Новости

Наследники жертвы Холокоста подали в суд на Музей Израиля в Иерусалиме из-за ценной рукописи

18 апреля 2022, 11:00 искусство
Поделиться

Редкая еврейская рукопись 14 века стала предметом беспрецедентного судебного иска, поданного на этой неделе против Музея Израиля в Иерусалиме, пишет журналист «The Art Newspaper» Кабир Джала.

Учреждение отказывается вернуть «Птичью Агаду», которая находилась в его коллекции с 1946 года, наследникам Людвига Марума, немецкого политика – еврея, который стал одним из первых жертв Холокоста. Иск был подан в Верховный суд Нью-Йорка четырьмя внуками Марума, трое из которых также пережили Холокост, с требованием вернуть им книгу. Это первый случай, когда к какому-либо израильскому музею был подан иск о реституции предмета, предположительно утерянного во время Холокоста.

Спорный провенанс и право собственности на книгу привлекли внимание общественности в 2016 году, когда наследники Марума начали требовать от музея финансовую компенсацию за то, что они считают незаконным владением их семейной реликвией. Рукопись, датируемая примерно 1300 годом, была создана на юге Германии и описывается музеем как самая старая из сохранившихся иллюстрированных ашкеназских пасхальных агад. Хотя музей отказался оценить рыночную стоимость рукописи, в иске утверждается, что она стоит 10 миллионов долларов.

Примерно в 1910 году она была передана Людвигу Маруму, юристу из Карлсруэ, который был одним из немногих евреев, служивших в немецком парламенте во время роста влияния нацизма. Известный и стойкий критик Третьего рейха, он был убит в концентрационном лагере Кислау в 1933 году. В судебном иске, с которым ознакомилась «The Art Newspaper», истцы — Эли Барзилай, Доминик Эйвери, Андре Фишер и Людвиг Марум — утверждают, что книга была украдена после того, как нацисты вынудили семью Марум переехать после ареста Людвига. Сейчас книга находится на видном месте в постоянной экспозиции музея.

С 1980-х годов по многочисленным просьбам покойной дочери Людвига Марума Элизабет рядом с экспозицией висит мемориальная доска. В надписи на ней говорится, что книга находилась во владении семьи Марум в эпоху нацизма, но теперь принадлежит музею: последнее утверждение опровергается наследниками Марума. Их ентральным  аргументом является то, что книга была куплена Национальным музеем Бецалель (который был включен в состав Музея Израиля в 1965 году) без согласия семьи «за 600 долларов в ходе закулисной сделки без получения каких-либо доказательств права собственности».

Заявления продавца, Германа Кана, еврея – беженца, жившего недалеко от Марумов в Карлсуэ, о законном владении книгой «развалились на части при самом легком допросе», говорится в жалобе. Далее музей удалил из рукописи форзац, который свидетельствовал о том, что книга находилась во владении семьи более 75 лет. Иск обвиняет музей в преднамеренном отказе от расследования того, была ли книга украдена. Наследники Марума также утверждают, что музей на протяжении более трех десятилетий отказывался признать законные претензии на право собственности, выдвинутые Элизабет, которая умерла в 1998 году, утверждая вместо этого, что агада «принадлежит еврейскому народу».

Однако Музей Израиля утверждает, что именно Элизабет предоставила учреждению право продолжать экспонировать объект. «В 1950 году деловой партнер покойного Людвига Марума сообщил дочери Марума Элизабет, что агада была приобретена в Израиле музеем Бецалель. В 1984 году Элизабет посетила Музей Израиля и впоследствии написала письмо от имени семьи о том, что агада должна оставаться частью музейной коллекции «на благо общества». По ее просьбе табличка рядом с книгой была обновлена, чтобы включить упоминание о семье», — говорится в заявлении музея, переданном The Art Newspaper. «К сожалению, спустя 40 лет после того, как Элизабет написала Музею Израиля, что агада должна оставаться в его коллекции, ее дочь, племянница и племянники судятся с музеем, пытаясь нарушить ее желание».

В ответ на это адвокат истцов в Иерусалиме Меир Хеллер сообщил «The Art Newspaper»: «Музею хорошо известно, что Элизабет собиралась подать в суд на музей и не желала отказываться от права собственности семьи на агаду. Тот факт, что Элизабет, как и сегодняшние наследники, верила в то, что общественность получит доступ к агаде, не дает музею никаких оснований претендовать на право собственности на семейную собственность ни тогда, ни сегодня». Истцы хотят, чтобы книга была физически изъята из Музея Израиля и переименована в «Агаду Марума». Затем они надеются выставить его на всеобщее обозрение в «достойном учреждении».

Тем не менее причиной для требования ее полного возврата также является потенциал книги по получению прибыли. В 2008 году Музей Израиля опубликовал детскую книгу, основанную на «Птичьей агаде», которую до сих пор можно купить в магазинах Нью-Йорка. Страницы книги были воспроизведены в полном цвете в книге «Средневековая Агада: искусство, повествование и религиозное воображение», опубликованной издательством «Yale University Press» в 2011 году; изображения страниц из книг также продаются в виде открыток в сувенирном магазине Музея Израиля.

Описание агады как находящейся в коллекции Музея Израиля и указание на принадлежность семье Марумов в прошлом нанесли истцам финансовый ущерб, поскольку это «уменьшает стоимость их доли собственности, если они захотят продать агаду», говорится в иске. Кроме того, это «лишает их средств, которые они могли бы получить от продажи детской книги на основе агады». Вероятно, это последний в истории иск о возмещении ущерба жертвам Холокоста, поданный наследниками, которые сами пережили Холокост.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции