Мошенничество, подделка и подстрекательство: папирус возрастом 1900 лет рассказывает о римском судебном процессе против евреев
Недавно впервые расшифрованный 1900-летний папирус предоставил беспрецедентное свидетельство о жизни на земле Израиля накануне восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. н. э.), пишет журналистка «The Times of Israel» Росселла Теркатин.
Папирус был случайно обнаружен в 2014 году в архивах Израильского управления древностей почетным профессором Еврейского университета в Иерусалиме Ханной Коттон Палтиэль. Коттон Палтиэль работала волонтером в лаборатории свитков управления, когда поняла, что артефакт, ошибочно обозначенный как набатейский, был написан на древнегреческом языке. Пока ученые работали над его расшифровкой, они обнаружили, что папирус содержит запись уголовного процесса над двумя обвиняемыми евреями, Саулосом и Гедалиасом, которые могли быть связаны с готовящимся восстанием.
«Мы говорим о необычном папирусе со многих точек зрения», — заявила доктор Анна Долганов из Австрийской академии наук в телефонном интервью «The Times of Israel» после публикации научной статьи в журнале «Tyche» в начале этого месяца. Статья была написана в соавторстве Долгановой, Коттон Палтиэль, доктором Авнером Экером из Еврейского университета и профессором Фрицем Миттхофом из Венского университета.
Папирус, получивший название «Папирус Коттон» в честь своего первооткрывателя, как это принято в этой области, включает 133 строки текста.
«Это самый длинный греческий папирус, когда-либо найденный в Иудейской пустыне», — заметила Долганов.
Основываясь на инвентарном номере, исследователь объяснил, что артефакт, скорее всего, был обнаружен бедуинскими торговцами древностями и доставлен в Управление древностей в 1950-х годах, как и многие другие находки из этого района.
По словам исследовательницы, содержание папируса — личные заметки адвоката, готовившегося к суду — особенно поразительно.
«Это очень редкий жанр для нас, поскольку эти документы обычно выбрасывались после окончания суда», — рассказала Долганов. «Однако в этом особом случае кто-то посчитал этот папирус достаточно важным, чтобы унести его с собой туда, где он умер».
Пещеры в Иудейской пустыне были последним укрытием евреев – участников восстания Бар-Кохбы против Римской империи.
Восстание под предводительством Симона Бар-Кохбы произошло через 62 года после того, как римляне разрушили еврейский храм в Иерусалиме в 70 г. н. э. и через 15 лет после восстания еврейской диаспоры (115–117 гг. н. э.). После жестокого подавления восстания Бар-Кохбы, в результате которого погибли сотни тысяч людей, империя депортировала или сослала почти все выжившее еврейское население провинции Иудея, которая затем была объединена с Галилеей и другими территориями и переименована в Сирию Палестинскую.
«Мы знаем, что беженцы пытались найти убежище в отдаленных пещерах в Иудейской пустыне, принося с собой свои самые ценные вещи», — отметила Долганов. «Римляне осадили эти пещеры и морили их голодом».
Исследователи смогли точно датировать папирус, поскольку в нем упоминается визит императора Адриана в эту область, который состоялся в 129–130 гг. н. э.
Папирус был написан на греческом языке, поскольку греческий был административным языком эллинистических царств в регионе до того, как их завоевали римляне, и империя сохранила его.
Долганов подчеркнула, что мы не знаем, кто был автором папируса, но, скорее всего, это был кто-то из числа обвинителей. Учитывая, где был найден артефакт, они могли быть евреями.
«Мы знаем из других римских провинций, что местные жители были активны в провинциальном и судебном управлении», — заявила исследовательница. «Поэтому вполне вероятно, что сами прокуроры были либо местной еврейской, либо греческой элитой. Кроме того, у прокуроров обычно были писцы и помощники. Поэтому автор мог быть одним из них».
«Не все евреи были против римского имперского правления», — добавила она. «В частности, еврейская городская элита была недовольна тем фактом, что эти восстания создали среду насилия, где они сами стали мишенью».
Напротив, принадлежность обвиняемых к евреям не вызывает сомнений в свете их имен, Саулос и Гедалиас. Поскольку их обвиняли в нескольких преступлениях, включая мошенничество с налогами, подделку документов и подстрекательство к мятежу, их личность играла очень важную роль, утверждала Долганов.
“Судебный процесс развернулся примерно через 15 лет после последнего крупного еврейского восстания, восстания диаспоры, которое было чрезвычайно опасно для римлян”, – заявила она. “Похоже, что обвинение использовало призрак этого восстания, чтобы бросить подозрение на этих обвиняемых – евреев. По крайней мере, риторически обвинение разыграло еврейскую карту, чтобы эти люди выглядели еще хуже, чем они уже были, даже если они, возможно, только что совершили банальное налоговое мошенничество”.
Перед восстанием Бар-Кохбы еврейские повстанцы годами работали над рытьем сети туннелей под более чем 130 поселениями. Поэтому, по словам Долганова, вполне возможно, что Саулос и Гедалиас действительно были связаны с этим.
Папирус подробно описывает действия, которые вызвали судебный процесс.
Саулос, по всей видимости, продал раба другу, который жил в другой провинции, Аравии (примерно эквивалентной современной Иордании). Однако раб не был фактически передан, а скорее исчез из поля зрения римских властей.
«Скорее всего, целью было избежать уплаты налогов с продажи», — заявила Долганов. «Однако также возможно, что это была схема, направленная на освобождение раба, особенно если мы говорим о рабе – еврее. Саулос мог выполнять еврейское требование выкупа рабов».
Какова бы ни была цель сделки, Саулосу нужен был документ, подтверждающий фиктивную продажу. Гедалиас, который был судьей и, возможно, римским гражданином, помог ему подделать его.
«С нашей современной точки зрения мы склонны думать, что древние государства необязательно были столь искусными в управлении документацией, но римляне были такими, и у них были действительно высокие стандарты доказательств», — отметила Долганов. «Если что-то в документе их не убеждало, они отслеживали все детали того, что делали люди».
Хотя в тексте не указано, как закончился судебный процесс и что случилось с обвиняемыми подробное описание дела побудило Экера описать его как «самое задокументированное дело римского суда в Иудее, помимо суда над Иисусом».
«Единственный другой уголовный процесс в суде высокопоставленного римского чиновника, когда-либо зафиксированный в Иудее — или в регионе в целом, за исключением Египта — это суд над Иисусом», — заявил Экер «The Times of Israel». «В других случаях у нас есть ссылки на судебные процессы, но не на их подготовку или разбирательство».
Долганов рассказала, что с нетерпением ждет продолжения изучения папируса.
«Я думаю, что об этом документе сказано еще не все», — заключила она. «Я считаю, что это станет источником множества новых исследований в будущем».