Новости

Швейцарский музей урегулировал претензии по поводу произведений искусства, приобретенных в нацистскую эпоху

29 марта 2020, 17:00 искусство
Поделиться

Через двенадцать лет после того, как швейцарский город Базель отклонил иск о реституции 200 гравюр и рисунков из своего Кунстмузеума (Художественного музея) местные чиновники изменили свою позицию и достигли соглашения с наследниками известного директора музея и критика-еврея, который продал свою коллекцию перед бегством из нацистской Германии.

В 2008 году музей утверждал, что первоначальный владелец произведений искусства, Курт Глазер, ведущая фигура в берлинском мире искусства и близкий друг Эдварда Мунка, продавал произведения искусства по рыночным ценам. По его словам, покупка музея на аукционе 1933 года в Берлине была совершена добросовестно, поэтому оснований для реституции не было. Но после того, как швейцарские средства массовой информации обнаружили документы, которые ставят под сомнение эту версию событий, музей пересмотрел свое предыдущее решение и сегодня объявил, что заплатит нераскрытую сумму наследникам Глазера. В свою очередь, он будет хранить работы таких художников, как Анри Матисс, Макс Бекман, Огюст Роден, Марк Шагал, Оскар Кокошка, Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель, которые, по оценкам, будут стоить более 2 миллионов долларов. Среди наиболее ценных экспонатов — две литографии Мунка: «Автопортрет» и «Мадонна».

Такой поворот является большой победой для наследников, но также признаком, по словам экспертов, новой готовности швейцарских музеев серьезно заняться претензиями в сфере реституцию и применять международные стандарты обращения с украденными нацистами произведениями в музейных коллекциях. «Швейцария была нейтральной во время войны, но это был рынок произведений искусства», – говорит Дэвид Роуленд, нью-йоркский юрист, представляющий наследников Глазера. «В настоящее время она добивается больших успехов в борьбе с этими случаями. Это большой шаг вперед».

Кунстмузей заявил, что планирует также в 2022 году, по согласованию с наследниками Глазера, развернуть комплексную выставку о его роли как «коллекционера, искусствоведа, критика и директора музея». «Это заняло много времени, но это хорошая новость», – говорит Валери Саттлер, внучатая племянница Глазера и одна из его наследниц. «Сначала мы все очень скептически относились к тому, что с этим репортажем все изменится».

Глазер родился в Лейпциге и начал работать искусствоведом в 1902 году. С 1909 года он был закупщиком Королевской галереи гравюр в Берлине. Он начал создавать свою собственную коллекцию и был назначен директором городской Кунстбиблиотеки, или Художественной библиотеки, в 1924 году. В 1920-е годы в своих берлинских апартаментах Глазер и его жена регулярно принимали художников и интеллектуалов за чаем и ликерами. Вскоре после того, как нацисты захватили власть в 1933 году, Глазер был снят со своего поста и лишен служебной квартиры. Он решил покинуть Германию и продал большую часть своей коллекции на двух аукционах в Берлине. Среди участников аукциона в аукционном доме «Макс Перл» в мае 1933 года был Отто Фишер, куратор публичных коллекций Базеля, которому было дано разрешение «делать дешевые приобретения».

Кунстмузеум заявил, что его исследование показывает, что Глазер получил деньги от продаж. Он уехал в Париж в 1933 году и в конце концов в 1941 году отправился в Соединенные Штаты. Там он умер в 1943 году. Наследники Глазера впервые обратились в Кунстмузеум в 2004 году. Четыре года спустя правительство кантона Базель, которое курирует музей, отклонило их требование. Оно утверждало, что цены, которые были заплачены за работы, были типичными для того времени. В ответе говорилось, что в каталоге аукциона не было никаких указаний на то, что работы принадлежали Глазеру, а Кунстмузеум «проявил всю необходимую осторожность» при их приобретении. Наследники, большинство из которых живут в Соединенных Штатах, обвинили кантон и музей в «провале на человеческом уровне» и «минимизации Холокоста во всех его аспектах».

Но в 2017 году базельская Художественной комиссия, комитет, который поддерживает и консультирует музей, согласилась пересмотреть дело. Эта переоценка была вызвана несколькими причинами. В 2014 году другой швейцарский музей, бернский Кунстмузеум, унаследовал коллекцию «с душком» Корнелиуса Гурлитта, отшельника, который спрятал в своих домах в Мюнхене и Зальцбурге около 1500 работ, унаследованных от его отца, арт-дилера Адольфа Гитлера. Его завещание и бремя ответственности, которое оно возложило на музей Берна, привлекли внимание к неоднозначному послужному списку Швейцарии в деле возвращения произведений искусства, украденных нацистами, и повысили осведомленность общественности о грабежах и работах, проданных под принуждением, которые попали в некоторые музейные коллекции. Затем, в 2017 году, швейцарский государственный телеканал SRF сообщил, что Базель не был полностью честен в своей оценке претензии наследников Глазера.

Протоколы заседаний 1933 года показали, что Художественная комиссия в то время знала, что работы принадлежали Глазеру. Они также описали покупки как «дешевые», если не по «бросовым ценам». Тем временем другие музеи и частные коллекционеры, особенно в Германии, согласились вернуть произведения из коллекции Глазера, проданные на двух аукционах 1933 года. Среди тех, кто вернул произведения искусства наследникам, были Музей Людвига в Кельне в 2014 году, Гамбургский Кунстхалле в 2015 и 2018 годах, а также Государственные музеи Берлина, которые также установили мемориальную доску в честь Глазера в «Кунстбиблиотеке» в 2016 году.

Когда дело Гурлитта привлекло большое внимание к Кунстмузеуму в Берне, президент Художественной комиссии Базеля Феликс Ульманн заявил, что комитет установил «неформальный контакт» с официальными лицами, чтобы освоить лучшие практики, когда речь заходит о международных стандартах реституции. «Дело Гурлитта вызвало много вопросов и побудило нас более внимательно изучить правовую основу для решений о реституции», – сказал он по телефону. «Мы также посмотрели на то, как другие учреждения отреагировали на претензии наследников Глазера, и увидели, что некоторые пришли к другим выводам. Поэтому мы подумали, что должны как минимум вернуться к этому делу».

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции