Новости

Образовательные программы о Холокосте для «новых шведов» из числа молодых беженцев

7 марта 2019, 10:00 образование
Поделиться

Они выросли в Сирии, Афганистане и Сомали и могут показать Израиль на карте, но многие молодые беженцы в Швеции никогда не слышали о Холокосте. Их первый контакт с еврейской историей в Европе часто происходит в классе.

«Одного из моих учителей изводили ученики. Он еврей, и они все время подшучивали над ним», – говорит Нергис Ресне, 19-летняя девушка, родившаяся в Швеции у турко-македонских родителей. С тех пор она присоединилась к группе «Молодые люди против антисемитизма и ксенофобии», основанной Сиавошем Деракти в Мальмё, третьем по величине городе Швеции, где каждый третий житель родился за границей. Организации и фонд, основанный Стигом Ларссоном, покойным автором криминальной трилогии-бестселлера «Миллениум», берут на себя задачу помочь учащимся и учителям бороться с антисемитизмом.

Несмотря на интернет-угрозы в его адрес, 27-летний Деракти организует семинары в школах, групповые беседы и учебные поездки в бывшие концентрационные лагеря, чтобы повысить осведомленность молодежи об ужасах массовых убийств евреев во время Второй мировой войны и подтвердить необходимость мирного сосуществования. «Некоторые из них происходят из мест, где правят диктатуры, из зон военных действий, полных антисемитских, гомофобных и женоненавистнических убеждений», – объясняет Деракти, уроженец Ирана, который в 2013 году получил первую премию Рауля Валленберга, шведского дипломата, который спас тысячи евреев во время войны. Педагоги говорят, что их работа осложняется огромным количеством предрассудков, фейковых новостей и теорий заговора, распространяющихся в социальных сетях.

«Самым популярным, без сомнения, является YouTube, где пропаганда крайне правых и пропаганда радикального ислама иногда пересекаются», – говорит Джонатан Леман, исследователь из фонда Expo, основанного Ларссоном. Expo составила брошюру, в которой 90 из 100 учителей, опрошенных в 2016 году, заявили, что их ученики верят в теории заговора, включая то, что Холокост либо никогда не происходил, либо происходил не так, как об этом говорится в учебниках истории.

Имам и раввин

В двух шагах от Expo, в Старом городе Стокгольма, Ингрид Ломфорс ежегодно принимает тысячи студентов в музее форума «Живая история». Здесь цель состоит в том, чтобы способствовать пониманию, обращаясь к состраданию людей и касаясь их сердец вместо того, чтобы давать уроки морали. «В прошлом году у меня была замечательная беседа с тремя молодыми мусульманскими девушками об Анне Франк», еврейской девушки из Амстердама, которая написала дневник до того, как была схвачена и умерла в концентрационном лагере, рассказывает Ломфорс. «Они ничего не знали об Анне Франк. Они посетили выставку, а затем в конце две из них сказали мне, что они идентифицировали себя с ней из-за изоляции, постоянных угроз, и преследования».

В Мальмё имам Салахуддин Баракат и раввин Моше-Давид Ха-Кохен вместе основали проект «Амана», направленный на наведение мостов между двумя их общинами посредством фестивалей, семинаров и лекций. Эта проблема становится еще более сложной из-за городской сегрегации, когда большое число молодых иммигрантов сосредоточено в одних кварталах и школах.

Согласно последнему докладу Шведского национального совета по предупреждению преступности в 2016 году, три процента преступлений религиозного, этнического, политического или сексуального характера, в стране с населением 10 миллионов человек, в которой проживает 15 000-20000 евреев, носили антисемитский характер. В одном из таких случаев молодые мигранты из Сирии и палестинских территорий были осуждены за то, что они бросали коктейли Молотова в синагогу в Гетеборге в декабре 2017 года. В ходе нападения никто не пострадал.

В 2016 году антимусульманские преступления совершались более чем в два раза чаще, чем антисемитские, и составляли семь процентов от общего числа преступлений. Мечети и центры для мигрантов были объектами многочисленных нападений. Полиция не наблюдала какого-либо значительного роста числа зарегистрированных антисемитских преступлений, с 2014 года, хотя с тех пор Швеция приняла 400 000 мигрантов, больше на душу населения, чем любая другая европейская страна. Швеция не включает этническую принадлежность преступников в свою статистику преступности.

В прошлом году в Мальмё было подано 35 полицейских рапортов об антисемитских преступлениях, число которых считается стабильным, но, по всей вероятности, ниже фактического уровня преступлений, полагает сотрудник полиции Мальмё Зандра Бродд. Между тем трое из четырех шведов считают, что за последние пять лет уровень антисемитизма вырос – самый высокий уровень в Европейском союзе – согласно исследованию Евробарометра, опубликованному Европейской комиссией в декабре.

«Многие евреи предпочитают вести себя сдержанно на публике. Например, они прячут кулон «Звезда Давида» под одежду или снимают кипу, как только покинут синагогу», – говорит пресс-секретарь еврейской общины Мальмё Фредрик Серадзки. В январе премьер-министр Швеции Стефан Лёвен пообещал выделить больше средств, чтобы больше молодежи могло посетить мемориалы Холокоста в Европе, а в 2020 году Швеция примет у себя международную конференцию по геноциду.

timesofisrael.com

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции