Новости

Фотовыставка подтверждает возрождение еврейской жизни в Польше

9 августа 2018, 15:00 История, культура
Поделиться

Американскому фотографу Чаку Фишману был всего 21 год, когда он начал путешествовать за пределами железного занавеса в 1975 году, чтобы запечатлеть жизнь еврейской общины, которая была на грани вымирания после столетий существования в Польше. Он не мог предвидеть еврейского возрождения, которое произошло после падения коммунизма в 1989 году.

На этой неделе в Варшаве открылась новая фотовыставка, которая объединяет ранние снимки Фишмана, показывающие меланхолию и упадок еврейского мира, с возрождением традиций третьим и четвертым поколениями после Холокоста, с изменениями, которые изумили его. Выставка под названием «Возрождение: еврейская жизнь в Польше», показываемая в Еврейском историческом институте в Варшаве, будет проходить до 28 октября, а затем еще на несколько месяцев отправится в Еврейский музей Галиции в Кракове.

Фишман, которому сейчас 65 лет, сказал Associated Press 8 августа, что его мотивация для документирования польских евреев в 1970-х и 1980-х годах заключалась в том, чтобы записать их историю до того, как многовековая еврейская община полностью вымрет. Накануне Холокоста насчитывалось около 3,3 миллиона польских евреев, что делало общину крупнейшей в Европе. Большинство из них были убиты нацистской Германией, а послевоенное насилие и антисемитская кампания польского коммунистического режима в 1968 году вынудили многих выживших уехать. «Предполагалось, что это будет последний из 1000 лет польской еврейской жизни. Это то, о чем все говорили — причем все», – сказал Фишман. «И, если бы не падение коммунизма, это был бы конец».

Фишман совершил пять поездок в Польшу с 1975 по 1983 год, часто для освещения других исторических событий, таких как первый визит польского папы Иоанна Павла II на родину в 1979 году и подъем в 1980-е годы антикоммунистического движения «Солидарность» Леха Валенсы. В эти поездки он также фотографировал идише-говорящих жертв Холокоста, которые собирались в заброшенных зданиях, чтобы помолиться вместе.

В то время еврейская жизнь происходила негласно из-за опасений дискриминации. В некоторых случаях ему удалось поймать в объектив тех, кто молился во время субботних богослужений. Фишман вспоминал, что в то время, как некоторые из них возражали против того, что он фотографировал в субботу, что является нарушением еврейского религиозного закона, другие были готовы не обращать на это внимания. «Я был таким хорошим еврейским мальчиком из Америки», – сказал Фишман, вспоминая, как сочувствующие молящиеся, казалось, говорили невербальным языком: «Оставь его в покое. Какая разница? Когда мы уйдем, здесь ничего не останется».

После 30-летнего отсутствия он вернулся в Польшу в 2013 году – промежуток времени, когда коммунизм рухнул, а Польша присоединилась к Европейскому союзу и НАТО. Он был потрясен новым богатством эпохи капитализма – банкоматами и роскошными автомобилями, и всем остальным, что трансформировало страну, – и оптимистичным и растущим поколением еврейских семей, которые, наконец, имели раввинов и которые чувствовали себя комфортно, открыто отмечая свои праздники.

В то время как число евреев невелико, возможно, не более 20 000 человек из 38 миллионов человек населения страны, в Польше теперь есть отремонтированные синагоги, еврейские уличные фестивали, еврейские школы, кошерные рестораны и даже евреи, переезжающие из США и Израиля. «Для меня все было поразительно».

Фотографии из первой поездки Фишмана в Польшу были опубликованы в книге 1977 года «Польские евреи: заключительная глава». Но большинство представленных в Варшаве фотографий никогда не публиковались. Во времена коммунизма он делал упор на то, чтобы никогда не публиковать изображения молодых польских евреев, опасаясь, что их публичная идентификация может иметь негативные последствия для них.

Все фотографии Фишмана черно – белые, что создает ощущение последовательности в коллекции несмотря на то, что они охватывают 43 года и радикально отличающиеся политические системы.

apnews.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции