Новости

Китай подал в суд на правительство Израиля за отказ в участии в тендере на создание системы легкорельсового транспорта в Тель-Авиве «под давлением США»

19 апреля 2022, 09:00 Израиль - Китай
Поделиться

Конгломерат израильских и китайских компаний подал в окружной суд Тель-Авива иск против правительства за отклонение их заявки на проект легкорельсового транспорта в Тель-Авиве, утверждая, что решение было основано на незаконном давлении США, пишет журналист «The Jerusalem Post» Йона Джереми Боб.

В январе правительство объявило, что оно одобрило тендер французской фирмы «Alstom» и что израильские компании «Dan» и «Electra» выиграли тендер на «Зеленую линию, а израильская фирма Shafir и испанская компания CAF приступили к строительству «Фиолетовой линии».

Заявление «NTA Metropolitan Mass Transit System Ltd.», финансируемой государством компании, ответственной за планирование и строительство легкорельсового транспорта в Тель-Авиве, стало крупной победой Вашингтона над Пекином в многолетней битве за влияние в отношении израильской инфраструктуры. Администрации Байдена и Трампа оказывали сильное давление на Иерусалим, чтобы тот отклонил заявки китайских компаний на строительство важнейших инфраструктурных проектов, особенно в области связи и технологий.

Продолжающаяся торговая и технологическая война между двумя мировыми державами привела к усилению опасений американцев по поводу того, что китайцы будут использовать инфраструктурные проекты в Израиле в качестве «черного хода» для слежки за интересами США. В какой-то момент администрация Трампа даже пригрозила прекратить использование ВМС США нового порта Хайфы из-за участия Китая в его разработке и эксплуатации. Но Иерусалим был обеспокоен отчуждением Пекина, и январское решение было первым случаем, когда Израиль следовал новой линии США и рисковал серьезным разрывом с Китаем после более чем десятилетия, когда китайские компании все глубже и глубже входили в израильские инфраструктурные и портовые проекты.

В число истцов входят «China Railway Construction Company» (CRCC), которой администрация Байдена запретила получать какие-либо инвестиции из США — из-за подозрений в связях с китайской оборонной промышленностью, — израильская компания «Urbanics» и другие израильские и китайские фирмы. Всемирный банк наложил санкции на CRCC в 2019 году после обвинений в мошенничестве. В иске истцы требуют, чтобы Израиль одобрил их заявки, учитывая, что они предложили самые низкие цены. Одна из дочерних компаний CRCC, «China Civil Engineering Construction Corp.», прорыла туннель «Гилон» на севере в 2014 году стоимостью около 200 миллионов долларов, работала субподрядчиком в проекте туннеля «Кармель» примерно за 150 миллионов долларов, в 2010 году, а в последние годы работала над «Красной линией» тель-авивского легкорельсового транспорта стоимостью 500 миллионов долларов.

«Зеленая линия» протяженностью 39 км с 63 станциями должна пройти из Ришон-ле-Циона через Холон, центр Тель-Авива и Тель-Авивский университет в западную Герцлию. Она будет включать в себя четыре подземные станции; планируемый год начала эксплуатации – 2026 год. «Фиолетовая ветка» будет проходить от рынка Кармель в Тель-Авиве на восток, при этом один маршрут будет идти в Кирьят-Оно и университет Бар-Илан, а другой — в Йехуд. Планируется, что протяженность линии составит 27 километров с 45 станциями, она также должна начать работу в 2026 году.

У CRCC есть история «демпинга», обычной практики компаний, участвующих в инициативе Китая по расширению строительства своей инфраструктуры по всему миру, когда они участвуют в тендере неся убытки, чтобы выиграть. Их заявка на «Зеленую» и «Фиолетовую» линии в Тель-Авиве была значительно дешевле, чем у других, и в августе 2021 года NTA начало расследование того, как она могла фактически предоставлять необходимые услуги по такой низкой цене. У NTA есть опыт в этой практике, поскольку китайская компания CRGT значительно превысила бюджет при строительстве «Красной линии» тель-авивского легкорельсового транспорта.

Официально NTA заявила, что отклонила предложение CCRC на том основании, что это была вводящая в заблуждение низкая ставка. В иске истцы отметили ряд заявлений бывшего директора «Шин Бет» Надава Аргамана, израильских политических деятелей и американских чиновников, указывающих на то, что Иерусалим отклонил заявку CCRC на основании требований США. Однако, если администрация Байдена сформулировала проблему с точки зрения недопущения шпионажа Китая как за Израилем, так и за США, истцы утверждали, что это был фарс Вашингтона, который пытался несправедливо получить экономическое преимущество в конкуренции с Пекином.

По словам истцов, стандартное договорное право не позволяет правительству дискриминировать китайские компании только потому, что США требуют такого результата. Далее они говорят, что заявления Аргамана и других о том, что китайские компании могут быть «опасны» для Израиля, если им будет разрешено продолжать строить инфраструктуру, основаны не на объективных доказательствах, а на субъективном желании угодить США, независимо от вопросов договорного права и справедливости. Несмотря на эти утверждения, маловероятно, что израильский суд отменит решение правительства, и особенно рекомендации по безопасности от «Шин Бет», просто на основании утверждений истцов о том, что заявления о том, что они «опасны», являются прикрытием для американских коммерческих соображений.

Израильские суды, как правило, полагаются на правительство и спецслужбы при вынесении решения о том, является ли тот или иной вопрос угрозой национальной безопасности. В то же время не исключено, что суд может провести слушания по этому вопросу и потребовать от правительства более подробной информации о том, опасен ли Китай в этой сфере. Даже проведение таких слушаний может привести к тому, что правительство либо пересмотрит свое решение, либо изменит свой процесс принятия будущих решений, чтобы сделать критерии игнорирования заявок китайской компании с более низкой стоимостью более четкими и прозрачными. Пока администрация Трампа видела потенциал для заключения соглашения с Китаем по торговым и технологическим вопросам, в израильском киберистеблишменте также были громогласные защитники Пекина и меньшинство защитников даже в оборонном истеблишменте. Но в последние годы Иерусалим ясно дал понять, что если ему и придется выбирать, то он будет на стороне Америки. Израиль просто предпочел избегать конфликта везде, где это возможно.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции