Новости

Марокканский Дом памяти напоминает о сосуществовании евреев и мусульман

31 января, 10:00 Марокко
Поделиться

Открытый недавно в старом еврейском квартале прибрежного марокканского города Эс-Сувейра «Дом памяти» посвящен историческому сосуществованию еврейских и мусульманских общин.

«Дом памяти» расположен в бывшем семейном доме богатых торговцев, к которому добавили небольшую синагогу, украшенную деревянными изделиями и резной мебелью. Восстановленное здание «свидетельствует о том периоде, когда ислам и иудаизм имели исключительную близость, соучастие и тесную связь», – говорит советник короля Мухаммеда VI Андре Азулай. Азулай, сам являющийся членом еврейской общины Эс-Сувейры, начал проект в партнерстве с министерством культуры Марокко. «Мы сказали себе: мы позволим нашему наследию говорить и защищать то, что было искусством сосуществования во взаимном уважении», – сказал он. Его дочь Одри Азулай, генеральный директор ЮНЕСКО, также присутствовала 15 января, когда король совершил официальный визит в центр. Король изучал еврейские артефакты и слушал, как главный раввин Давид Пинто помолился за благополучие монарха. Вечером король устроил ужин в честь членов марокканской еврейской общины, сообщила «The North Africa Post».

«Бейт-Дакира» демонстрирует предметы, пожертвованные местными семьями, наряду с историями членов еврейской общины из города на атлантическом побережье Марокко. Среди них Лесли Белиша (1893-1957), который занимал посты министра финансов, транспорта и обороны в Великобритании, и Дэвид Юли Леви (1810-1886), «первый еврей, избранный в Сенат в истории Соединенных Штатов». На отдельном стенде перечислены королевские советники – евреи из Эс-Сувейры, в том числе Азулай, которого в 1991 году призвал во дворец Хасан II, покойный отец короля Мухаммеда. В «Бейт Дакире» также хранятся старые фотографии, архивные материалы, музыкальные записи, традиционная одежда и религиозные предметы. Наверху разместится исследовательский центр.

Во времена султана Мухаммеда III, который в 18 веке превратил небольшой порт в дипломатический и коммерческий центр, Эс-Сувейра была «единственным городом в исламском мире, где большинство населения составляли евреи», – сказал 78-летний королевский советник. Цель Азулая – превратить историю своего города в символ «искусства возможного» и отбросить то, что он назвал «амнезией, регрессом и архаизмом».

Когда-то в Эс-Сувейре было 37 синагог, но большинство из них пришло в упадок. Древняя община Еврейская община существовала в Марокко с древнейших времен и росла на протяжении веков, особенно с прибытием евреев, изгнанных из Испании Католическими королями после 1492 года. Многие евреи были вынуждены бежать или были изгнаны из арабских стран, включая Марокко, после создания Государства Израиль в 1948 году, когда в результате арабских погромов многие евреи были убиты или ранены. После победы Израиля в Шестидневной войне в 1967 году произошло дальнейшее усиление враждебности, что привело к последней великой волне эмиграции евреев из Марокко.

Эс-Сувейра была в значительной степени забыта во время французского протектората (1912-1956), но с начала 1990-х годов она постепенно возродилась, превратившись в туристический и культурный центр. Это не единственный город, где сохранилась память об иудео-марокканском наследии страны, что часто подчеркивает король. Также восстанавливаются кладбища, синагоги и исторические еврейские кварталы в других местах. С 1997 года в Касабланке находится Марокканский еврейский музей, единственный в своем роде в арабском мире. А в Фесе, духовной столице страны, строится музей, посвященный еврейской истории. Хотя королевство не имеет официальных контактов с Израилем, страну ежегодно посещают тысячи евреев марокканского происхождения, в том числе из еврейского государства. Они приезжают, чтобы заново открыть для себя землю своих предков, отметить религиозные события или совершить паломничество.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции