Новости

Впервые в истории марокканские чиновники участвуют в праздновании Хануки в Касабланке

27 декабря 2019, 14:30 ханука
Поделиться

Впервые в истории марокканские чиновники участвуют в праздновании Хануки в Касабланке. Саид Ахмидуш, вали региона Касабланка-Сеттат, и Рашид Афират, губернатор префектуры Касабланка-Анфа, присоединились к более чем 800 марокканским евреям на праздновании Хануки. Мероприятие, проходившее в отеле в Касабланке, широко освещалось по телевидению, рассказывая о чуде Хануки всему королевству. «Это посылает сильный сигнал мира и толерантности», – говорит раввин Леви Банон, посланник Хабад-Любавич, который руководит организацией «Jeunesse» («Молодежь») марокканского Хабада. «Марокко под руководством короля Мухаммеда VI стало для мира настоящим примером того, как выглядит сосуществование всех народов».

Марокко было домом для еврейской общины более 2000 лет. Несмотря на то, что нынешнее еврейское население страны очень далеко от своего максимума – 350000 в 1950 году, сегодняшняя еврейская община, насчитывающая 3000 человек, в основном сосредоточенная в Касабланке, остается активной и энергичной. Во всем мире насчитывается приблизительно 1,5 миллиона марокканских евреев.

У марокканских евреев, конечно, есть и свои ханукальные обычаи — к примеру здесь нет латкес (картофельных оладьев, которые принято делать на праздник у ашкеназских евреев). На мероприятии в Касабланке были поданы сфенджи (название, лингвистически связанное с английским словом «губка»), жареные магрибские пончики, которые традиционно едят на Хануку, чтобы вспомнить чудо с маслом. Еще один исключительно их обычай — использование так называемой «марокканской меноры», богато украшенной меноры треугольной формы, которая висит на косяке.

Ханукальное мероприятие было организовано «Jeunesse», а также Советом еврейских общин Марокко, организацией SOC и синагогой «Давид а-мелех». Под вспышки фотоаппаратов Серж Бердуго, посол короля по особым поручениям и президент Совета еврейских общин, зажег свечу на гигантской меноре.

Помимо Бердуго, вали и губернатора, которые являются назначенцами короля Мухаммеда, среди высокопоставленных гостей были давние посланники Хабада ребецн Рейзель Раскин, а также раввин Шолом и ребецн Гитль Эйдельман; Пьер Сибони, президент SOC; и Габриэль Руйми, президент синагоги «Давид а-мелех». Из-за границы прибыли даян Дэвид Банон, известный своим авторитетом в марокканских и ашкеназских еврейских общинах Монреаля, и раввин Мендель Раскин, директор Бейт-Хабада в городе Кот-Сен-Люк, входящего в состав мегаполиса Большой Монреаль, оба – еврейские эмигранты из Марокко.

История Хабада в Марокко уходит корнями в 1940-е годы, и это было первое место, куда Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, благословенной памяти, послал постоянных посланников – раввина Михоэля Липскера и его жену Тойбеле, прибывших в Мекнес – после того, как он стал руководителем движения Хабад в январе 1950 года. Позже в том же году Ребе отправил раввина Шломо и Пессию Матусоф в Касабланку, а сеть хабадских еврейских школ и ешив «Охалей Йосеф-Ицхак» в конечном итоге охватила 70 общин по всей стране.

«Ребе не случайно начал свою работу здесь, в Марокко», – говорит раввин Леви Банон, который вместе со своей женой Ханой поселился в Касабланке в 2009 году. Покойный муж ребецн Раскин, раввин Лейбель Раскин, был первым инициатором грандиозного празднования Хануки за десятилетия своей работы в марокканской еврейской общине. Прошедшее в прошлом году совместное межобщинное отмечание Хануки было первым, которое показало арабское телевидение, и, как рассказал собравшимся Банон, это не осталось незамеченным.

«Мой коллега хабадский раввин Хаим Матусоф из Тулузы во Франции позвонил мне и сказал, что организовал ханукальную вечеринку в маленьком городке под Тулузой, и туда пришли без предупреждения пожилой еврей и его жена», – вспоминал Банон. «Этот человек не праздновал Хануку много лет, пока не увидел по телевизору празднование Хануки здесь, в Марокко. Он сказал: «Если евреи могут открыто праздновать Хануку в Марокко, почему я не делаю это здесь, во Франции?», Он стряхнул пыль со своей меноры, нашел в Интернете сведения о мероприятии Хабада в своем городе и появился там вместе с женой».

В 1985 году в ходе обмена письмами между Ребе и отцом и предшественником короля Мухаммеда VI, королем Хасаном II – в связи с 850-летием Маймонида – Ребе подчеркнул уникальную историю толерантности Марокко к меньшинствам, в первую очередь к его еврейским подданным. «Ваше Величество и все марокканцы имеют основания для особой близости к этому историческому событию, поскольку именно в вашей стране и городе Фес Маймонид со своей семьей нашел убежище от религиозной нетерпимости…», – писал Ребе. «Отрадно, что я могу провести параллель между милостивым отношением королевской семьи к Маймониду во времена Маймонида и современным положением евреев при милосердном правлении Вашего Величества, продолжающем традицию вашего прославленного отца, Его Величества короля Мухаммеда V, благословенной памяти».

В заключение своего письма Ребе перефразирует сообщение, которым Маймонид открывает и закрывает свой главный труд «Мишне-Тора», отмечая, «что знание Б-га является основой будущего человечества; идеальный мир, в котором нет ни ревности, ни вражды между людьми и народами, а только мир, справедливость и благожелательность перед одним Б-гом». «Этот праздник Хануки и продолжающийся рост еврейской жизни здесь, – говорит Банон, – являются свидетельством того факта, что, как писал Ребе, «мир, справедливость и доброжелательность» могут стать реальностью».

chabad.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции