Новости

Крошечные японские резные фигурки, выставленные в Еврейском музее, рассказывают историю стойкости еврейской семьи

21 ноября 2021, 15:00 культура
Поделиться

Эдмунд де Ваал считает, что объекты, как и семьи, являются диаспорными. Они начинаются в одном месте и заканчиваются в другом, накапливая истории, пишет журналистка «New York Jewish Week» Сэнди Браварски.

Мастер-керамист, который демонстрирует свои работы на международном уровне, де Ваал является автором отмеченного наградами бестселлера 2010 года «Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие», мемуаров о расцвете и падении династии банкиров и художников из семьи европейских евреев. Эта книга, которая теперь является экспонатом выставки, открывшейся 19 ноября в Еврейском музее на Манхэттене, которая привлекла внимание всего мира своим изящным и оригинальным повествованием, вызывающим в воображении затерянные миры дохолокостной Европы через материальные объекты и истории, которые они продолжают рассказывать. В музее представлены эти предметы: семейные фотографии, письма, сувениры и предметы искусства из семейной коллекции, в том числе картины Жана-Оноре Фрагонара, Берты Моризо, Клода Моне, Гюстава Моро и Пьера-Огюста Ренуара.

В основе выставки – одноименный заяц, одна из фигурок большой коллекции нэцкэ, крошечных японских фигурок с замысловатой резьбой, сделанных из слоновой кости и дерева. Унаследованная автором, чей отец, родившийся в Голландии, служил англиканским деканом Кентербери, нэцкэ вдохновила его на поиски и олицетворяла взлет, падение и стойкость семьи «Есть одна особенность о тактильности, об объектах, о том, что они содержат», – заявил де Ваал в интервью из своей лондонской студии на прошлой неделе. «Я искренне чувствую эту идею о том, что, когда вы создаете что-то и передаете это, происходит передача энергии, эмоций и воображения. Я твердо верю, что предметы рассказывают истории. Если вы достаточно одержимы, вы можете разобрать истории, которые они могут рассказывать». Он продолжил: «Нет однозначных историй. Когда вы пытаетесь рассказать сложную историю, например, семейную, о воспоминаниях и эмоциях, о вещах, которые объясняются, и о вещах, которые скрываются, – речь идет о секретах и ​​молчании в такой же степени, как и о вещах, которые передаются по наследству».

В стиле мемуаров выставка прослеживает историю семьи отца де Ваала, Эфрусси, влиятельной еврейской семьи, корни которой уходили в Бердичев, местечко в «черте оседлости» на территории современной центральной и западной Украины. В 1840 году Карл Иоахим Эфрусси отправился в Одессу, где он добился огромных успехов в торговле зерном, а затем в Вену, где семья еще больше приумножила свое богатство, престиж и благотворительность. В 1870-х годах внук патриарха семьи по имени Шарль Эфрусси, искусствовед и коллекционер (двоюродный брат прадеда автора), приобрел коллекцию из 264 нэцкэ в Париже и хранил их вместе с картинами своих друзей, в том числе Ренуара. Статуэтками, вероятно, восхищался и держал их в руках друг Шарля Марсель Пруст, который посещал его парижский салон, прежде чем они были отправлены в качестве свадебного подарка двоюродному брату Эфрусси в Вену. В 1938 году нацисты разграбили, а затем заняли большой венский дворец Эфрусси, и члены семьи столкнулись с преследованием, изгнанием и смертью. Нэцкэ были спрятаны в матрасе верным слугой. После войны бабушка автора привезла их в Англию, а позже его двоюродный дед привез их в Японию, где Эдмунд впервые увидел эту «очень большую коллекцию очень маленьких предметов» в 1981 году.

В Еврейском музее янтарный заяц и другие предметы, которые де Ваал описывает в мемуарах как «соблазнительно осязаемые», находятся за стеклом. Большинство из них подписаны художниками, создавшими их. «Я надеюсь, что интимность выставки позволит вам почувствовать и ощутить, что вы очень близки с ними. К ним нельзя прикоснуться, но их можно почувствовать», – говорит он. Он описывает это как иммерсивную выставку. «Сложный процесс «раскопок» — это часть всей идеи выставки», – сказал он. «Речь идет об открытии … Речь идет об открытии… реальной попытке рассказать историю». Посетители выставки смогут услышать, как де Ваал читает свои мемуары в аудиогиде, открывая для себя нэцкэ, а также другие объекты. Это шелковый дамасский парохет (занавес для ковчега Торы), сделанный из свадебного платья члена семьи, и пенсне, или очки, сделанные из стекла и металла. Очки принадлежали Виктору фон Эфрусси, который родился в Одессе в 1860 году и умер в 1945 году лицом без гражданства. Среди нэцкэ – хурма с божьей коровкой, змея на листе лотоса, три играющих мыши и обезьяна, поедающая персик. Есть также портрет отца де Ваала Виктора де Ваала 1978 года, который, по словам автора, выглядит раввинским.

Автором проекта выставки стала Элизабет Диллер из «Diller, Scofido + Renfro». Дочь выживших в Холокосте, она вместе с де Ваалом в течение 10 лет работала над ним. На просьбу представить, как это будет выглядеть в Еврейском музее, где столько предметов, которые он видел раньше, теперь собраны в одном месте, де Ваал говорит: «Это необыкновенно, красиво и лирично – увидеть что-то еще раз свежим взглядом. Для меня это невероятно болезненно и остро. Есть вещи, которые я впервые увидел 40 лет назад в квартире моего дяди в Японии или 50 лет назад в доме моей бабушки». Он говорит, что продолжает разговаривать с теми, кто ушел. «То, что они умерли, не означает, что вы не разговариваете», – заявил он. Позади него в студии располагаются полки с множеством книг, и во время беседы с помощью «Zoom» он указывает на несколько томов стихов Рильке, которые принадлежали его бабушке и которых не будет на выставке. Он поворачивает экран своего компьютера и указывает на большую инсталляцию на стене рядом с фарфоровыми сосудами, расставленными в витрине, основанную на стихотворении Пауля Целана. Де Ваал говорит поэтично и сдержанно, как его проза и как его искусство. «Я всегда хотел быть поэтом. Поэзия есть во всем, что я делаю. В моих инсталляциях. Я все время читаю стихи».

Недавно он создал библиотеку стихов для центра поддержки онкобольных в Англии и будет распространять эту идею по всем странам. Несколько лет назад де Ваал передал большую часть коллекции нэцкэ Еврейскому музею в Вене в долгосрочную аренду. «Это как раз подходящее место для них», – говорит он. Говоря о силе повествования, он продолжает: «Они могут очень много работать, рассказывая о диаспоре, о том, что произошло в Вене». Его семья продала с аукциона 79 других нэцкэ, собирая средства для благотворительных организаций для беженцев. «Мы хотели сделать это, пока жив мой отец, которому 92 года. Мы решили отдать дань уважения тому факту, что являемся семьей беженцев. Мы собрали огромную сумму денег. Это тоже история», – заметил он. «Вы не пассивный наблюдатель в этой истории, а активный участник. Эти истории еще не закончены. Люди говорят: «Итак, вы двигаетесь дальше». Ответ в том, что ты не можешь двигаться дальше. История все еще продолжается, тревожная, неразрешенная». Он сохранил несколько нэцкэ. Наиболее известный, пожалуй, своими белыми фарфоровыми сосудами, он часто создает коллекции, перемещая свет и пространство между своими нежными, полупрозрачными творениями.

Он также создал инсталляции в музеях и библиотеках по всему миру, в том числе в музее Фрика в Нью-Йорке и – сейчас на выставке – в Музее Ниссима де Камондо в Париже. Он также является автором книги «Белая дорога» об истории фарфора и своем увлечении им. Его последняя книга – «Письма Камондо» о другой еврейской династии, члены которой потеряли свободу, имущество и жизни из-за нацистов. Для 58-й Венецианской биеннале в 2019 году де Ваал создал выставку, состоящую из двух частей: одной в Еврейском музее в Венецианском гетто и второй, «библиотеки изгнания», в здании 16 века на Большом канале. В нее вошли почти 2000 книг писателей в изгнании на 70 языках из 52 стран. На стенах, покрытых жидким фарфором, де Ваал написал названия потерянных библиотек по всему миру, в том числе в Сараево, Мосуле и Алеппо, раввинских библиотек Люблина и Варшавы и библиотеки своего прадеда в Вене. После посещения других музеев, «библиотека изгнания» теперь находится в своем постоянном доме в иракском Мосуле, и служит основой для создания новой университетской библиотеки, заменяющей ту, что была разрушена.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции