Новости

Новый закон Израиля разжигает напряженность по поводу его идентичности

24 июля 2018, 13:00 политика
Поделиться

На этой неделе Израиль принял закон, который уже 6 лет рассматривался в Кнессете. Названный «Законом о национальном государстве», закон заявляет, что Израиль является исторической родиной еврейского народа и что «право на самоопределение на национальном уровне в государстве Израиль уникально для еврейского народа». Он устанавливает иврит как официальный язык Израиля, и понижает арабский язык до «особого статуса», хотя многие люди в значительном арабском меньшинстве Израиля в основном говорят по-арабски.

Закон также утверждает, что еврейские поселения – без указания того, где – является национальной ценностью, и обещает поощрять и продвигать усилия по развитию поселений. Некоторые либеральные евреи, особенно за пределами Израиля, возмущены. «Ущерб, который будет нанесен этим новым законом о национальном государстве легитимности сионистского видения … огромен», – написал в пресс-релизе Рик Джейкобс, глава американского Объединения реформистского иудаизма. J Street, либеральная сионистская организация, назвала его «печальным днем для Израиля и всех, кому небезразлична его демократия и будущее».

Закон спорный, потому что он разжигает напряженность вокруг основ идентичности Израиля. Страна была создана как демократия-и модель западных, либеральных ценностей, но она также основана на еврейской идентичности. В государстве, созданном в качестве национальной Родины евреев, никогда не было совершенно ясно, какие права должны быть предоставлены не еврейским меньшинствам, и Израиль спорил с самим собой о том, как сбалансировать эти идентичности с момента своего основания. Критики, особенно евреи в диаспоре, рассматривают этот новый закон как окончательное заявление в пользу еврейской идентичности в ущерб демократической. Однако интерпретации тех, кто находится за пределами Эрец Исраэль, и живущих там не всегда совпадают. Новый закон Израиля является последовательным сигналом о ценностях Израиля, особенно когда речь идет о правах арабского меньшинства. Но его прохождение не обязательно представляет собой победу правых, как утверждают критики.

Законопроект о национальном государстве был впервые представлен в 2011 году правоцентристским членом Кнессета Ави Дихтером. Основная цель состояла в том, чтобы установить уникальное право евреев на израильскую родину в качестве одного из основных законов Израиля—фактически, его основополагающих конституционных правил. Когда последняя версия закона была принята на этой неделе, Дихтер заявил, что «мы сегодня превращаем этот важный законопроект в закон, чтобы предотвратить даже малейшую мысль, не говоря уже о попытке превратить Израиль в страну всех его граждан», согласно израильскому новостному сайту Ynet. Премьер-министр Беньямин Нетаньяху сказал так: «Мы заложили в законе основной принцип нашего существования. Израиль является национальным государством еврейского народа, которое уважает индивидуальные права всех своих граждан. Это наше государство – еврейское государство. В последние годы были те, кто попытался поставить это под сомнение, подорвать ядро ​​нашего бытия. Сегодня мы сделали это законом: это наш народ, язык и флаг».

Однако в его первоначальной форме законопроект не получил большой поддержки, и с тех пор его положения менялись. «В течение долгой семилетней истории этого законопроекта из него, по существу, исчезло почти все содержание, которое правые, которые его поддерживали вначале, стремились в него вложить», – сказал Ноа Эфрон, профессор в Университете Бар-Илан и бывший член Тель-Авивского городского совета. «Если правое правительство работало семь лет над законопроектом, который в его первых вариантах имел зубы, и, в конце концов, они пропускают ослабленный законопроект, символический … это признак силы или слабости?» И действительно, Бецалель Смотрич, депутат Кнессета от правой партии «Еврейский дом», написал в Фейсбуке после того, как закон был принят, что он испытал противоречивые чувства по поводу окончательной версии. «Там не упоминается имя Б-га», – жаловался он, или «положение о поселениях с реальным практическим значением».

Эфрон, который наблюдал за реакцией на законопроект в Израиле, сказал мне, что ультраортодоксальные газеты утверждают, что закон может быть оспорен в основном либеральными судами Израиля, что в конечном итоге может подорвать его положения—или того хуже. Закон устанавливает Шаббат как официальный день отдыха в Израиле, и ультраортодоксальные евреи беспокоятся о том, что суды могут в конечном итоге обратить вспять это или затруднить защиту соблюдения Шаббата, например законами, исключающими из него общественные магазины. Смотрич повторил это также в своих письменных комментариях.

Однако среди некоторых израильских ультралевых реакция была иной. «Это хорошо сочетается с левым нарративом, который почти не ставится под сомнение: Израиль движется к бездне не демократии, растущей приверженности этнократии», – сказал Эфрон. «Есть люди, которые действительно чувствовали себя так: вот оно. Это тот день, когда я отмечаю в своем календаре, день, когда израильская демократия закончилась». Со своей стороны, Эфрон считает это «сумасшествием», хотя он отождествляет себя с политическими левыми. Он не думает, что законопроект имеет такое большое значение, особенно потому, что он имеет минимальный практический эффект. «Арабский язык больше не является официальным языком, но 20 процентов израильского населения не собираются внезапно перестать говорить на нем», – сказала Сара Хиршхорн, лектор по истории Израиля в Оксфорде. «Магазины, бизнес и автобусы уже были закрыты в Шаббат в некоторых частях Израиля. Какое значение будет иметь Положение о Шаббате?»

Даниэль Сокач, глава либеральной сионистской организации «Новый израильский фонд», рассматривает новый закон как сигнал о том, что ценит Израиль – и куда он движется. Даже если это не сильно изменит повседневную жизнь в Израиле в краткосрочной перспективе, это часть более масштабной тенденции. Он сказал, что закон утверждает «еврейское превосходство» и служит «в основном для того, чтобы быть бревном в глазах 22-процентного арабского меньшинства Израиля». Многие либеральные еврейские организации в США повторили это опасение: это еще один признак, говорят они, что Израиль становится менее терпимым к меньшинствам, в том числе к неортодоксальным евреям.

По словам Haaretz, Стивен Верник, глава консервативного еврейского движения в США, написал письмо израильскому правительству, протестуя против законопроекта. Закон был принят примерно в то же время, когда консервативный раввин был арестован в Израиле за проведение неортодоксальной свадьбы, что является незаконным; Консервативное движение осудило арест в заявлении: «Израиль теряет свою душу и ослабляет свою демократию и еврейский характер», – сказал Верник, сообщает «Haaretz». «Его маяк света для народов теперь тусклый. Даже я с трудом вижу это». Но евреи диаспоры могут представлять Израиль иначе, чем сами себе представляют сами израильтяне. «Израильтяне, в частности, рассматривают Израиль как политическую концепцию. А еврейство диаспоры воспринимает это скорее, как духовное выражение», – сказала Хиршхорн.

Это видно даже в языке Верника: для многих евреев из диаспоры Израиль представляет собой надежду на справедливое выражение еврейских ценностей – «маяк света» – чем государство с политическими процессами, и всеми его сопутствующими недостатками. Особенно в Америке, где установление государственной религии, казалось бы, анафемой для большинства граждан, этно-религиозные аспекты Израиля могут быть резкими. «Частью сионистской ДНК … должны быть элементы особого статуса для еврейской родины и еврейские исторические права, которые были бы возвышены над правами других», – сказала Хиршхорн.

Палестинцы и израильские арабы осудили закон, утверждая, что он официально санкционирует дискриминацию меньшинств в Израиле и на его территории. «Меня удивило то, что Израиль пошел вперед и просто провозгласил, что еврейство более важно, чем его демократический характер», – сказал Низар Фарсах, который был членом группы по мирным переговорам Организации освобождения Палестины в период с 2003 по 2008 год. «Это всегда было так — когда палестинцы чувствовали Израиль, но фактически превратить его в основной закон — это впервые». Перспектива мирного соглашения между израильтянами и палестинцами давно далека, но за последние несколько месяцев – с продолжающиеся протестами в Газе и признаками углубления альянса между Израилем и США, – она кажется еще менее вероятной.

Фарсах сказал, что новый закон делает любые переговоры невозможными. «Рационально говоря, вы не можете ожидать мирного разрешения арабо-израильского конфликта с таким заявлением», – сказал он. «Теперь это закон: евреи имеют более высокие права, чем не евреи». Саеб Эрекат, нынешний представитель ООП, написал в заявлении, что «Этот закон основывается на десятках расистских и дискриминационных законов против не евреев. … Мы убеждены, что этот закон не был бы принят без культуры безнаказанности, которой Израиль по-прежнему пользуется».

Хотя закон является новым, вызовом, который он представляет для идентичности Израиля, не является таковым. Это было написано в первых строках Декларации независимости Израиля 1948 года: «Земля Израиля была родиной еврейского народа. … После насильственного изгнания со своей земли люди сохранили веру … и никогда не переставали молиться и надеяться на свое возвращение к ней». Этот закон повторяет длинные постоянные претензии евреев на землю Израиля, которая, по мнению некоторых, простирается на всей территории между рекой Иордан и Средиземным морем. Что касается нынешнего израильского правительства, похоже, эта претензия является единственной, которая действительно имеет значение.

theatlantic.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции