еще есть те, кто считает, что смена времен года возможна, культурная революция продолжится и повлияет на образ мыслей людей и их готовность нарушать табу. «Со времени революции люди начали читать и исследовать самих себя, — говорит писатель Рухайим. — Многие теперь видят, как экстремистское мышление повлияло на них; эта расистская салафитская идеология медленно сдает позиции». Организация Сэмми и Марвы «Капля молока», по их словам, является доказательством того, что изменения возможны, и они сохраняют надежду. «Революция преуспела в том, что новое поколение приемлет других. Может быть, мы и не достигли того, чего хотели, но перемены произошли», — говорит Марва.

Конечная цель пары состоит в том, чтобы представить еврейское культурное наследие Египта как неотъемлемый аспект его национальной истории и идентичности. Их надежды подкрепляются растущим туризмом к объектам египетского еврейского наследия, приезжают и евреи, и неевреи. В то время как некоторые считают неизбежным, что еврейская жизнь в Египте прекратится, при определенных усилиях память о ней может жить долго.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции