Новости

«Слушай, Израиль»: в «Шма» есть магические силы

12 ноября 2021, 15:30 культура
Поделиться

Слова молитвы «Шма», возможно, самого фундаментального литургического утверждения иудаизма, обычно не связаны с искусством магии, пишет журналистка «The Times of Israel» Джессика Штейнберг.

Но появление 1500-летнего серебряного браслета, на котором были начертаны некоторые слова из этого еврейского текста, привело сотрудника отдела археологии Музея Израиля к некоторым удивительным открытиям о «Шма» и ее защитных качествах. Открытия и артефакты выставлены в экспозиции «Слушай, Израиль: магия «Шма»», которая будет выставлена ​​в археологическом крыле музея до апреля 2022 года. Серебряный браслет, широкий, прочный и покрытый греческим шрифтом, попал в Музей Израиля несколько лет назад по завещанию среди большой группы артефактов.

Сотрудница музея Нэнси Беновиц, которая изучала археологию и греческую типографику, ухватилась за возможность перевести греческий текст и в конечном итоге стала куратором выставки «Шма» с главным куратором отдела археологии Дуди Меворах. Беновиц расшифровывала греческий текст в течение двух лет и обнаружила, что это текст «Шма», иудейской декларации веры, взятой из Библии, произносимой дважды в день в молитве и каллиграфически написанной на свитках, вставляемых в футляры мезуз и в тфилин.

Прежде чем они превратились в молитву, три отдельных абзаца «Шма» были словами, переданными Моше народу Израиля, найденными в библейских книгах «Дварим» и «Бемидбар». Они были собраны вместе в период Второго Храма, чтобы сформировать текст «Шма», который известен сегодня, ставший центральной частью утренних и вечерних богослужений. Многие выучили этот текст наизусть и читали перед сном, а также в моменты страха и беспокойства, в том числе перед смертью.

Экспозиция открывается браслетом с надписью на нем, которую Беновиц тщательно переводила в течение двух лет. Сначала она отметила повторение букв и узнала несколько ключевых слов из «Шма», которые помогли ей завершить исследование. Часть загадки для Беновиц заключалась в том, почему на амулете, который, как правило, олицетворял белую магию и защиту, и обычно использовался христианами, были начертаны слова «Шма». «Это было совершенно уникально», — сказал Беновиц. В конце концов она пришла к выводу, что браслет с надписью был еврейским вариантом христианского амулета, который, вероятно, принадлежал богатому еврею, живущему в грекоязычной общине, возможно, в Египте, с доступом к ныне утерянному переводу Библии, который использовала его община – и он поместил слова «Шма» на свой амулет.

На выставке представлены другие амулеты, которые использовали и создавали древние евреи. Один из них — крошечная золотая пластинка, на которой маленькими греческими буквами написано «Шма». Она была свернута и сложена в крошечную серебряную капсулу и была найдена в могиле младенца, обнаруженной при раскопках. Эти амулеты использовались в качестве украшений в древнем мире, а также в современном мире – в Йемене, Иране и Израиле. Есть также амулеты, сделанные христианами, в том числе с текстом «Шма», вырезанным на их нижней стороне: древние магические чаши сделанные по вавилонскому обычаю, когда на чаши были нанесены библейские цитаты и изображения демонов, а затем их закапывали у входной двери, чтобы отпугнуть злых духов от дома и семьи.

По словам Беновиц, в иудаизме нет магии как таковой, но есть элементы, которые проявляются в этих чашах, книгах и свитках, в которых стихи чередуются и повторяются, или в которых слова изменяют или пишут в обратном порядке. «Это то, что напоминает «Гарри Поттера»», — заметила Беновиц. На выставке представлены амулеты для обеспечения родов, украшенные фигурами мифологической Лилит и других демонов, а также иллюстрированные рукописи для родильного ложа, в том числе текст «Шма», который должна читать роженица. По словам Беновиц, изюминка выставки идет в самом конце с витринами с тфилинами и футлярами для мезузы, которые традиционно содержат плотно свернутый кусок пергамента с текстом «Шма» и которые также перекликаются с амулетами.

Как отметила Беновиц, вся выставка посвящена нечеткой границе между религией и магией, поскольку нет четкой отправной точки, которая бы проводила различие между религией и магией. «Интуитивно мы вроде бы знаем где что», — заявила Беновиц. «Но они как бы пересекаются».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции